Человеческая фантазия не знает пределов – сколько странных и порой
чудаческих изобретений она породила! Царь-танк, знаменитый Ратте, шаротанки и прочие веселые штучки. Но когда речь заходит о вездеходных аппаратах, на ум сразу приходит один агрегат. Великий и ужасный ЗСТ-К1/К2, он же «Земноводный скоростной танк».
Для лучшего понимания ситуации предлагаю читателю примерить потёртый мундир члена комиссии по рассмотрению предложений и проектов граждан.
На дворе 43-й год. Перед вами легло несколько листов бумаги, на которых схематично изображено нечто, лишь отдалённо похожее на танк. Изобретение скорее напоминает снаряд, нежели боевую машину, но автор проекта не шутит.
Инженер С. М. Кириллов предложил необычную конструкцию: цельный неподвижный сфероид, на задней и передней части которого закреплены шнековые оболочки, приводящие «танк» в движение. На «носу» импровизированного шнекороторного транспорта расположена
бронебойная пушка, а в «корме» целый торпедный аппарат. Между
спиралями шнеков инженер планировал расположить башню с крупнокалиберным пулемётом, а на дне предполагаемого корпуса — руль поворота.
По мнению автора, превосходство такой конструкции над классическим танком (кроме теоретической проходимости, конечно) заключается в большой живучести за счёт отсутствия «...уязвимых мест, как-то гусеница...». Бронирование винта Кириллов тоже учёл: именно этим параметром различны модели К1 и К2. У модели К2 спираль образована треугольником для увеличения прочности и толщины брони.
В описании изобретения максимальное количество пассажиров указано не было, но скорее всего танк мог вмещать не менее четырёх человек. Представить себе внутреннее убранство такого шнекохода довольно сложно.
Не ясно, как предполагалось передавать крутящий момент на вращающуюся оболочку, при этом занимая вооружением оба окончания сфероида. Оставим это на совести товарища Кириллова, равно как и довольно высокий центр масс машины. Бронирование агрегата тоже вызывает много вопросов, поскольку не сочетает в себе необходимую лёгкость и надёжность. Скорость танка вероятнее всего была бы мизерной. О тактическом применении данной машины и вовсе не заикаюсь.
Что же в итоге? Проект, конечно же, одобрен не был и отправился в архив, где и пережил своего создателя. И хотя ЗСТ не воевал с немцами, свой след в истории инженер Кириллов, безусловно, оставил.
Автор: Кирилл Захаров