23 декабря 2022 года в ходе финального в 2022 году заседания Совета Федерации сенаторы одобрили три законопроекта. Рассмотрим каждый из них.
Закон о такси 2023
Первым законопроектом стал нашумевший закон о такси. Основные изменения для такси:
- создаётся государственная информационная служба и 3 реестра такси (реестр перевозчиков, автомобилей и служб заказа такси);
- будет предусмотрена работа в такси для самозанятых;
- вводятся ограничения на работу в такси за пределами своего региона;
- вводятся единые требования к автомобилям такси;
- новые требования к водителям такси (стаж от 3 лет, ограничения для "лишёнников", запрет на работу с 3 неоплаченными штрафами);
- Разрешения такси будут выдаваться в электронном виде;
- Введён запрет на платную перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем, если у водителя нет разрешения на работу в такси, а также запрет на распространение информации о таком предложении (за исключением заказных перевозок);
- Вместо бессрочных разрешений такси введены разрешения сроком действия не менее 5 лет;
- Исключена обязанность по оформлению полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) для такси;
- Из перечня обязательных документов исключён договор с медицинской организацией о проведении предсменных и предрейсовых осмотров водителей;
- В перечень обязательных документов добавлена справка об отсутствии судимости;
- Запрещено допускать к работе в такси лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость (по преступлениям согласно перечню в ст. 328-1 ТК РФ);
- Исключено требование по оснащению такси датчиками усталости;
- Запрещена работа служб заказа такси, если решения российского юрлица прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица, иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, иные иностранные инвесторы;
- Если количество автомобилей службы заказа такси, выполняющих заказы в регионе, превышает 4 тысячи в сутки, необходимо создание филиала данной службы в регионе;
- Служба заказа такси обязана вести личный рейтинг водителей в электронной форме.
Основные положения данного законопроекта, в случае подписания, вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Дистанционный медосмотр водителей
Согласно тексту законопроекта, в случае его принятия, будет разрешено проведение медицинских осмотров (предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых) с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья.
При проведении медосмотров с использованием указанных медицинских изделий должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом.
20 декабря 2022 года Госдума одобрила законопроект сразу во втором и третьем (окончательном) чтении.
Дистанционный медосмотр нельзя применять к водителям школьных автобусов, а также междугородних автобусов, перевозящих пассажиров на расстояние более 300 км.
В случае подписания, поправки заработают с 1 сентября 2023 года.
Единая база страхования
22 марта 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании автоматизированной информационной системы (АИС) Страхование. Документ предполагает переход к централизованной системе хранения информации по всем сегментам страхования.
Появление системы «АИС Страхование» даст возможность потребителям получать услуги страхования в цифровом формате (от заключения договора до получения возмещения), а также и информацию о своей личной страховой истории, считают в Центробанке.
Также на основе «АИС Страхование» будет внедрена система контроля за наличием полисов ОСАГО с помощью средств фото-/видеофиксации, подчеркнули в пресс-службе регулятора.