Часть 1.
1986 год. Энне Бурда 77 лет. Энергичная и полная сил, она готовится к своему триумфу: журнал Burda Moden скоро должен был появиться в Москве.
Всё началось с делового посещения советской делегацией полиграфической ярмарки в Дюссельдорфе. Личный агент издательства «Aenne Burda» убедил заместителя посла СССР в ФРГ познакомиться с тем, как поставлено дело в знаменитых типографиях Burda в Оффенбурге. Энне Бурда устроила грандиозную встречу, пакет предложений для советской стороны с её стороны уже был подготовлен: предоставить лицензию на издание Burda Moden в СССР либо поставлять туда уже готовые экземпляры. Директор советского издательства «Внешторгиздат» Владимир Прокопов проявил серьезную заинтересованность. И через некоторое время был подписан договор о намерениях: предполагался 40-страничный журнал с выкройками тиражом от 200 000 до 2 000 000 экземпляров.
Первый номер на русском языке было решено отпечатать в Оффенбурге и в Москву на пробу отправить 100 000 экземпляров. За рекламу на его страницах западные компании вступили в борьбу. В итоге остановились на 15-ти самых известных брендах. И на Восток уже едут огромные фуры, на борту которых было написано «Burda Moden в Москву». Там было 100 000 экземпляров первого номера на русском языке и 150 модельных платьев для дефиле. Приехала и сама издательница со своими тремя сыновьями. Программа обширная: обеды с министрами, приемы в немецком посольстве, в Моссовете, посещение Троице-Сергиевой лавры, знакомство с сокровищами Кремля, съемки фильма на Красной площади… Но главное - презентация журнала в немецком посольстве и демонстрация моделей в Колонном зале Дома Союзов!
3 марта 1987 года на Пушкинской улице (сегодня это Большая Дмитровка) образовалась гигантская пробка из автомобилей. Показ Burda Moden стал событием года. 800 москвичек получили приглашения на показ через профсоюзы. Декорации были в немецком стиле. Перед сценой был сооружен 15-тиметровый подиум. Колонный зал украсили тысячами цветов, привезенных из Германии. Фотокорреспонденты со всего мира суетились вокруг маленькой женщины: «Сюда! Фрау Бурда, посмотрите сюда!». Бурда в тот вечер стала звездой и героиней всех вечерних новостей во всем мире.
Для участия в показе привезли трех лучших манекенщиц: американку Кристи Терлингтон, канадку Монику Шнарре и шведку Рене Симонсен. Говорят, они отказались от финансово выгодных предложений, чтобы принять участие в «событии мировой истории», отработав бесплатно. В зале находилось около 1000 человек. Под звуки американских шлягеров по помосту дефилировали 15 девушек, один мужчина и трое детей. Зрители были в восторге. Показ поставил гамбургский хореограф Тед Линов. В завершении были продемонстрированы свадебные наряды под звуки Торжественной увертюры «1812 год» Чайковского.
«Мода не знает границ» было написано на пакетах, которые гости унесли домой. В нем был набор косметики и первый номер журнала «Burda Moden» на русском языке. «Будьте счастливы!» - пожелал соотечественникам Владимир Прокопов, генеральный директор «Внешторгиздата».
На следующий день Энне Бурда ожидал прием у Раисы Горбачевой. Событие состоялось в особняке, который некогда принадлежал русскому миллионеру Савве Морозову. С 1938 года там располагается Дом приемов МИД. Энне принимали по-царски. К Раисе Горбачевой она прониклась симпатией, как потом говорила, с первого взгляда. Позируя перед фото и видеокамерами, они расположились на диване. Эти снимки потом облетели весь мир. «Очень жаль, что вчера я не смогла прийти на ваш показ мод. Я слышала, что он прошел успешно», - начала беседу Раиса Максимовна. «Женщины в нашей стране тоскуют по красоте. Фрау Бурда, с помощь Ваших выкроек они смогут себе шить красивую одежду».
Для обеспечения журналом 280 миллионов граждан СССР необходимо было построить типографию в Москве. Энне Бурда заказала одной компании исследовать возможности строительства в России новой типографии офсетной печати. Речь шла о миллионных тиражах. Деятельность предполагалась масштабная. Вложения должны быть огромные. Бурда колебалась. Конечно, окончательное слово было за ней, но у нее были советчики, люди, которые разрабатывали стратегии предприятия Бурды. Эксперт по Восточной Европе тогда писал Энне: «Население в России, помимо жителей 15 городов-миллионников, живет в провинции, где нет ни достаточного количества магазинов, ни нормально функционирующей системы торговли по каталогам, зато есть много портних как профессиональных, так и любительниц. Поэтому снижения спроса на журнал в этой стране не предвидится». В экономически развитых странах женщины уже отказывались садиться за швейную машинку. Управляющий делами Энне Бурда рассматривал шанс утвердиться на Востоке как спасение для журнала.
Но вложения должны были быть огромные. Энне Бурда склонялась к мысли даже отказаться от затеи, пока не нашли третью заинтересованную в советском рынке сторону, и дело пошло! Издатели мечтали о миллионных тиражах. Они видели, чувствовали и знали перспективу советского рынка.
Ещё одним успехом Бурды была договоренность с главным редактором «Известий», одной из крупнейших в мире газет (от 30 до 40 миллионов читателей), на эксклюзивное право сбора за рубежом рекламных объявлений от западных фирм с дельнейшим их размещением в «Известиях». Именно через Burda теперь крупные западные компании могли пройти на колоссальный советский рынок.
Продолжение истории в следующей статье.
P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.