Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! О событиях времен Великой Отечественной Войны рассказано уже не мало историй, и казалось бы, мало чем можно уже удивить. Однако, недавно я кратко услышал историю человека, на котором стоит заострить внимание. Встречайте - Николай Максимович Павленко, мошенник, создатель и командир мифического хозрасчётного Участка военно-строительных
работ - 5 (далее по тексту - УВСР-5) в 1942—1951 годах, действовавшего на территории Молдавской и Украинской ССР. Настоящий "Остап Бендер" времен Великой Отечественной Войны, который не боялся даже
И.В. Сталина! Сегодня подробно поговорим о том, как ему удалось создать фиктивную воинскую часть, стать ее командиром, получить звание полковника, пройти всю войну, дойти со своими "бойцами" до Берлина и привезти домой множество трофеев.
До начала Великой Отечественной Войны
Николай Павленко родился в 1912 году в селе Новые Соколы Ивановского района Киевской области. Окончил церковноприходскую школу, с 13 лет трудился писарем у деревенского старосты и категорически не хотел обучаться земледельческому ремеслу в отличие от своего отца, который в своё время владел двумя мельницами и торговал зерном и мукой.
На почве того, что юный Николай никак не хотел приобщаться к земледелию, он постоянно ругался с отцом. В 14 лет он самостоятельно изготовил себе справку с липовыми данными (печать выкрал у старосты, пользуясь служебным положением). В ней юноша указал, что его отец обычный бедный крестьянин и прибавил себе 4 года, изменив 1912 год рождения на 1908 год. Путь его лежал в Минск. Там он устроился работать строителем-дорожником. В Минске до Павленко дошли слухи, что его отец раскулачен, оказался за решеткой и скончался там от истощения. Семья голодала, а Николай помочь родным не мог, так как сам еле сводил концы с концами. Чуть позже он поступил в Минский политех на автодорожный факультет, но проучиться там успел всего два года. Педагоги заподозрили, что его возраст не соответствует действительности и собирались направить запрос в его родовое село для уточнения данных.
По состоянию на 1930 год подделка биографии грозила суровым тюремным сроком. Павленко стоило бояться вдвойне, ведь его отец был репрессирован, и этот факт он тоже скрыл. Не дожидаясь позора и лагерей, молодой человек бросил институт и подался в бега. Павленко обосновался в городе Ефимов и стал воровать. В 1935 году он попался на краже и провел 35 суток под арестом. От тюрьмы Павленко спасло согласие сотрудничать с представителями НКВД. Для того чтобы подтвердить свое желание сотрудничать, Павленко сдал НКВД двух своих бывших коллег по дорожному делу. Те были поклонниками идей Троцкого и имели неосторожность поделиться этим с Николаем. В итоге рабочие, преданные Павленко, отправились в лагеря, а стукач стал работать в Главном военно-строительном управлении СССР, куда простым смертным путь был закрыт. Вскоре он стал расти по службе, пройдя путь от прораба до заведующего строительным участком, получив звание старшего лейтенанта. Впрочем, от своих авантюр Павленко не отказался: он умудрился продать на сторону вагон стройматериалов, выручив за них приличные деньги. И вот, наступил 1941 год и спокойную жизнь Николая прервала Великая Отечественная война.
В период Великой Отечественной войны
"Кому - война, а кому - мать родна". Павленко в начавшейся военной суматохе разглядел неожиданные возможности. 27 июня его отправили в действующую армию в качестве военинженера 2-го стрелкового корпуса. На фронте творился невообразимый хаос, корпус отступал через Березину и Днепр, в июле попадал в окружение. В такой суматохе затеряться одному человеку было не трудно. Для себя Николай понял, что уже "навоевался". Он подделал командировочное удостоверение и взял с собой шофера — сержанта по фамилии Щёголев, с которым на армейском грузовике дезертировал в тыл. Возможно, кто-то и вспомнил об исчезнувшем военном инженере, но было реально не до него.
Павленко добрался до Калинина (нынешняя Тверь), где у него были родные и знакомые. Некоторое время Павленко скрывался: вокруг Калинина шли бои, фронт перекатывался через город туда-обратно. Когда же фронт устоялся, Павленко решил, что настал его звёздный час: он решил создать частную строительную фирму!
Один из старых знакомых Павленко, некий Рудниченко, умел изготавливать фальшивые печати. Воспользовавшись его навыками, Павленко в марте 1942 года, когда фронт уже перекатился через Калинин и обратно, создал существующую пока только на бумаге организацию — "Участок военно-строительных работ Калининского фронта № 5". Наделав в ближайшей типографии несколько тысяч бланков, Павленко начал вести дела с размахом и восхитительной наглостью. Для начала он получил на армейских складах провиант и униформу. Затем мошенник явился в военкомат Калинина и получил в своё распоряжение первых подчинённых — выздоравливающих из госпиталей. Благодаря талантам Рудниченко перед вновь созданным строительным участком открывались любые двери. Фиктивная воинская часть обзавелась банковским счётом и всеми атрибутами реального учреждения!
Его строительная команда действительно начала брать подряды на работы и успешно выполняла их. Руководители советских учреждений на местах и подумать не могли, что работают с аферистом. Если возникали какие-то проблемы, Павленко всегда смог договориться с помощью взяток. В конце концов, на недавно освобождённых от оккупации территориях было огромное количество работы для строителей, так что советским функционерам на местах было проще закрыть глаза на любые подозрительные обстоятельства.
Павленко присваивал и делил между своими "офицерами" большую часть средств, но исправно платил "довольствие" рядовым и не забывал заботиться о том, чтобы его поддельный стройбат был одет и сыт. Его люди ремонтировали госпитали, дороги, мосты. Когда фронт двинулся на запад, бригада Павленко тоже двинулась за передовыми частями: "военные строители" в глубоком тылу сильнее бросались бы в глаза. Павленко смог подкупить подполковника ВВС, чтобы тот легализовал его контору в качестве тыловой части и взял на довольство.
За щедрые взятки подполковник смотрел сквозь пальцы на частные заказы, которые Павленко продолжал выполнять. Бизнес разрастался, так что Павленко требовались новые люди. В качестве пополнения он собирал дезертиров или просто отбившихся от своих частей людей. Сам же Павленко старался не отставать от Красной армии, но и не зарываться: вблизи от передовой его "воинской частью" могли заинтересоваться и контрразведчики. Строила его бригада отлично: земляночные городки, столовые, командные пункты — благодарность непосредственного начальства была вполне искренней. По дороге Павленко и его люди заработали миллионы рублей, а штат к 1944 году, когда войска преодолели прежнюю государственную границу, составлял более двухсот человек — между прочим, при сотне стволов огнестрельного оружия, вплоть до пулемётов. Однако по-настоящему развернулся Павленко в Германии.
Вместе с советскими войсками члены УВР-5 пошли на Берлин. Но если обычные солдаты Участка думали, что идут ставить финальную точку в битве с фашистами, их криминальные "коллеги" знали истинную цель этого путешествия — максимальное обогащение на землях противника. Поначалу подопечные Павленко пусть и грабили на своем пути, но хоть изображали рвение к боям. Однако как только было объявлено о капитуляции Германии, "солдаты" Павленко пустились во все тяжкие и занялись открытым мародерством. За действиями сослуживцев с ужасом наблюдали истинные военные из УВР-5. Опасаясь, что они могут доложить о бесчинствах вышестоящему руководству, Павленко решил устроить показательную порку: как-то поутру выстроил всех бойцов, вызвал к себе трех особо рьяных мародеров и после предъявления им обвинения расстрелял.
Вскоре встал вопрос: как вывезти все награбленное на родину? В руках мародеров Павленко оказалось несколько легковых автомобилей, грузовиков, тракторов и мотоциклов, десятки мешков с сахаром, крупами и другим продовольствием, а также большое количество коров, овец и коз. В ход пошел проверенный способ: Павленко отыскал среди нужных людей того, кто согласился помочь за приличное вознаграждение. Буквально на следующий день банда Павленко ехала в сторону Москвы на собственном поезде.
Несмотря на откровенное мародерство, члены УВР-5 полковника Павленко еще и удостоились высоких наград. Лидер банды сфальсифицировал данные, предоставив в нужные инстанции поддельную информацию о "подвигах" своих бойцов. Немногим позже в часть прибыло 230 орденов и медалей, которые начальник собственноручно вручил солдатам на плацу. И себя Павленко не обделил — обзавелся орденами Отечественной войны I и II степени и орденом боевого Красного Знамени. Вскоре после этого хитрый полковник демобилизовал ту часть военнослужащих, которая не подозревала об афере, оставив только своих приближенных. После этого Павленко со спокойной душой приступил к реализации трофеев. С вырученных денег он оставил себе 90 тысяч рублей, а все остальное раздал подельникам. Распределяли наличные исходя из званий: офицеры получили по 25 тысяч, а рядовые — по 12 тысяч рублей.
После окончания войны
После войны Павленко не сиделось на месте. Некоторое время спустя он решил повторить успех. Сначала он просто создал фальшивую строительную артель и скрылся с деньгами, но этой акции недоставало размаха. Душа просила чего-то более масштабного. Новая "строительная часть" "УВС-1" была открыта на Западной Украине: там в ту пору был разгул "бандеровцев" и местным властям было явно не до мошенников. Всю документацию, оттиски, печати и штампы подготовил верный Павленко товарищ Рудниченко. Павленко настолько возвёл себя в ранг полковника, а кадры для его нового "управления" подбирались аж через МГБ (предшественник КГБ). За несколько лет он заключил 64 договора, главным образом — с Министерством угольной промышленности. Кстати, работу люди Павленко делали на совесть. Павленко отлично платил своим рабочим, тщательно контролировал качество работ.
Но в дальнейшем Павленко расслабился и начал допускать ошибки и попался, как ни странно, на совсем мелком мошеничестве! Один из подчинённых Павленко решил провернуть аферу с облигациями госзайма. Он скупал облигации на чёрном рынке, но, перепродавая их рабочим, смухлевал и выдал облигаций на меньшую сумму, чем было заплачено. Один из обманутых, инженер из Могилёва Иван Ефременко, написал жалобу сразу на имя Ворошилова. Осенью 1952 года прокуратура возбудила уголовное дело. Разумеется, первым делом следователи решили навести справки о части, в которой произошла такая неприятность. Когда пришли ответы на запросы в МВД и Министерство обороны, следователи были в полном недоумении: строительное управление ни в каком министерстве не числилось. Дело передали в Главную военную прокуратуру. Там быстро выяснилось, что Павленко, оказывается, ещё с 1948 года находится во всесоюзном розыске — за историю с той самой артелью, деньги которой он присвоил. Вся конструкция, которую Павленко так долго и любовно выстраивал, рухнула. 23 ноября 1952 года все филиалы "управления" Павленко были захвачены, а сам он арестован вместе с тремя сотнями подручных. У подпольных строителей изъяли 30 винтовок и автоматов, 3 пулемёта, 19 пистолетов, 76 машин, экскаваторов, тракторов и бульдозеров, а также фальшивые печати, удостоверения, бланки — и генеральские погоны.
Уголовное дело составило 164 тома. Из-за афер Павленко госбюджету СССР нанесён ущерб в 38 миллионов 700 тысяч рублей. В ходе операции правоохранительных органов 14.11.1952 было арестовано свыше 400 человек, 50 из которых были военными. Основная масса участников синдиката, как выяснилось, понятия не имела о том, что они делают нечто незаконное. В конечном счёте приговоры получили только 17 человек. Николаю Павленко инкриминировали "универсальную" 58-ю статью — "Контрреволюционная деятельность". Сам Павленко держался смело и даже заявил трибуналу — мол, антисоветской деятельности он не вел и лишь трудился на благо государства, что, к слову, отчасти и было правдой. За все годы существования его строительных частей было восстановлено и проложено несколько тысяч дорог и мостов по всему СССР. Характерно, кстати, что не сел в тюрьму ни один чиновник из числа тех, с кем Павленко вёл свои дела. Некоторые получили выговоры, но по сравнению с приговором, который получил сам Павленко, это были мелочи. 4 апреля 1955 суд приговорил его к высшей мере наказания и через несколько дней Павленко был расстрелян. Место, где похоронен один из величайших аферистов СССР, до сих пор не известно.
Вот так закончилась история, пожалуй, главного афериста времен Великой Отечественной Войны, да и всего СССР! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#Павленко Николай Максимович #СССР #политика #общество #интересные факты #Великая Отечественная Война #афера #мошенничество #преступления