Найти тему

Посетил музей бронетанковой техники УВЗ

Небольшое дополнение к предновогодней заметке про санаторий Руш:

Делать в субботу было нечего, так что воспользовался моментом и во время отдыха записался на экскурсию в музей бронетанковой техники Уралвагонзавода. Он расположен возле автостанции УВЗ, по адресу Восточное шоссе 28/5. Если ехать со стороны Екатеринбурга, нужно проехать и почти весь Тагил насквозь.

У входа стоит экспозиция вагонов, которые выпускает УВЗ. А внутри — про сам завод и его бронетанковую продукцию.

-2

Музей небольшой. По сравнению с музеем УГМК в Верхней Пышме выглядит микроскопическим. Правильнее было бы назвать его музеем танкового производства УВЗ. Про вагоны там тоже есть, но совсем немного. В контексте истории развития завода.

Карта поставок различных танков УВЗ. Освещение довольно скромное, поэтому сфоткать экспозицию на телефон непросто.
Карта поставок различных танков УВЗ. Освещение довольно скромное, поэтому сфоткать экспозицию на телефон непросто.

Экспозиция расположена в трёх залах. На первом этаже — история создания и развития завода. Заложили его в 1930х, а уже в 1936 году он выпустил первые вагоны. УВЗ закладывали как первый завод для производства железнодорожных вагонов конвейерным способом. Таким он оставался до начала великой отечественной войны. Тогда на его территорию эвакуировали предприятия Харьковского паровозостроительного завода, которые производили танк Т-34. Вместе с ними в Тагил переехало конструкторское бюро.

Разработка танка 70 лет назад
Разработка танка 70 лет назад

Всю войну завод производил тридцатьчетвёрки, а после — основные боевые танки: Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 и Т-90. Последние два производят до сих пор. Сегодня завод работает в три смены: помимо производства новой техники, здесь ремонтируют битые танки и модернизируют снятые с хранения.

Второй зал, на втором этаже, посвящён конкретно развитию танкового производства. На витринах здесь собраны детали механизмов, снаряды, документация, элементы снаряжения и модели танков. Эволюцию от Т-34 к Т-90 можно увидеть наглядно. Например, Радиостанции:

Или снаряды:

Чтобы попасть в третий зал нужно вернуться на первый этаж. За массивной дверью находится ангар, в котором стоит дюжина танков. Все в разные годы выпускал УВЗ, а какие-то сходят с конвейера и сегодня. Плюс различные агрегаты в разрезе.

-7

Нельзя сказать, что тут совсем нет ничего примечательного. Наоборот: выставлены довольно редкие опытные образцы. Прообраз БМП, предок БМПТ Терминатор. И вполне серийный, но не оправдавший себя ИТ-1.

Ещё из интересного: вполне официально можно залезть в два танка. Т-34-76 и Т-72 полностью открыты, к башне подставлена лесенка. Можно сесть на место любого члена экипажа и ощутить на себе танковую эргономику. Лучше делать это летом, потому что ангар не отапливается и техника зимой ледяная.

В Т-34-76 и Т-72 можно залезть внутрь
В Т-34-76 и Т-72 можно залезть внутрь

Экскурсию нам рассказывал дяденька, который представился бывшим сотрудником отдела обкатки техники. Впечатление от рассказа на троечку. То ли он сильно привык рассказывать понятным языком и по простому школьникам, то ли боялся выболтать военную тайну. На каждый вопрос он прям сильно задумывался и не мог рассказать про элементарное.

Самый современный экспонат музея — Т-90С
Самый современный экспонат музея — Т-90С

Время осмотра было ограничено двумя часами. На первый взгляд — мало. Но реально больше там делать особо нечего. Если ехать самостоятельно, можно рассматривать танчики хоть весь день.

Посещение музея стоит очень недорого. Время осмотра не ограничено
Посещение музея стоит очень недорого. Время осмотра не ограничено

Подбивая итог

Специально ехать из Еката 130+ км, чтобы посмотреть десяток танков смысла особого нет. Лучше съездить в Пышму. В рамках посещения тагильских музеев — в ночь музеев, например — очень даже ничего вариант. Или если вы хотите побывать совсем во всех танковых музеях Родины. Брать ли экскурсию? Если немного интересуетесь современной бронетехникой, нет. Информации на стендах и витринах достаточно, расскажут вам то же самое.