Глядя на эту кислотно-зеленую E30, вы наверняка в первую очередь подумаете, что это продукт "колхозинга" от какого-то вчерашнего школьника. И окажетесь одновременно правы и не правы.
Действительно, основателем хорватской компании Rimac в 2009 году стал 19-летний энтузиаст Мате Римац (Мейт Римак), родившийся в еще единой Югославии. Но кто бы мог подумать, что его эксперименты с дрифтом и другими гонками в итоге приведут к столь скорому созданию серьезной компании? Причем ныне уже имеющей почти всемирно известное имя…
В общем, сегодня хочется коснуться небольшой истории о том, как прямо на наших глазах рождаются новые автомобильные бренды. Причем не китайские или российские (привет Эволюту и Москвичу), а европейские. Итак, во всех пресс-релизах о Rimac повторяется одна и та же легенда (или красивая сказка?): Мейт, вместо того, чтобы заниматься футболом, как все нормальные хорватские пацаны, уже с юности увлекся быстрой ездой на автомобиле. В частности, дрифтом и любительским кольцом. Чтобы машина ехала быстрее, начал собственноручно делать какие-то доработки. А так как снарядом была уже далеко не новая BMW E30 1984 года выпуска, то молодой и горячий Мейт быстро и ожидаемо "положил" на ней двигатель. Тут-то парню и пришла идея поставить вместо ДВС электромотор. Ведь всякие Илоны Маски в 2009-м как раз толковали о том, что за электричками будущее. Большинство обывателей в этом пока сомневались, но Римак оказался среди тех, кто поверил.
Причем уже в концу 2009 года он успел зарегистрировать свою юрлицо. Название Rimac Automobili выглядит логичным. Появилось ли оно сразу или уже позднее (задним числом) — неизвестно. Судя по всему, эксперименты Римака по переделке E30 в более прогрессивный транспорт обрели первые очертания уже в 2010-м.
Где он взял электромотор (а это были очень приличные 442 кВт или 601 л.с) — история вроде как умалчивает. Батарейки на его ранних машинах выглядят тоже так себе. Несмотря на это, получившегося гибрида хватало для того, чтобы бодро проехать с места одну милю или проехать боком кружок небольшого автодрома. О том, что электромобиль может очень быстро трогаться с места, в те годы знали уже многие. Но именно Римак додумался извлечь из этого хорошую пользу. Точнее, хороший пиар.
Итак, в апреле 2011 года разработка Мейта Римака установила целый ряд мировых рекордов по разгону с места — в категории электромобилей весом свыше 1000 кг. Понятно, что к этому моменту он работал на машиной уже не один и подход был более-менее серьезный. Автомобиль значительно облегчили, практически выкинув родной салон. Таким образом, до 100 км/час Rimac e-M3 по прозвищу "Green Monster" мог разгонятся за 3,3 секунды. Любители драг-рейсинга наверное больше оценят четверть мили за 11,8 секунд. Это был самый быстрый показатель для электромобилей в 2011 года. Рекорды зафиксированы Международной автофедерацией, FIA.
Осенью того же 2011 года Rimac выдал новую информационную бомбу. Компания заявила, что подготовила суперкар, который в прямом смысле объедет Bugatti Veyron! Машина с незамысловатым названием Concept One должна была получить четыре электромотора мощностью 200 кВт (272 л.с) каждый. То есть итоговая суммарная мощность — 1088 л.с. Заявленное время разгона до "сотни" — 2,8 секунды. Максималка свыше 300 км/час. Публика не очень поверила Римаку — несмотря на презентацию аж на Франкфуртском автосалоне, изначальный план выпуска в 88 экземпляров (интересно, почему именно такое число?) был сокращен в 11 раз…
И тем не менее, восемь машин стоимостью около миллиона долларов каждая нашли покупателей. Причем в 2017 году на тесте независимых британских экспертов Rimac действительно объехал Bugatti при старте с места! Именно с этого момента, видимо, и начинается настоящая история успеха Rimac. В следующем 2018-м первые 10% акций компании купил не кто-нибудь, а сам Volkswagen AG! Только посредством своей дочерней компании Porsche Engineering Group GmbH. В июне 2021 года было объявлено уже о слиянии Rimac и самого ваговского бренда Bugatti! Судя по всему, с помощью Rimac концерн VAG хочет быстро и недорого перевести Bugatti с ДВС на электричество. А серьезные дяденьки из Porsche (уже кое-что понимающие в "электричках") будут курировать этот процесс…
P.S.: будет ли продолжена реализация выпуска собственных автомобилей хорватской компании — пока не очень ясно. По крайней мере, работы по первому серийному суперкару марки, Rimac Nevera, идут с опозданием от графика. Хотя первый экземпляр в августе 2022 года купил аж чемпион Формулы-1 Нико Росберг. Но в любом случае, у Римака есть еще отделение Rimac Technology, которое поставляет аккумуляторные батареи для Aston Martin и Koenigsegg.
Моя книжная трилогия об истории автомобилей BMW: