Найти тему

Rimac e-M3: страшный сон или сладкая мечта фаната старых BMW?

Все использованные фотографии — из открытых источников сети Internet
Все использованные фотографии — из открытых источников сети Internet

Глядя на эту кислотно-зеленую E30, вы наверняка в первую очередь подумаете, что это продукт "колхозинга" от какого-то вчерашнего школьника. И окажетесь одновременно правы и не правы.

Действительно, основателем хорватской компании Rimac в 2009 году стал 19-летний энтузиаст Мате Римац (Мейт Римак), родившийся в еще единой Югославии. Но кто бы мог подумать, что его эксперименты с дрифтом и другими гонками в итоге приведут к столь скорому созданию серьезной компании? Причем ныне уже имеющей почти всемирно известное имя…

Судя по всему, дрифт-покатушки Мейт Римак использовал скорее для пиара — дабы наснимать красивых видосиков. В разработке электромобилей от них толку немного
Судя по всему, дрифт-покатушки Мейт Римак использовал скорее для пиара — дабы наснимать красивых видосиков. В разработке электромобилей от них толку немного

В общем, сегодня хочется коснуться небольшой истории о том, как прямо на наших глазах рождаются новые автомобильные бренды. Причем не китайские или российские (привет Эволюту и Москвичу), а европейские. Итак, во всех пресс-релизах о Rimac повторяется одна и та же легенда (или красивая сказка?): Мейт, вместо того, чтобы заниматься футболом, как все нормальные хорватские пацаны, уже с юности увлекся быстрой ездой на автомобиле. В частности, дрифтом и любительским кольцом. Чтобы машина ехала быстрее, начал собственноручно делать какие-то доработки. А так как снарядом была уже далеко не новая BMW E30 1984 года выпуска, то молодой и горячий Мейт быстро и ожидаемо "положил" на ней двигатель. Тут-то парню и пришла идея поставить вместо ДВС электромотор. Ведь всякие Илоны Маски в 2009-м как раз толковали о том, что за электричками будущее. Большинство обывателей в этом пока сомневались, но Римак оказался среди тех, кто поверил.

Римак использовал удачный пиар-ход, назвав машину Зеленым Монстром. И зеленый цвет здесь прекрасно ассоциируется с экологией. Эмблемы BMW на машинах либо сняты, либо обесцвечены — чтобы не дразнить саму баварскую компанию
Римак использовал удачный пиар-ход, назвав машину Зеленым Монстром. И зеленый цвет здесь прекрасно ассоциируется с экологией. Эмблемы BMW на машинах либо сняты, либо обесцвечены — чтобы не дразнить саму баварскую компанию

Причем уже в концу 2009 года он успел зарегистрировать свою юрлицо. Название Rimac Automobili выглядит логичным. Появилось ли оно сразу или уже позднее (задним числом) — неизвестно. Судя по всему, эксперименты Римака по переделке E30 в более прогрессивный транспорт обрели первые очертания уже в 2010-м.

Несмотря на то что первые эксперименты Римака называются e-M3, внешний вид этих машин (наверняка их было несколько) соответствует не M3, а обычной E30 с мотором M10 или M20. И с годами тоже несоответствие: в пресс-релизах упоминается машина 1984 года, а здесь поздние выпуски после 1987-го…
Несмотря на то что первые эксперименты Римака называются e-M3, внешний вид этих машин (наверняка их было несколько) соответствует не M3, а обычной E30 с мотором M10 или M20. И с годами тоже несоответствие: в пресс-релизах упоминается машина 1984 года, а здесь поздние выпуски после 1987-го…

Где он взял электромотор (а это были очень приличные 442 кВт или 601 л.с) — история вроде как умалчивает. Батарейки на его ранних машинах выглядят тоже так себе. Несмотря на это, получившегося гибрида хватало для того, чтобы бодро проехать с места одну милю или проехать боком кружок небольшого автодрома. О том, что электромобиль может очень быстро трогаться с места, в те годы знали уже многие. Но именно Римак додумался извлечь из этого хорошую пользу. Точнее, хороший пиар.

Про особенности конструкции рекордных электромобилей Римака известно очень мало
Про особенности конструкции рекордных электромобилей Римака известно очень мало

Итак, в апреле 2011 года разработка Мейта Римака установила целый ряд мировых рекордов по разгону с места — в категории электромобилей весом свыше 1000 кг. Понятно, что к этому моменту он работал на машиной уже не один и подход был более-менее серьезный. Автомобиль значительно облегчили, практически выкинув родной салон. Таким образом, до 100 км/час Rimac e-M3 по прозвищу "Green Monster" мог разгонятся за 3,3 секунды. Любители драг-рейсинга наверное больше оценят четверть мили за 11,8 секунд. Это был самый быстрый показатель для электромобилей в 2011 года. Рекорды зафиксированы Международной автофедерацией, FIA.

А в зеленой BMW E30 определенно что-то есть…
А в зеленой BMW E30 определенно что-то есть…
…так что давайте насладимся ее видом еще разок!
…так что давайте насладимся ее видом еще разок!
Едва получив широкую огласку для своего проекта, Римак пошел дальше. Причем гораздо дальше: он замахнулся на выпуск собственного автомобиля! Естественно, электрического. Но гораздо более быстрого, чем "корч" на базе старого BMW
Едва получив широкую огласку для своего проекта, Римак пошел дальше. Причем гораздо дальше: он замахнулся на выпуск собственного автомобиля! Естественно, электрического. Но гораздо более быстрого, чем "корч" на базе старого BMW

Осенью того же 2011 года Rimac выдал новую информационную бомбу. Компания заявила, что подготовила суперкар, который в прямом смысле объедет Bugatti Veyron! Машина с незамысловатым названием Concept One должна была получить четыре электромотора мощностью 200 кВт (272 л.с) каждый. То есть итоговая суммарная мощность — 1088 л.с. Заявленное время разгона до "сотни" — 2,8 секунды. Максималка свыше 300 км/час. Публика не очень поверила Римаку — несмотря на презентацию аж на Франкфуртском автосалоне, изначальный план выпуска в 88 экземпляров (интересно, почему именно такое число?) был сокращен в 11 раз…

Первый условно серийный автомобиль фирмы — Rimac Concept One 2013-2014 годов. На изготовление всего лишь восьми экземпляров ушло 20 месяцев
Первый условно серийный автомобиль фирмы — Rimac Concept One 2013-2014 годов. На изготовление всего лишь восьми экземпляров ушло 20 месяцев

И тем не менее, восемь машин стоимостью около миллиона долларов каждая нашли покупателей. Причем в 2017 году на тесте независимых британских экспертов Rimac действительно объехал Bugatti при старте с места! Именно с этого момента, видимо, и начинается настоящая история успеха Rimac. В следующем 2018-м первые 10% акций компании купил не кто-нибудь, а сам Volkswagen AG! Только посредством своей дочерней компании Porsche Engineering Group GmbH. В июне 2021 года было объявлено уже о слиянии Rimac и самого ваговского бренда Bugatti! Судя по всему, с помощью Rimac концерн VAG хочет быстро и недорого перевести Bugatti с ДВС на электричество. А серьезные дяденьки из Porsche (уже кое-что понимающие в "электричках") будут курировать этот процесс…

Rimac Concept Two (он же Nevera) скрывает под лаконичным внешним видом совершенно умопомрачительные параметры: мощность 1914 л.с. и крутящий момент 2300 Н*м!
Rimac Concept Two (он же Nevera) скрывает под лаконичным внешним видом совершенно умопомрачительные параметры: мощность 1914 л.с. и крутящий момент 2300 Н*м!

P.S.: будет ли продолжена реализация выпуска собственных автомобилей хорватской компании — пока не очень ясно. По крайней мере, работы по первому серийному суперкару марки, Rimac Nevera, идут с опозданием от графика. Хотя первый экземпляр в августе 2022 года купил аж чемпион Формулы-1 Нико Росберг. Но в любом случае, у Римака есть еще отделение Rimac Technology, которое поставляет аккумуляторные батареи для Aston Martin и Koenigsegg.

Любопытно, что идея установки электрокомпонентов вместо штатных ДВС на олдтаймерах и янгтмерах выстрелила по всему миру примерно через десять лет после начала экспериментов Римака. Особенно популярная эта идея в Британии. Там есть несколько фирм, которые сделают вам электромобиль из старого Mini, Range Rover, Rolls-Royce или, например, Citroen DS…
Любопытно, что идея установки электрокомпонентов вместо штатных ДВС на олдтаймерах и янгтмерах выстрелила по всему миру примерно через десять лет после начала экспериментов Римака. Особенно популярная эта идея в Британии. Там есть несколько фирм, которые сделают вам электромобиль из старого Mini, Range Rover, Rolls-Royce или, например, Citroen DS…

Моя книжная трилогия об истории автомобилей BMW:

Авто
5,66 млн интересуются