Жители улицы Георгия Буркова в деревне Грановщине пострадали от пожара на трансформаторной подстанции, который произошел из-за перегрузки сети. В результате пожара едва не сгорел дом, света не было почти в 30 домах. На место выехал наш корреспондент, чтобы разобраться в проблемах жителей.
Едва молодые семьи заехали в только что построенные дома, сразу столкнулись с отключением света – с приходом первых же морозов.
– Я живу по адресу: Георгия Буркова, дом 11 в деревне Грановщине. Мы официально заехали в дом 18 августа 2022 года. И как только заехали, у нас начались веселые дни и ночи. Выключения света были через день, а порой и каждый день. До сих пор все это продолжается. Энергетики говорят, что подстанция маленькая и не справляется с количеством домов и нагрузкой. Уже вторые сутки у нас нет света, мы купили генератор, у нас трое несовершеннолетних детей. Практически в каждом доме такая история, – рассказывает Ольга Горощенко.
Ольга Горощенко. Фото: Кирилл Шипицин
А 21 декабря жители улицы услышали взрывы, электроника в доме начала искриться и издавать страшные звуки.
– Я была дома, у нас электрический котел для обогрева затрещал. Мы с детьми подумали, что он загорелся – начал искрить, светиться, раздался сильный треск. Затем на улице услышали хлопки и взрывы. Выбежали на улицу, где уже стояли соседи. Виной всему оказалась подстанция – она сгорела. Электрики поменяли сгоревшие внутренности в трансформаторе. В ночь на 23 декабря мы с соседями дежурили возле него. Электрики поочередно включали то одну половину улицы, то другую, чтобы в домах хоть как-то поддерживалась температура и не перемерзли трубы. 23 декабря утром должны были приехать устанавливать второй новый трансформатор, чтобы разгрузить существующие сети. Сейчас мы видим, что отключают тех, кто нелегально подключился к сетям, а трансформатор так и не ставят, – рассказывает Ольга о своих злоключениях.
Сгоревшая подстанция. Фото: Кирилл Шипицин
Грановщина, Урик и Хомутово разрастаются с каждым годом. Сейчас уже и границ нет между этими населенными пунктами. Действующие подстанции не справляются с нагрузкой. На улице Георгия Буркова энергетики провели ревизию, и оказалось, что больше 30% домов подключено неофициально. «И что же дальше?» – задают вопрос жители.
Фото: Кирилл Шипицин
– Наш дом официально подключен к электросетям, у нас нет никаких долгов и штрафов. Но по улице есть нелегальные подключения, из-за которых не хватает мощности. Поэтому еще один трансформатор энергетики не будут ставить. Мы думаем, что отключат всех, кто неофициально подключен, – для галочки, а через пару часов приедут и подключат их заново к общим сетям. Трансформатор вновь не будет выдерживать, и ситуация будет повторяться. Я не знаю, как мы будем выживать. В доме все зависит от электричества, – так видит ситуацию Ольга.
Электрики меняют сгоревшие элементы. Фото: Кирилл Шипицин
Практически все жители купили дома в ипотеку, которую исправно платят. Но теперь вынуждены покупать бензогенераторы, которые в сутки потребляют топлива на 3000 рублей.
– На 8 часов работы мы покупаем бензина на 1000 рублей. Соседи приходят к нам за водой, заряжаем им телефоны. Еду готовим на китайских газовых горелках. Вчера у соседей замерзла дверь, греющий кабель не работал, и они не могли попасть домой, взламывали дверь. Как объяснили энергетики, все новые улицы так страдают, – добавляет красок Ольга.
Многодетная семья Инны Секретаревой переехала в Грановщину из Ново-Ленино, взяли двухэтажный дом в ипотеку на 19 лет – чтобы у каждого ребенка была своя комната, чтобы дети росли на чистом воздухе. Еще одним весомым плюсом переезда стали школа и детский сад по соседству. Но сейчас семейство ютится в гостиной, дверные проемы завесили одеялами, чтобы тепло не выходило в другие помещения.
Инна Секретарева - многодетная мама. Фото: Кирилл Шипицин
– Проблемы со светом начались осенью, в октябре. Как только пришли морозы, мы трое суток сидели без света. Включали на час и потом вновь отключали. С момента взрыва трансформатора у нас опять несколько суток нет света. Мы все спим на первом этаже под тремя теплыми одеялами в теплой одежде. Страшно представить, как так жить в -30 градусов, которые придут к нам через пару дней. Вчера мы заказали пирожки и пиццу, чтобы накормить детей. Горячее сварить не можем, на подножном корму живем. Переезжать к родственникам не вариант, дети ходят в сад и школу, а из города не наездишься, и за домом нужно следить, чтобы все не перемерзло. Мы уже написали письмо губернатору с просьбой помочь, – рассказывает Инна.
Инна Секретарева одеялами закрыла дверные проемы. Фото: Кирилл Шипицин
Как же получилось, что люди покупали уже готовые дома, с подключенными коммуникациями, а как подходило время первого платежа за электроэнергию, так их ждали неприятные сюрпризы?
– Проблема идет от застройщика: агентства продают дома и не говорят, что они к электричеству подключены неофициально. Я купил дом за 3,2 миллиона рублей. Через месяц после покупки пошел оплачивать по счетчику, и мне сказали, что мой дом подключен нелегально. Я не смог с застройщика «догнать» деньги за то, что он меня обманул. Мне пришлось выплачивать штраф 64 тысячи рублей – за нелегальное подключение. Ожидание на официальное подключение к электрическим сетям – от полугода и дольше, – рассказывает Степан Петров, житель дома по той же улице Буркова.
Степан Петров. Фото: Кирилл Шипицин
Одна из жительниц, которую отключили, рассказывает, что ее семья купила дом в ипотеку, продавец дал все документы. А когда люди пошли «их на себя переделывать», оказалось, это просто бумажки. «Кто-то же дает эти разрешения, ставят же на них печати! Мы ходили в Энергосбыт, нам сказали – ждите. А сегодня обрезали провода. На улице зима, мы без тепла и света. Глава Уриковского поселения не реагирует», – жалуется нелегальщица поневоле Олеся.
Решение, по мнению жителей, одно – поставить нормальную подстанцию, которая «вывозила» бы нагрузку. Рано или поздно нелегальщики получат разрешение на подключение, их подключат, а подстанция не выдержит и вспыхнет.
Степан Петров на такой горелке готовит еду детям. Фото: Кирилл Шипицин
В результате взрыва подстанции, говорит Степан Петров, едва не сгорел дом. Из дома рядом с подстанцией выскочили жильцы в одном белье. «Я побежал к ним навстречу, забрал у отца раздетого ребенка и унес быстро к себе домой. Люди, конечно, были в шоке», – добавляет Степан. Общими усилиями удалось не допустить распространения огня на дома.
Местные жители просят силовые ведомства подключиться к решению проблемы.
Фото: Кирилл Шипицин