Базилика Святого Иоанна на Латеранском холме Рима - один из четырёх главных храмов вечного города. Здесь целый комплекс культовых зданий - сама базилика, папский дворец, баптистерий, Scala Sancta (по легенде привезенная равноапостольной царицей Еленой из Иерусалима лестница, по которой Христос поднимался на суд к Пилату).
Сама базилика - главный храм римской епархии, "матерь всех церквей" (Omnium ecclesiarum mater), возглавляет которую сам понтифик. Построена по классической схеме - главный неф, пересекающийся с трансептом в плане образует крест.
Собор украшен богато. Для особо интересующихся вечным городом я рекомендую одноименный ресурс.
И, конечно, немалое впечатление оставляют четырехметровые мраморные фигуры апостолов по обе стороны центрального нефа. И что любопытно - зная Священное писание и католическую символику, легко и не читая надписи на постаментах, определить кто есть кто. Собственно, скульпторы школы великого преемника Микеланджело Джованни Бернини, таким образом облегчали жизнь неумеющим читать прихожанам.
Поскольку мы ни в итальянском, ни в латыни не слишком сильны, узнаем апостолов по атрибутам
АПОСТОЛ ФИЛИПП
Здесь символ апостола Филиппа - попранная им змея. Во фригийском городе Иераполе (сегодня это знаменитое своими термальными источниками турецкое Памуккале), он, проповедуя веру Христову, силой молитвы умертвил гигантскую ехидну, обитавшую в одном из многочисленных языческих капищ города. За что по наущению жрецов был распят вниз головой. Крест символизирует молитву и мученическую смерть апостола.
АПОСТОЛ ФОМА
Фома - единственный из апостолов, которого считают удостоившимся откровения о тайном смысле учения Христа, о чем свидетельствует стела с крестом и духом святым на которую он опирается. Но главный символ - угольник в его руках. Это любопытная история из апокрифического текста «Деяния Фомы». (В апокрифе его именуют Иуда Фома -не путать с Искариотом)
Явившийся апостолу в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гундофару, который ищет искусного зодчего для постройки дворца. Фома предоставляет Гундоферу чертежи сказочно прекрасного дворца.
Сказал ему царь: «Ну хорошо, очерти мне его, чтобы я мог увидеть его, потому что через долгое время приду я сюда». И пришел Иуда, и взял трость, и начал мерить, и он поместил двери у восточной стороны света, и окна к западу, к ветру, и пекарню к югу, и источники воды для обслуживания (дома) к северу. И сказал ему царь: «Истинно ремесленник ты прекрасный, и царю достоин ты служить». И он оставил много серебра ему и удалился от него.
Фома же распорядился инвестициями по-своему
И серебро и золото посылал ему время от времени. Иуда же ходил вокруг по селам и городам, бедным подавал, скорбящим давал отраду и говорил: «То - что царево, царю должно быть дано, и отдохновение многим будет».
Узнав о том что никакого дворца нет, Гундофар задумался:
Царь же размышлял, какой смертью он убьет Иуду; и он принял решение, что огнем сожжет его, содрав с него кожу.
Тут умирает брат царя Гад, но воскреснув на четвёртый день, рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явили ему великолепное сооружение из золота, серебра и самоцветов, которое Фома воздвиг на небесах.
И он послал вывести Иуду , который был заключен в темницу вместе с ним, и сказал ему: «Прошу я тебя как человек, который просит у служителя Бога, чтобы ты помолился за меня и попросил мне у Бога, которого ты почитаешь, чтобы Он простил мне то, что я сделал тебе; и чтобы Он удостоил меня войти в тот дворец, который ты построил для меня, и чтобы я стал почитателем Бога этого, которого проповедуешь ты».
На том и порешили.
Но, продолжая проповедь свою в Индии, апостол был заколот стражниками другого индийского князька Маздая по его повелению:
И когда так помолился Иуда, он сказал тем солдатам: «Придите вы, исполните волю того, кто послал вас». И пришли солдаты, и ударили его все разом, и он упал и умер.
Так что к основному атрибуту - угольнику - часто добавляют копьё или кинжал — инструменты апостольского мученичества.
Но мы узнали его по угольнику.
АПОСТОЛ МАТФЕЙ
Здесь все просто: во-первых, в руках Евангелие, как и положено первому евангелисту, во-вторых, правой ногой апостол попирает мошну с монетами - ту самую, которую он, сборщик податей, бросил в пыль на дороге, когда Христос позвал его:
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. (Евангелие от Матфея 9.9)
АПОСТОЛ СИМОН
У Симона Зилота пугающий атрибут - пила. Апостол близок нам географически - Абхазия была частью Советского Союза, да и сегодня в Российской политической орбите. По преданию Симон принял свою мученическую кончину на черноморском побережье Кавказа, в городе Никопсии, где проповедовал. Был самым варварским образом заживо распилен пилой.
Считается, что Никопсия - это нынешний Новый Афон, где автору приходилось бывать в доцифровую эпоху и посетить Новоафонский монастырь, в честь Симона Кананита. Зилотом, что в переводе с греческого значит «ревнитель», его прозвали за благочестие и ревностное следование закону.
АПОСТОЛ ФАДДЕЙ
Иуда Фаддей (в своем Евангелии Иоанн уточняет - не Искариот) был заколот копьем также на территории бывшего Советского Союза. В Армении. Хотя, может быть, на севере современного Ирана, где находится его предполагаемая могила. Но все равно, в те времена это была территория Великой Армении.
«Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Евангелие от Иоанна 14 гл.)
Святой покровитель безнадежных дел - в музее Эль Греко в Толедо автор видел изображение апостола Фаддея с алебардой. Для Испании это более аутентично.
АПОСТОЛ ИАКОВ
Иаков Малый, Иаков Алфеев, как его называют в Евангелии, фигура загадочная. В одних источниках его атрибутом является дубинка, орудие его убийства, в других - посох. По одним источникам - был побит камнями в Северной Африке, где проповедовал. По другой - был убит по дороге в Египет. Помимо этого - книга в его руках тоже что-то означает. Что? Буду искать.
АПОСТОЛ ИОАНН
Здесь атрибутика проста и широко известна: символ евангелиста Иоанна Богослова - орел. Книга в его руках - Евангелие от Иоанна. Особое, отличающееся от других трех , синоптических. Потому что нет орудия казни. Он дожил до преклонных лет и не был убит за свою веру.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ
И тут нас не ждут трудности атрибутики: кто же не знает, что символ апостола Андрея - косой крест. Его и зовут - Андреевский. На картине Эль Греко апостол тоже обнимает свой крест. Иногда его изображают с рыбачьей сетью - намек на светскую профессию Первозванного.
АПОСТОЛ ПЕТР
И снова всякий знает, в чьих руках ключи от Рая.
«И дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф., 16:19).
Другие атрибуты, в скульптуре не использованные: перевернутый крест, на котором он принял мученическую смерть, петух, напоминающий о его тройном отречении.
В Мамертинской тюрьме неподалёку, на склоне Капитолийском холма есть на стене его нерукотворный образ.
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
Его обычными атрибутами являются меч — орудие его смерти (как римский гражданин он не был распят, подобно Петру - Павлу отсекли голову), и свиток или книга — как эмблема авторства знаменитых Посланий.
АПОСТОЛ ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ
В Италии его обычно изображали с посохом, с раковиной или с тыквой-горлянкой (последних двух я на изваянии не увидел), ставшими символами его путешествия в Испанию. Сантяго, называют его в Испании - апостол Иаков стал святым покровителем борьбы испанцев против исламского владычества. Погиб апостол от меча, но символом его все-таки стал паломнический посох.
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ
Это второй апостол, который был замучен язычниками в Великой Армении. С него живого содрали кожу, а затем распяли. Страшноватая символика - на иных иконах он изображается с человеческой кожей, перекинутой через плечо.
И здесь атрибут Варфоломея - нож, которым его освежевали заживо и содранная кожа.
Вот на этой оптимистической ноте...
Спасибо за внимание.