Вместе с началом активного прикорма, пришла дилемма: позволять дочери есть самостоятельно, как она хочет, но потом отмывать полностью её, себя и кухню, либо кормить её с ложечки, контролируя весь процесс принятия пищи, и умудриться сохранить внутреннее спокойствие. Я сделала осознанный выбор в пользу первого. В этой статье расскажу почему.
Сразу оговорюсь, что у меня нет образования детского психолога и даже простого педагогического. Очень подробно с точки зрения психологии я в эту тему не вникала, но есть несколько моментов, на которые я опиралась, принимая это решение, которые мне кажутся весьма весомыми. Большинство из них навеяно собственным практическим опытом, советами бывалых мам и интернетом.
Можно поесть самой
В самые сложные дни, когда Рита капризничает и постоянно требует моего внимания, это очень актуально. Если не есть с ней, можно вообще не поесть никогда. Обычно я накладываю себе и ей, она увлечена едой и ест сама с минимальной моей помощью. В это время я тоже могу утолить голод. В быстром темпе, конечно, но поесть.
Развитие координации движений и мелкой моторики
Взять кусок из тарелки и донести его до рта - самое что ни на есть интенсивное развитие в возрасте до года. А орудование ложкой - это вообще топовый тренинг жизненных навыков. Быстрее будет пробовать - быстрее научится.
Познание мира через тактильные ощущения
Трогание еды - это не только моторика, но ещё и разноплановые взаимодействия с действительностью. Ведь еда такая разная и интересная: у кусочков разные цвета, формы, размеры, текстуры, температура и т.д. Что происходит в ложке, которую тебе протягивают - не всегда понятно и есть время изучить, а вот если ковыряться в тарелке самостоятельно - вот это шикардятина.
Познание себя через вкусовые предпочтения
Когда у ребёнка есть возможность посмотреть на несколько вариантов еды у себя в тарелке и выбрать то, что он хочет съесть или выбрать последовательность принятия пищи, это - огромный вклад в его будущие здоровые отношения с едой. Именно так мы учимся понимать, что именно сейчас нужно нашему организму, какая еда нам нравится, а какая - нет. Кормление родителем как правило, не предполагает выбора: ешь, что дадут.
Обучение через подражание
Дети учатся всему, повторяя за родителем. Когда ребенок ест сам в компании значимого взрослого, он получает возможность копировать его движения и поведение за столом, что является каждодневным уроком этикета.
Чтобы получать все вышеперечисленные бонусы от самостоятельного приема пищи ребёнком, нужно соблюсти некоторые условия.
Минимальный выбор блюд
Обычно я стараюсь давать не меньше трёх продуктов в один приём пищи. Например: каша, сыр и овощ или мясо, овощ и яйцо. Так у дочери есть шанс формировать свои вкусовые предпочтения. Иногда съедать все, иногда ограничиться одним продуктом.
Совместный приём пищи
Обедаем и ужинаем мы с Марго чаще всего вместе. Завтракаем всей семьей. Если даже я вдруг по каким-то причинам поела раньше (например, захотела сделать это в спокойствии во время её сна или оголодала раньше времени), то все равно сажусь с дочерью и ем что-нибудь на перекус. В идеале, нужно есть то же, что и ребёнок. Вот с этим иногда бывают проблемы, но мы стараемся :) Через совместные приемы пищи Рита перенимает модели взаимодействия за столом, движения с использованием столовых приборов и т.д. Кроме того, во время совместных трапез дочери перепадает различного рода «запрещенка» на пробу. Даю ей попробовать понемногу что-то из взрослого рациона, чтобы потихоньку расширять ее гастрономические горизонты.
Тарелка на присоске и небьющаяся удобная посуда
Если мы даём ребёнку свободу, она должна быть безопасной. Как для него, так и для квартиры. Присоска не дает тарелке перевернуться (учтите, что присоска хорошо работает только на пластиковой столешнице), силиконовые или пластиковые предметы посуды неубиваемы многочисленными ударами, а удобная кружка дает возможность быстрее обучиться самостоятельному питью.
Дзеновское спокойствие матери
Это тоже не мой конёк, но я совершенствуюсь. Причём, меня не раздражает беспорядок и медлительность приема пищи. Чаще всего коробит поднимать по 20 раз ложку, которую дочь упорно возвращает на пол после каждого опустошения. Это неплохой такой тренинг по самообладанию, должна вам сказать.
Конечно, такого рода подход к прикорму влечёт за собой ряд неудобств, таких, например, как большой объём уборки после каждого приема пищи (мытьё стульчика, столешницы, пола и иногда даже стен). Приходится часто стирать одежду, либо есть без неё, а потом мыть Марго практически полностью. Также абсолютно точно это не подойдет тем родителям, кто по природе очень опрятные и аккуратные люди. Скорее всего, вы просто не сможете вынести такого беспорядка, каждый раз ваше сердце будет сжиматься от боли при виде сей грязной картины. Именно поэтому я рада, что с мужем мы только завтракаем, так как он очень любит порядок и ему непросто смириться с моим слишком либеральным подходом к кормлению.
Вполне вероятно кому-то вышеперечисленные предложения покажутся, как минимум, странными. Однако, лично для меня неудобства пока проигрывают потенциальным преимуществам. Я стараюсь давать дочери максимальную свободу в отношениях с едой, не переживая за чистоту. Рано или поздно она все равно научится есть ловко и чисто, а пока нуждается в организации безопасной площадки для тренировок.
А как повелось в вашей семье: вы кормите ребёнка или он ест сам? Можете ли вы терпеть грязь за столом?