Часть 2
Вы тоже помните это — «будешь мне братом названным» из старых русских сказок, когда богатыри обменивались крестами или рубахами, а потом стояли друг за друга горой в битвах? Так вот, побратимство — это не исконно славянский обычай и даже не чисто христианский. Побратимство имеет обширную географию. А корни его теряются во временах древнейшего язычества.
В Китае прошлых эпох братание и сёстринство было очень распространено. Заключалось оно как по обоюдному согласию, так и по повелению родителей. В соответствии с канонами конфуцианских традиций — сыновней почтительности, клятвы заключенные по родительскому указу были нерушимы и тщательно наблюдались обществом. Судьба же побратимства, заключенного из личных соображений, зависела от обстоятельств и индивидуальных решений. Хотя благородные жители поднебесной, надо отдать им должное, старались уважительно относится к братским клятвам, независимо от того, под воздействием каких мотивов они были заключены.
Обряд побратимства в Китае служил нескольким социальным целям:
Первая — реализация братской почтительности или поклонение брату. Эта добродетель подразумевала: покровительство старших над младшими, активное участие в воспитании, помощь и сопровождение в течении жизни. Именно из братской добродетели, а так же из обычая крёстного родительства исходят понятия хубэ/сонбэ и наставничество. https://t.me/yujin_kultura_i_pismo/18
Тренировка братской добродетели была недоступна единственным детям в семье. Поэтому идея дать своему сыну/дочери научиться этой добродетели, подыскав ему побратимов/сестёр была очень распространена и одобряема.
Дети, связанные клятвами братства, приравнивались к кровным родственникам. Они обращались к родителям друг друга мама/папа, заодно прокачивая добродетель сыновней почтительности в двойном объеме. Так же они должны были исполнять на праздниках, фестивалях, обрядах роли соответствующие кровным братьям/сёстрам. Кроме того они несли друг за друга материальную ответственность.
Вторая цель, более понятная современному европейскому обществу, заключалась в простом желании двух людей со схожими интересами скрепить дружбу на века. Получалось что-то вроде «лучшие друзья на всю жизнь», но чуточку крепче — с документами и надзором со стороны общества.
Третья причина — единая цель, повод для существования побратимства/сёстринства и в современном Китае.
Женщины, служащие в храме проходили обряд сёстринства. Солдаты, также, часто приносили клятвы побратимства.
Побратимство среди воинов одобрялось и поощрялось обществом поднебесной на протяжении почти всей истории Китая, исключая время правления династии Цинь. Считалось, что побратимство делало солдат более стойкими, храбрыми, сплоченными. Вероятно, это действительно было так — ведь в период правления Цинь побратимство среди солдат было запрещено из-за опасения, что братская клятва будет иметь большую силу, нежели служебный долг.
Побратимство для единой цели и сейчас используется в обрядах инициации некоторых преступных банд. Например, такой как триады основанной в 1760 г и существующей в сильно измененном виде до сих пор.
Причина четвертая — желание жить хорошо. Побратимство/сёстринство использовали для улучшения социального положения. Оно позволяло приобрести полезных родственников: если уж не повезло иметь таковых по рождению, можно организовать по договору. Из-за этого побратимство было инструментом придворных интриг на протяжении почти всего существования китайского императорского двора.
Побратимство в Китае имело широкое распространение во многом благодаря своим мягким правилам. Названные брат/сестра считались родственниками, а их родители считались общими. Но это не делало родственниками всех остальных членов кланов: тётей, дядей, двоюродных братьев и сестёр, и не накладывало на них обязательств относительно друг друга. Побратимство в Корее, например, регулировалось гораздо более жестко.