Найти в Дзене
Иеромонах Прокопий

Женщине

Оглавление

Перед женщиной в современных условиях стоит не только задача сохранить в себе человеческое вообще, но и – остаться женщиной, в частности.

Мужчина по своей натуре груб. Соответственно, в женщинах он ищет противоположных качеств. Ничто так не отталкивает его, как присутствие в женщине мужских качеств. Женщины сейчас много работают, но, тем не менее, должны все же осмыслить и свою духовную жизнь.

Как этого достичь? В тебе должен пробуждаться внутренний человек. Апостол Петр, обращаясь к женщинам-римлянкам, сказал: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:3).

ЖИЗНЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

«…Почему внешнее давление не продавливает человека? Потому что внешнее давление компенсируется давлением внутренним. Если внутри у человека нет биения пульса духовной жизни – то «тьма» и «горячий пепел» засыпают человека, сжигают.

Нужно обязательно начитываться, обогащаться в духовно-культурном отношении. Иначе мысль будет вращаться вокруг услышанного или увиденного факта с негативным окрасом. А остановить это вращение, подняться над бесконечным «пережевыванием» негатива может так и не получиться, если ум не будет укреплен чем-то конструктивным.

Обогащать себя внутренне нужно и для того, чтобы появилась «зацепка» при рассмотрении сложных вопросов, провоцирующих «переживания» в отношении них. Какая-нибудь сложная ситуация порождает ощущение тупика и следом – чувство паники. Как выйти из такого рода ситуации, как реагировать на нее – мы, бывает, что и не знаем; слишком мало опыта. Если же наш опыт обогащен воспоминаниями тех, кто этот опыт накапливал – паника, бывает, что и гаснет.

Нужно приобрести ве́дение. Ве́дение – знание, но не просто знание, а объемное восприятие мира. Для формирования такого рода восприятия недостаточно бывает одних умозаключений, нужен труд по формированию определенных навыков (навыка, например, спокойно воспринимать критику). От того, какого рода душевные навыки в нас преобладают, зависит и то, как мы воспринимаем мир, ведь через призму состояния нервной системы мы смотрим на мир.

В цикле «Внешняя жизнь и мир мыслей» мы ставили вопросы для людей, которые живут в мегаполисе, ходят на работу и вынуждены вращаться в достаточно агрессивной среде, где и новости, и внешняя информация, нацелены на подавление, а не на облагораживание и одушевление человека. Мы разбирали, как человеку, вынужденному вращаться в определенных условиях и имеющему определённые задачи в рамках земной реальности, реализовать и свое внутреннее призвание…»

-2

Женщине, которой социо-сфера города, информация и темп жизни давят на психику*

Женщине о затруднении на работе, внешнем виде и о согласовании желаний с верой

Девушке-регенту о работе в коллективе, общении, основании жизненного пути

Чемпионке, закончившей спортивную карьеру, думающей о дальнейшей жизни и открытии школы 

Женщине-врачу об отчуждении от рабочего коллектива, одиночестве. Хочет первой ассистировать

Девушке, которая гневалась на то, что приглашённая компания не выполняла условий договора

По поводу работы и духовной жизни. Дополнение к «Духовная жизнь в условиях города и агрессивной информации» 

* Названия ответов - кликабельны, т.е. ведут на сайт, где и можно прочесть ответ полностью (web - версия).

СЕМЬЯ

Женщина, входя в Православие, может испытать некое смущение в связи с темой взаимодействия мужчины и женщины. Часто можно услышать, что мужчина является главой, а жена должна бояться мужа. Такие утверждения могут вызвать чувство протеста. Стоит рассмотреть их в контексте. Послания апостола Павла (откуда взяты эти слова) написаны общинам Христиан, готовых за Христа пойти на смерть.

Исторически ситуация была такова. Недавно распят Господь и Бог наш Иисус Христос. Апостолы Христовы погибают от рук язычников. И те, кто принимал христианство в эти годы, принимал его сознательно, понимая все возможные последствия. Ведь речь идет не о подчинении жены мужу, а о взаимном соподчинении друг другу, причем о подчинении в любви (мысль передана своими словами). Апостол Павел обращается не только к женщине. Он призывает и мужчин любить своих жен. В образец любви дается личность Христа, который по любви к Церкви пожертвовал Собой, ради того, чтобы община верующих могла существовать и приобщаться к благодати Святого Духа.

Мужчина является главой жены, пока для него главой является Христос. Человек, который старается привести свою жизнь в соответствие с евангельскими заповедями, при обсуждении семейных вопросов не будет выступать с позиции деспота. Разве женщина будет против, чтобы муж стал главой, если она уверена, что супруг готов пойти на смерть ради нее, что при рассмотрении вопросов семьи он будет стараться найти лучшее из всех возможных решений?

«О женщине сказано – “немощный сосуд” – “Infirmior vasa”. Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется».
Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

…Ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти.
Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь;
а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем опасность для самого дорогого?

Бесконечное количество несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кто любит. Почти все трудности брака – отсюда. Величайшая мудрость брака – дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной – подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода».

(свящ. Александр Ельчанинов, «Из дневника»)

Я знаю одну очень активную, сильную во всех смыслах девушку. Когда она вышла замуж, то выбрала быть счастливой, а не быть правой. Она старается мудро поступать в отношениях с мужем. Действительно, есть женщины-начальницы. Проблема начинается, когда запал, возникший на работе, она переносит домой и начинает относиться к мужу и детям с позиции руководителя. Разрушаются отношения с мужем. Дети отстраняются. Пройдя тяжелые скорби, такие мамы понимают, что есть вещи в жизни, на которые директивно воздействовать не имеет смысла. Испытав разрыв с детьми, эти женщины начинают смиряться. Приходит понимание, что есть и другие люди со своими взглядами и их необходимо учитывать. Постепенно отношения выравниваются. Фразу этой девушки «выбрала быть счастливой, а не быть правой» стоит воспринимать именно в этом ключе.

Можно продавить любую свою точку зрения. Но вопрос в другом – сможет ли тебя любить человек, как женщину, если видит в тебе лишь агрессивного мужчину? Не перестанет ли видеть в тебе женщину?

-3

Плохо ли, если муж смотрит фильмы?

Стоит ли продолжать образование (реализацию в профессии), если муж против?

Домохозяйке, унывающей вследствие многих трудностей

Муж переписывается с девушками, не всегда - по работе. Жена не понимает, как он так может

Спрашивающей насчет отделения от матери для ускорения замужества

Жене, подозревающей мужа в измене

Муж пьет, поставил условие, что если жена не разрешит пить дома, то подаст на развод. Часть 1

Муж пьет, поставил условие, что если жена не даст свободу, то подает на развод. Часть 2 

Женщине, недоумевающей по поводу того, что муж много времени проводит в храме 

О мнении, что женщина должна подходить к браку с позиции «наполненности». Часть 1

О мнении, что женщина должна подходить к браку с позиции «наполненности». Часть 2 

Жене деспотичного зависимого мужа. Часть 1

Жене деспотичного зависимого мужа. Часть 2

Жене деспотичного зависимого мужа. Часть 3

По поводу развода, когда тяжело. К разговору о так называемой созависимости

Жене пьющего мужа о теории так называемой созависимости

Жена думает о разводе, муж выпивает, уходит в отдельный дом слушать громкую музыку 

РОЖДЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ… АБОРТ

Безчадие. Как отнестись, что посоветовать, как молиться

Аборт. Девушке-феминистке, которая не считала аборт грехом

Аборт. И что же все-таки делать, если он был совершён

Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Часть 1: Некоторые особенности поведения подростков

Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи. Часть 2: Советы родителям, материалы для родственников зависимых людей 

Игромания. Как молиться за детей. Приложение к ответу «Игромания. Сын играет, не хочет входить в жизнь семьи» 

Маме, сын которой употребляет ПАВ. Срывается. Часть 2 

Маме, сын которой употребляет ПАВ. Срывается. Кого ведет Господь? Часть 3

Проблемы после рождения второго ребенка 

Воровство. Часть 1. Творческой и эмоциональной маме, опечаленной тем, что сын украл наушники 

Воровство. Часть 2. Сын исключен из учебного заведения – как объяснить. Совесть, антисоциальное расстройство

Воспитание. Стоит ли наказывать детей?

Воспитание. Дети интересуются интимными подробностями друг друга

Отношения с детьми. Манипуляция 

Воспитание. Маме, дочь которой брала кредиты, снимала деньги с карты мамы, скрывает всё и отрицает

Дети. Травмированной маме, выгнавшей из дома манипулирующего ею играющего сына 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

«…В человеке есть вложенное Богом ядро личности и его надо активировать через торможение страстей. Люди же, не имеющие достаточной осведомленности, чтобы распознавать страсти, начинают тормозить в человеке то самое ядро, то есть, по сути, его личность, а не ветхого человека. «Ветхим человеком» называется некая совокупность страстей, которая формирует нас как личность.

Православие не ставит перед собой цели превратить человека в пассивное существо, не имеющее ни сил, ни мотива. Чтобы эта мысль была понятна, расскажу о силе напряжения – Ти́мос.

Святыми отцами выделено три силы в человеке:

1. Сила вожделения. Она помогает найти человеку цель. В человеке до грехопадения сила вожделения определяла благо как цель. После того, как человек заразился страстями, сила вожделения выбирает уже не благо в качестве цели, а страстные, яркие приманки. Эта сила вожделения дана для того, чтобы человек преодолевал препятствия и был способен проявить некое движение.
2. Сила напряжения. Она дана для борьбы с искушениями, с врагом рода человеческого. В состоянии зараженности грехом человек употребляет эту силу против других людей, против того, что он считает препятствием.
3. Сила разумная. Она словно очищается Истиной через молитву к Богу. Тогда у человека появляется возможность руководить двумя другими силами.

Аскетический идеал выражается в отношении сил напряжения как апати́я (по-гречески). Нельзя сопоставлять с тем, как мы понимаем апа́тию. Для нас апа́тия – диван, алкоголь (можно обойтись и без алкоголя, заменяя его черными мыслями или просмотром сериалов). Апати́я же – состояние активного использования человеком силы напряжения по делу, не направляя ее во грех.

Например, начальник делает выговор подчинённому (по делу), но сам не сотрясается от ярости, не теряет работоспособность. Можно сказать, что активный, целеустремлённый человек способен применять усилия на пути достижения цели – и это не является грехом, если цель при этом не является страстной. Аскетическая борьба состоит в том, чтобы очистить человека от ложных, неконструктивных проявлений силы напряжения. Если человек освободится от гнева – то сможет даже усилить свою активность, так как она не будет расходоваться по недолжным поводам.

По мысли прп. Исаака Сирина человек преодолевает страсти не только потому, что себя в этом отношении мотивирует. Страсти преодолеваются, когда ум насыщен духовными, благодатными переживаниями. Тогда страсти проходят без действия. Преподобный Исаак Сирин приводит мысль в качестве аналогии: «снедь нищих гнусна богатым». Человеку с хорошим питанием чуждо желание скушать заплесневевшую хлебную корочку. Когда человек насыщен любовью к ближнему – он внутри себя ощущает мир, его не тянет ввергаться в страсти. Такой человек понимает, если сейчас он предастся страстям – то потеряет гораздо большее…»

-4

Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад

Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания

Пост. Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных «правил» и прочего

Заключенной женщине. С чего начать?

Мысли нецеломудренного характера. Что делать, когда приходят? Как противодействовать

Помыслы. Часть 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом ПАВ и хаотичный интим

Помыслы. Часть 2. Голоса, которые уничтожают изнутри

Помыслы. Водоворот мыслей

Болезни. Духовное, психическое, инфернальное – где грань

Милостыня. Женщине, которая смущалась тем, что не может подать в храме

ЗАВИСИМОСТЬ

«…Часто в современной жизни люди пытаются из всей гаммы чувств и переживаний вырезать один какой-то сегмент. Как аналогия – из красивого музыкального произведения вырезали фрагменты, а слушатель пришел на музыкальный концерт, не зная об этих изменениях. Настроился, предвкушая услышать прекрасное исполнение, ощутить красоту и глубину музыкального произведения, прожить с персонажами часть их жизненного пути. А вместо этого в течение полутора часов слушает только заключительный аккорд или звучание литавр. Возможно, первые минуты интерес сохранится, но не исключено и быстрое нарастание негативного отношения к подобной музыке. Становится невыносимо, слушатель уходит.

Основная идея бесед о преодолении зависимого поведения – не только освобождение от влечения к объекту зависимости, но и устремленность к конструктивным целям. Как и где найти эти конструктивные цели? Речь идет о святоотеческой мысли «Страсти побеждаются противоположными добродетелями». Перефразируя ее с точки зрения нейрофизиологии, речь и идет о стремлении к конструктивным целям.

-5

Надо бороться не с колючками, а заняться поливкой цветов и колючки высохнут. Речь здесь идет о внимании.

Не факт, что нужно прекращать общение с людьми, вызывающими зависимые переживания. Общение не является злом само по себе, но важно определить меру (возможно, мера должна быть иная). Вот как сказал об этом апостол Павел: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною
(1 Кор. 6:12).

Когда человек ищет в другом ни статуса, ни его шуток, ни его драйва и креатива, а ищет его самого, как человека, вот тогда со всеми будет легко, красиво. Ценность другого, а не его «атрибуты» – деньги, статус, таланты, количество подписчиков.

Так как ты от человека ничего не ищешь в плане «питания»то ты и не страдаешь, что эти искры не оплодотворяют твою черную пустоту. Ты в человеке ищешь только человека и сожалеешь, что сейчас возникла ситуация, в которой надо обоим переждать, напитаться мудростью. Без трагедии и надрыва.

Ивану Ильину принадлежит мысль – если человек хранит свою совесть, то у него в душе появляется такая горящая купина́. Купина́– это образ тернового несгорающего куста, из которого Господь явился Моисею и говорил с ним. И подлинное общение – две купины обмениваются искрами друг с другом (из центра в центр). Общение же с периферическим хаосом другого становится тогда невыносимым.

Каким конкретным образом совершается преодоление зависимого поведения?

Необходимо начать хотя бы с анализа воспоминаний о прошедшем дне (не более 15 минут каждый вечер). Это не ведение дневника, а поиск причины потери внутреннего мира и спокойствия в результате какого-то поступка (действия), произошедшего в течение дня. Преподобный Авва Дорофей предполагал, что идя подобным путем, человек будет совершать не 9 неправильных поступков, а 8 и так далее.

Самое главное – приходит внутреннее понимание когда в отношениях надо сбавить обороты. Это будет происходить без трагедии. Ты сбрасываешь обороты потому, что видишь неправильность ситуации. Надо обоим остыть – и ты на время притормаживаешь.

Мы в своей жизни связь со Христом пытаемся держать, она всему учит. Если связь потеряли, лишились мира – думаем: почему это произошло? И в этом вопросе «почему» мы углубляемся, растем и развиваемся. Темнота, жаждущая искр, постепенно развеивается. У человека появляется разносторонность, которая (как говорят и светские авторы) является препятствием в формировании аддикции (зависимости). Человек углубляется, появляется вертикаль, новое восприятие панорамы мира, гаммы жизни, палитры. Тогда возврат к аддиктивной реальности воспринимается как некое упрощение, как нечто крайне некомфортное…»

-6

О любовной зависимости – девушке, пытающейся «подстегнуть» себя «драйвом», считающей, что у ее желаний – генетическая природа

Женщине-музыканту о зависимых отношениях, ценности человека, обогащении

Женщине-музыканту о внутренней пустоте и преодолении зависимости (от определенных людей)

Девушке, испытывающей влечение к мужчине, который издевался над ней

Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать

Любовная зависимость

Маме, сын которой употребляет ПАВ. Также – женам, детям – о т н. созависимости. Часть 1 

Девушке, вновь ощутившей тягу к наркотикам и хаотизированному интиму 

Девушке, употребляющей вместе с молодым человеком

Любовная зависимость. Девушке по поводу депрессии после расставания с человеком, который высасывал и поедал ее. Часть 1 

Любовная зависимость. Часть 2

Любовная зависимость. Часть 3: О чувстве вины и связи со странным человеком

Девушке, которая не удержалась и опять употребила ПАВ. Часть 1: О срыве и одиночестве 

Девушке, которая не удержалась и опять употребила ПАВ. Часть 2 

Девушке, которая не удержалась и опять употребила ПАВ. Часть 3

ПСИХОЛОГИЯ

«…На человека действуют разные факторы: историческая обстановка и окружающая среда, климатические условия и его собственный темперамент. Способность стать выше всего этого, избрать стратегию своего поведения исходя из Заповедей, из Истины – достоинство человека.

Мы видим в таких людях некую высоту, которую трудно описать. Может быть, беда современной психологии в том и заключается, что она пытается все формулировать одинаковыми словами. В мироздании существуют явления, включающие в себя различные процессы. Эти процессы, вполне самостоятельны в жизни, просто для нас сливаются, подобно нотам в аккорде.

И вот один из аккордов начинает ассоциироваться с каким-то психологическим термином. Тогда возникает ложное впечатление, что удастся добиться нужного звучания путем развития одного какого-то процесса. Например, если человек будет думать о себе хорошо – у него поднимется самооценка. Человеческое достоинство – следствие того, что человек живет по совести, основывает жизнь на Истине.

Самооценка, как называют ее психологи, естественно и закономерно возрастает, когда человек возрастает и движется в истинном направлении. Психология же пытается менять отношение человека к себе и миру без изменений его сущности, без возрастания и движения. Это напоминает соблазн, который есть и в религиозной жизни. Человек движется к Богу, чем-то жертвует, борется со страстями – и вдруг ощущает некую связь. В его сердце рождается радость, мир, бесстрашие. Хочется всех любить. Но может возникнуть соблазн достижения такого состояния без самого движения к Богу. И вот человек входит в состояние «прелести», измененного состояния сознания. Он пытается вызвать те состояния, которые не подкреплены самой его жизнью и создает в своем сознании мечту.

-7

Одним из признаков пребывания в состоянии прелести, т.е. самообмана, духовных иллюзий, утраты трезвой самооценки является то, что человек приписывает, надумывает себе качества и свойства, значительно превосходящие его реальный духовный уровень. Он начинает верить и находить в себе состояния, которых на самом деле нет. Нечто подобное происходит в некоторых психологических практиках – человек убеждает себя, что обладает теми или иными достоинствами, качествами, свойствами (в действительности их не имеет).

Опасным представляется некое искаженное представление психологии о человеке. Выше было отмечено, что освободиться от давления внешних сил и обстоятельств можно не борясь с ними буквально, но путем внутреннего развития, когда появляются истинные ценности вследствие следования человека Заповедям. Если же эта основа не появляется – то человек опирается только на психологические практики. Спросите себя: «Чем я занимаюсь? Куда иду?» – таким образом, человек может понять что находится в состоянии помраченности.

Так вот, если у человека не выстроена эта духовная вертикаль, слова «займись собой» он поймет в сугубо приземленном, практическом смысле: займись спортом, найди какие-то увлечения.

Если у женщины не выстроено определённого духовно-культурно-ценностного фундамента, возможна гиперфиксация на проблемах мужа. По мысли прп. Марка Подвижника, когда ум человека находится в состоянии «разленения», а в сознании загорается яркий образ – ум «захватывается» им и ни о чем другом думать не может. При достаточной полноте духовной жизни этого не происходит.

Если же полноценной духовной жизни нет – гиперфиксация возникает на чем угодно (внешности, психологических практиках и пр.).

-8

Решить внутренние проблемы можно лишь развиваясь как личность, возрастая над собой прежним. Это словно маленький кораблик, на котором можно пересечь море только улучшив оснастку и установив дополнительные мачты. Необходимо всегда стремиться вверх. У Экзюпери в книге «Цитадель» есть образ кедра, вырастающего из семечка или образ человека, погруженного в сутолоку и уличную суету, но сумевшего обозреть всю панораму города, лишь вскарабкавшись на гору.

В чем ещё ошибка психологии? Она человека объявляет автономным, самодостаточным, и уверяет, что не нужно давать никаких советов, а следует лишь помочь услышать ответ в самом себе. Условно иногда это и работает, если иметь в виду взрослого человека, выросшего в нравственно здоровой среде. Он любил родителей, учился, чем-то увлекался, но потом жизнь его «замотала», он стал пить, употреблять наркотики, ненавидеть и так далее. Вот такому человеку кто-то может сказать: «Вспомни же, каким ты был!» Или по греческой поговорке: «Неужели ты забыл обратный путь?» Человек, который может вспомнить «путь назад», возможно, и услышит ответ в себе.

Но человеку, с самого рождения росшему в неблагоприятной среде, где патология воспринимается как норма, нужны ориентиры, к которым он мог бы стремиться. Что его сердце может ответить? Здесь уместно упомянуть книгу Ишмаэля Биха «Завтра иду убивать». Автор – мальчик, участвовавший в вооружённых конфликтах в Африке. Он подростком убивал людей во время боевых действий. Позже, в мирной жизни, когда он открывал кран с водой, ему казалось, что оттуда течет кровь… Потом он начал вспоминать светлые страницы своего детства, любовь родителей, футбол с мальчишками – ему было на что опереться, освобождаясь от войны. У других мальчиков такого детства не было. От чего они могли оттолкнуться?

Человеку необходимы смыслы, черпая которые, он мог бы их перерабатывать, возрастая, поднимаясь над собой прежним. Вместо этого, в психологии ему дается совет: прими себя, полюби себя, ты уникален. И человек фиксируется со всеми своими ошибками.

Может быть, уровень напряжения, связанный с осознанием собственного несовершенства и спадет, но человек останется одиноким. Он перестанет сознавать свои недостатки. Возникнут, например, сложности в общении с ближними из-за неприемлемой манеры его поведения (ведь человек может быть резок, нетерпим, конфликтен) – но при этом ситуацию он будет воспринимать как вполне нормальную.

Принимать себя следует в том смысле, что надо понять: мы не можем измениться сразу, сразу избавиться от своих ошибок. По мысли свт. Игнатия (Брянчанинова), страсти наши формировались долгое время – поэтому мы не можем сразу от них излечиться. Здесь нужно отнестись к себе с терпением: не в плане согласия со своими недостатками – пусть, мол, мой гнев и дальше развивается, а в смысле понимания необходимости времени, чтобы избавиться от того, что мучит и разрушает.

-9

Женщине о концепциях созависимости, самооценке и внутреннем ребенке. Часть 1

Женщине о концепции созависимости. Часть 2

Женщине, которой не найти путь. О семейном

Отношения. Женщине, прошедшей с мужем 12-шаговую программу. О семейных трудностях

Где грань между психическим и духовным? О психических и неврологических проблемах, инфернальном воздействии. Часть 1

Женщине, желающей понять, что в ней не так, и для этой цели думающей изучать психологию. Часть 1

Девушка готовилась к расстрелу. Об ожидании смерти и ПТСР. Части 3, 4

ТРАВМА

«…Если человек совершает какой-то поступок против совести и у него возникает конфликт с самим собой, если из этого конфликта он не выходит через покаяние – то он рискует выйти в ложное самооправдание: дескать, я отнял у другого хлеб, потому что ситуация такова, что здесь невозможно остаться человеком. И как только человек эту позицию принимает, его мышление начинает деформироваться, деградировать. И следует признать, что эта точка зрения «мне так удобно» лишает человека необходимой инициативности, для того чтобы жить.

Иногда такая позиция, что ты был просто слепым орудием, жертвой обстоятельств, лишает тебя своей доли угрызения совести, потому что у тебя во всем будет виновата мама, режим, экономическая обстановка и т.д. Но вместе с такой позицией человек сам себя лишает возможности что-то изменить в своей жизни!

Общался с одним профессором по этой теме. И она мне сказала, что главная задача в подобных случаях – это перевести человека из объектного состояния в субъектное.

Но этого сразу не сделаешь! Поэтому человека надо потихоньку обогащать – жизненными примерами, жизненными историями. И когда у него формируется новое содержание личности – то сквозь призму этого содержания можно посмотреть в прошлое и перестроить даже негативный опыт. Это произойдет, если вывести те умозаключения, которые на первый взгляд были для человека неочевидны, но сейчас он уже может к ним прийти.

-10

Важно не замыкаться, исповедоваться, выходить к людям. Понятно, что после того, как человек пережил какие-то тяжелые обстоятельства – ему хочется замкнуться и не контактировать с людьми, потому что каждый контакт приносит ему чувство какой-то боли. Вот некоторые авторы все-таки отмечают, что, если человек погружается в эту изоляцию, то это для того, чтобы избежать повторного попадания в ситуацию и повторной боли. Однако, уходя в изоляцию, человек лишает себя возможности как раз перестроить свой опыт и выковать для себя какие-то навыки, которые помогли бы ему этот опыт преодолеть.

И в данном случае восстановление связи с окружающими людьми является показателем того, что человек все-таки выкарабкается. Конечно, когда человека побили на улице – он хочет запереться дома и не выходить на улицу, логично же?! Может быть, так страх его становится чуть меньше. Но возникает проблема и другого плана – вследствие этой запертой обстановки. А когда человек начинает заново выходить на улицу – он сталкивается со своим страхом, но, тем не менее, он потихоньку его преодолевает и так приобщается к новым для себя возможностям, которые перед ним открываются. Это возможности, на основе которых он может преодолеть травматический опыт: он знакомится с людьми, что-то узнает новое, что могло бы помочь ему, появляются новые взгляды на жизнь. Человек потихоньку вырастает над собой прежним!

Ты верно говоришь, что надо молиться о своей проблеме…

Но надо не только молиться, но и двигаться! Это целый путь – путь возрастания человеческого в человеке. Речь идет не только о том, чтобы просто найти работу и как-то простить маму, а о том, что в человеке должно возрастать то самое человеческое.

И этот наш внутренний человек, который рождается тогда, когда мы стараемся жить по совести – он и ответы на многие вопросы бытия чувствует. В лучшие минуты своей жизни, мы можем даже это заметить: когда мы действительно кому-то оказываем какую-то помощь – и окружающая наша жизнь становится понятной. Этому есть масса объяснений. И то, что Господь к нам приближается в момент выполнения заповеди Божией; и то, что наше сознание в момент подвига, побеждая свои страсти, приближается к состоянию, когда наш ум способен узреть Логосы. Логосы – это духовные смыслы, на основе которых развивается мироздание.По сути, человеку начинают становиться понятными причинно-следственные связи, почему те или иные вещи в мире происходят.

Ну а потом это знание от нас скрывается, потому что мы, уже совершив какой-то подвиг, опять срываемся в страсть, снова подступают обиды… И в этом состоянии, когда нам мир уже понятен, мы можем жить более или менее только при том условии, если мы уже хоть как-то отчасти страсти свои преодолели, и живем в состоянии сохранения внутреннего равновесия. Это тяжело, но возможно.

-11

Девушке, считавшей себя травмированной. О неустройстве и его преодолении, выборе пути

Убежденность, что травмирована родителями

Рациональной женщине об исповеди, отчаянии, потенциальном самоубийстве

Душевные травмы. Ответ девушке по поводу душевной травмы, которую она получила после того, как была избита своим женихом

Внешность. Девушке кажется, что она выглядит не так, переживает об этом и делает операции

Девушке, оставшейся без отца – о выходе из колеи травмы

Замужней мешает то, что в юности жила с пьющим папой, сформировалась определенная модель поведения

Обида на родителей, что не додали любви, на Бога – что допустил. Считает себя травмированной

СМЫСЛ ЖИЗНИ

«…Конечно, возникают вопросы о смысле, призвании… Для чего? Почему? Как? Тайна мира и прочее. Это все решается по совокупности данных. Здесь можно привести современный термин – BigData.

Когда человек вовлекается в исполнение заповедей, читает книги, встречается с людьми, но самое главное – преодолевает свои страсти, обдумывает мотивы собственных поступков, у него накапливается жизненный опыт.

Если эту мысль перевести в область нейрофизиологии – активируются дополнительные площади коры головного мозга, и вот этим всем совокупным массивом человек начинает иначе смотреть на жизнь. Он узнает ситуации, какие раньше не воспринимал, не придавал никакого значения. Например, что-то произошло – и ты смотришь на человека, оказавшегося в такой же ситуации. Отныне его поведение становится понятным, а последующий контакт или разговор доказывают правильность нашего восприятия. Пока ты не пережила подобную, схожую ситуацию – ты смотришь на человека и не видишь ничего.

Подобным образом накапливается ведение из чтения, из изучения себя и своих страстей, как им противостоять. Самое главное: когда человек в свои когнитивные структуры (как модно говорить сейчас) вносит Божественные смыслы, которые он черпает в минуты внутреннего мира или в момент Причастия – на сердце ложится некая тихая мысль, которая помогает умиротвориться. Постепенно приходит понимание мира. Человек начинает понимать, что ему в этом мире делать. Становится понятным (очевидным) следующий шаг.

Если человек в своем творчестве приходит к Богу, к людямто начинают раскрываться и таланты.

Слова сщмч. Иллариона (Троицкого): «таланты нам даны не для нас (самих себя), а для служения Церкви».

Так же примерно мыслил и прп. Силуан Афонский - есть кузнец и патриарх (мысль передана своими словами), но выше будет тот, кто больше любит Бога.

Следовательно, служение Церкви может быть реализовано не только в Храме (послушание на клиросе, как пример), но и в ситуации, когда человек воспринимает свой дар, как данный не только для себя и начинает жить в русле Евангельских заповедей. Приходит новое познание мира, все вокруг начинает раскрываться. В таком человеке действует благодать Святого Духа. Святой Дух наставляет человека, проникает в него, чтобы дар поддержать в реализации. Присутствие Духа помогает человеку и в прочих задачах, проблемах и трудностях. Человек начинает в Святом Духе видеть мир, постигать свое место, свой путь.

Речь идет о «состоянии актуальности», то есть о состоянии, при котором каждое действие ощущается важным для всей жизни в целом. Суть состоит в том, что в какой-то зависимости, например, люди ищут актуальности бытия, когда каждая секунда вписана в контекст. На самом же деле возможен только поиск этого состояния, а человеку, живущему в Святом Духе– оно действительно дается. Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17:22). Человек ощущает, постигает, что каждая минута врастает во что-то более объемное.

Одна паломница привела такие слова (источник цитаты мне не известен): «Со Причастием Твоим суть пути моего». Таким образом, когда человек приобщается ко Господу – он постигает и свой путь. Причастие не умозрительно. Приобщение реализуется долгим временем. Познание жизни и преодоление зависимого поведения – по сути, части одного процесса».

-12

Женщине-музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще

Социальная деятельность. Часть 1: Девушке, желавшей помогать детям из детских домов 

Девушке-медику, сомневающейся в призвании вследствие того, что не найти работу

Женщине, болеющей раком четыре года 

Вера и вопрос о происхождении зла. Почему Бог попускает быть страданиям, искушениям, в том числе – инфернальным? Часть 2. Как относиться к страданию?

Девушка готовилась к расстрелу. Об ожидании смерти и ПТСР. Части 1, 2

***

ДОПОЛНЕНИЕ

-13

Беседы цикла «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»

Стоит обратить внимание на слова отца Митрофана Серебрянского (в монашестве – Сергий, причислен к лику святых), который многие годы был духовником сестер из Марфо-Мариинской обители, то есть женскую натуру он, по идее, должен был неплохо изучить. Вот какое наставление он дал Наталье Соколовой насчет того, как ей вести себя с будущим мужем:

«Мы, мужчины, грубая натура, а потому более всего ценим ласку, нежность и кротость – то, чего в нас самих не хватает. И нет ничего более отталкивающего мужчину от женщины, как дерзость и суровая грубость или наглость в женщине»
(из книги Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего»).

Конечно, перед женщинами стоят задачи, которые во времена отца Митрофана трудно даже было себе представить. Но все же, оставаясь активной и целеустремленной, важно не растерять своих женских качеств.

По мысли одного автора, мужчины могут найти мужественность при опоре на духовную жизнь. Без этой опоры стремление мужчин обрести мужские качества может уйти в деспотизм и агрессию. Стремление женщин обрести «свое» при игнорировании духовных законов может уйти в жеманство и сексуальную раскрепощённость.

При развитии всех граней личности, женщина может и активной остаться, и женщину в себе не потерять. И сильной быть (есть такие сильные натуры), и в конфликтах с мужчиной не увязать. То есть предпосылки для семейного счастья могут уживаться с сильным характером, если женщине удастся свой характер «приручить».

Одна девушка с сильной натурой так и говорила о своей семейной жизни: «выбрала быть счастливой, а не быть правой». Речь не о том идет, что дома ее «гнобит» супруг, а она все безропотно сносит. Суть в том, что она старается по любви решать все встающие перед молодой семьей вопросы, и при этом удается не ругаться. Не стоит забывать мудрое предостережение Экзюпери: «Случалось ли тебе снова влюбиться в женщину после того, как на суде она доказала, что была кругом права? Тяжбы озлобляют».

Данный вопрос, как говорил один современный автор, стоит перед женщинами, которые, например, служили в армии. Сильные натуры под стать себе хотят найти мужчину. Если найдут и при том не осознают некоторых важных «вещей», начинают соревноваться с ним, кто – сильней. При таком варианте мужчина может уйти. Может согласиться с женщиной – лишь бы она успокоилась, а она уступку мужчины вследствие некоторых особенностей своего мышления воспринимает как слабость («тряпка, не мужик»). Получается – тупик, если, конечно, она не сумеет «приручить» некоторые черты своего характера.

Как этого достичь такого равновесия? Должен пробуждаться внутренний человек. Апостол Петр, обращаясь к женщинам-римлянкам, сказал: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3).

А внешние формы жизни будут уже найдены в процессе. Главное, чтобы пульс внутренней жизни начал биться. Бояться не стоит, что «внутренний человек» сделает жизнь пассивной. Ведь и мастера рукопашного боя говорят, что действовать можно тогда, когда внутри ощущаешь спокойствие. Конечно, они говорят не о внутреннем мире, который рождается вследствие духовной жизни, но аналогия, думается, понятна.

1. Женщина и алкоголь. Трудности с общением, нет радости. Красота и цельность

Основа бесед – истории реальных людей. Чаще всего женщины начинают пить по трем причинам: нелюбима, некого любить, нет детей. Плата за ложное чувство независимости – одиночество. Значение фразы «Считать себя хуже всех». Сказка «Принц Фредерик». Священник Геннадий Огрызков – высококлассный специалист и пример настоящего смирения. Тирания мозга – невозможность освободиться от атак собственных мыслей. Об образах женщин в советских и постсоветских песнях, и о идеях песен. Дело не в «низкой самооценке», а в утрате внутреннего корня. Не самовнушение, а верность выбранному идеалу делает человека цельным. Евангелие – не закон, навязанный Небом, а объективный закон счастья. Если человек (любой) не побеждает свою гордость, то она его уничтожает. Глава из книги «Отец Арсений» «Доброе слово». Женская красота – духовная и телесная. Иван Ильин, «Некрасивая женщина». Природная красота разрушается под воздействием страстей. Внутренняя цельность во много раз притягательнее телесной красоты. Секрет женского счастья по словам мужчины – ласка, нежность и кротость (что не исключает предприимчивости).

2. Цельность, Грубость и отсутствие гармонии в отношениях. Конфликт с мужчиной

Новая тема – «Нелюбима». Как многие продукты сейчас – ненастоящие, а лишь «со вкусом» чего-либо, так и многие люди становятся кем-то лишь «со вкусом» самого себя, а свои суть и настоящесть теряют. Экзюпери в книге «Цитадель» говорит, что быть самим собой значит сбыться. Иван Ильин: «только засветившийся изнутри добротой человек обретает цельность». Человек сбывается только в силовом напряжении, когда поднимается по крутому склону. Полюбить – значит увидеть в раздробленности мира цельность, а это значит узреть лик Господа. Глинский старец Серафим Амелин. Мужчина – не только глава семьи, но и главный носильщик тяжестей семьи. Статья «У российского алкоголизма женское лицо». Грубость и требовательность – разные вещи. Книга Виктора Николаева «Безотцовщина». Пивной хмель, являясь фитоэстрагеном, ведет к эндокринному сбою в организме женщины. Может ли жена быть причиной пьянства мужа?

3. Никто не любит. Одиночество. Что можно посоветовать. О счастье

Одна из возможных причин пьянства – тирания мозга. Может ли другой человек быть причиной пьянства или это генетическая предрасположенность? Основа для любви – не собственная правота, не вмененная обязанность, а сама любовь. Архимандрит Тихон (Агриков) и его «Матерь Света». Фаддей Витовницкий и книга «Мир и радость в Духе Святом». Прп. Макарий Великий объясняет смысл любви между человеком и Богом, используя образ любви между невестой и женихом. Иван Ильин, «Рождественское письмо». Надо будить людей своей любовью, этим звать их к любви и не думать о взаимности. Епископ Пантелеимон (Шатов): Полюбив других, можно избежать одиночества. Свт. Николай Сербский: Стань находкой для других - и никакого одиночества не будет. Наша самость никогда не даст нам быть счастливыми. Счастье произрастает не от материальных благ, а от добротного жизненного уклада. Бог – это не карающий судья, а любящий Отец.

4. Несчастная любовь. Некого любить. Нет детей. Алкоголизм начинается с малого. Гаснет сердце

Одна из причин страсти любодеяния – самомнение (гордость). Настоящая любовь – светлое чувство, которое дает силы жить, а несчастная любовь разрушает, т.е. нужно разобраться с источником этой несчастной любви. Потребность любить и жертвовать – в природе женщины; женское сердце приходит в негодность, если это не реализуется. Об усыновлении; статья «Благодать сильнее генов». Надо учиться справляться со стрессом. Алкогольная индустрия для женщин. Хранение совести в мелочах – одно из немногих средств, которые можно противопоставить стрессу, угасанию сердца и т.д.. Правильный режим – одно из мощнейших средств от уныния и для развития творческой энергии.

5.1. Бунт. Аборт. Конфликт с матерью. Женщины рассказывают. Строить с Богом

К счастью (как и к смыслу) нужно пробиваться, как пробивается колодец к воде. В чем смысл покоя? Без смирения, жертвенности, ежедневного совершенствования даже в мелочах сердце гаснет и у молодоженов, и у обратившихся от греха к Богу. Небытие не есть свобода. Материнское проклятье и аборты как возможные причины неустроенности. Прп. Порфирий Кавсокаливит о воспитании.

5.2. Преодоление уныния через устремленность к добру

Эмоциональная боль дана человеку для развития. Страсть почти невозможно исцелить волевым усилием – только благодатью и направленностью всей жизни в противоположное страсти направление. Анонс следующих бесед «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?».

Беседы на тему "Влечение к еде и к голоду"

В беседах, применительно к реальной жизни, рассматриваются не только явления, ассоциирующиеся с аскетической литературой (объедение), но и анорексия, влечение к голоду. Примеры по запросу женщин.

-14

1. Насыщение ума и сопротивление объедению, гордость и неспособность сопротивляться.

2. От анорексии к булимии, выход - не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация.

2.1. Анорексия. Схемы мышления. У каждого - своя история. Картина мира. Что есть грех? Аддикция, принципы

2.2. Анорексия, булимия. 5 навыков в помощь при разных аддикциях. Модели поведения. Ложные восприятия

2.3. Анорексия, объедение. Заорганизованность. Прочие стороны не развиваются. Голод в местах заключения

3. Анорексия, фильм "Реквием по мечте", одиночество и выход через милосердие.

Беседы поддерживаются текстом

«Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой поделать?»

и ответом

«Похудание, анорексия, булимия, молодые девушки»

Некоторые беседы цикла «Преодоление травматического опыта. Христианские и психологические аспекты».

-15

11o. ПТСР-РОСТ. Травматический опыт как доминанта. Изнасилование. Помогает ли стимуляция памяти?

11p. ПТСР-РОСТ. Спорные концепции работы с ПТСР, игра с воображением. Эйфория не есть исцеление

11q. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Самоконтроль еще не исцеление. Перестройка опыта через обогащение

11r. ПТСР-РОСТ. Горе, травма, боевая травма. Когнитивная переработка. Выход в конструктив. Покаяние

11s. ПТСР-РОСТ. Доминанта и перестраивание угрожающего образа. Помогает ли проговаривание, стимуляция памяти

11t. ПТСР-РОСТ. Помогает ли вообразить месть, прожить. Изнасилование. Ненависть поглощает. Гипноз

11u. ПТСР-РОСТ. Изнасилование. Месть родителям. Грани этики. Вслушивание в себя. Критерии исцеления

См. также пункты 20-25.

Подробнее о беседах и текстах на тему преодоления травматического опыта – «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2153/

https://vk.com/@o_prokopy-preodolenie-travmaticheskogo-opyta

Некоторые беседы цикла «Преодоление игрового механизма»

В этом цикле бесед разбиралась тема вхождения в неуправляемое состояние.

-16

16.2. Казино, игроки – Стефан Цвейг, «24 часа из жизни женщины». Компульсивность и саморегуляция

18.2. Зашкаливание эмоций и саморегуляция. Мачо и нарочитая яркость женщин. Демонстративное поведение

17.4 Выход – обогащение личности (ГЛАВНОЕ). Вадим Туманов. Вики Оболенская, Борис Вильде (см. 17.2)

21.2. Аддикция – фиксация на одном и распад другого. Фильм «На грани краха» – психические бренды, утрата личного

21.3. Фильм «На грани краха» – эмоциональный капитализм, не жизнь, а алгоритм. Исцеление – мир становится красивым

Отдельные темы

-17

Глава «Опыт женщины, страдавшей от "тысячи мыслей в голове"» из части 2-ой текста «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)»

Глава «Последствия насилия сексуального» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»

«ОДИНОЧЕСТВО, ИЗОЛЯЦИЯ – беседы и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

«Как приручить некоторые черты своего характера» (и для женщин и для мужчин) – «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)»

Женщинам, если муж или сын принимают психоактивные вещества – с 3-ей беседы цикла «Проблема отклоняющего поведения: Родственикам, родителям, педагогам»