Смотришь какой-нибудь видеоролик из начала 90-х или конца 80-х. В те времена было несколько молодежных передач по ТВ. Журналисты общались с простыми подростками на различные темы, в том числе и те, которые раньше были табу для телевидения.
Спрашивает, к примеру, Жора Галустян или Сергей Супонев у подростка на улице - "А как ты относишься ...?". И подросток свободно отвечает.
Или, например, прямо в студии организуется диалог молодежи с какой-нибудь известной личностью. И представитель молодежи красиво спрашивает и не менее красиво вступает в полемику.
Под такими видео всегда однотипные комментарии восхищения:
Естественно, что любое поколение будет хвалить только себя. Это такая человеческая слабость.
И вот такие хвалебные оды молодежи 80-х и 90-х уже стали в Интернете своеобразным мемом, мол, слышишь речь детей "из того времени" - похвали.
Однажды я сильно взоржал. Натурально.
Тоже, значит, попался мне видеоролик, который был снят в самом начале 90-х годов. Я уж не знаю, для какой передачи.
Журналист с микрофоном подходит к подросткам на улице.
Что-то у них спрашивает.
А в ответ:
- Да мы чё-то тут, мы как бы это самое б..., я любому тут б...
- Не матерись, - шепчут ему.
- А это твоя девушка?
- Да какая девушка? Тeлка моя. Ха-ха. Чё тут б...
Взяли интервью у нескольких подростков. Все ни разговаривали в таком стиле.
И в комментариях:
- Какая же красивая речь была у подростков того времени.
Понятно, что это был сарказм. Но очень в тему.
Какой вывод:
Нужно отличать речь случайных подростков на улице и тех, кого позвали на телевидение. Даже если у кого-то взяли случайное интервью на улице, то это не значит, что его покажут в эфире, а выберут лишь те моменты, которые можно показывать по телевизору.
К сожалению, не все это понимают, а потому думают, что дети раньше "говорили лучше", чем сейчас.
Но мы же с вами взрослые люди, мы прекрасно понимаем, что все дети разные.
Если мне говорят, что раньше все через одного были гении, то я поспешу отойти в сторонку, так как не знаешь, чего от этого человека ожидать.
Единственный нюанс
Но я всё же отмечу лишь единственный нюанс, который влияет на "речь современных детей". Его отрицать нельзя.
Школа сегодня не дает того опыта "говорения", какой был раньше. И этот факт нужно признать.
Компьютеризация, введение тестирования, гонка за оценками - всё это привело к тому, что дети на уроках говорят гораздо меньше, чем раньше.
У учителя завязаны руки, у него нет времени "на дискуссии" с детьми. Ему нужно гнать, так как теперь задача образования - "объять необъятное". На первом месте - показатели, а не качество.
Наглядный пример результатов - итоговое собеседование, где одним из испытаний является "описание картинки" вслух.
Лет через десять это уже будет выглядеть так:
- А уж не мальчик ли с девочкой изображены на этой картинке?
- Да.
И хорошо, если в семье уделяется внимание развитию речи. Но чаще всего нет, так как наш ритм жизни зачастую сводит общение с детьми на минимум.
А кто-то вообще пытается откупиться от детей игрушками.
- Я тебе развивающую книжку купила? Я тебе развивающий конструктор купила? Я тебе развивающие мультики на телефон закачала? Чего ж тебе еще надо? Сиди и развивайся.