Найти тему
Автосалон

Мотовыставки на Красной Пресне

-2
-3
-4

8-10 апреля 2022 года в «Экспоцентре» на Красной Пресне в Москве на одной площадке прошли сразу пять выставок, посвящённых моторным видам спорта – «MotorSport Expo», велосипедам – «Велокульт», мотоциклам – «Мотовесна», электротранспорту – «ЕДрайв», катерам, яхтам, водным видом транспорта – Boat Show, вместе с ними прошёл фестиваль «Ножевая культура». Украшением выставок без сомненья можно назвать ретро-автомобили, представленные реставрационной мастерской «Камышмаш».

Необычно выглядел самый старый из показанных автомобилей – двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад, в 1926 году: на трёх колёсах мотоциклетного типа, с двухцилиндровым V-образным двигателем, расположенным снаружи автомобиля перед облицовкой радиатора – такие транспортные средства называли сайклкары. В те годы в Туманном Альбионе с мотоциклов и сайклкаров – их приравнивали к мотоциклам, налог не взимали, но уровень комфорта у сайклкаров был заметно выше, чем у мотоциклов, при этом, они были дешевле автомобилей. Налоговое послабление и невысокая цена привели к широкому распространению сайклкаров в Великобритании.

Весьма экзотично, как часть фюзеляжа военного самолёта с обтекаемым плексигласовым фонарём, откидывавшимся вбок со сдвижными боковыми окнами, двумя сиденьями, располагавшимися тандемом - одно за другим, и фрагментами крыльев, смотрелся Messerschmitt KR200. Рулевое управление у Messerschmitt KR200было автомобильного типа, а сам руль – мотоциклетного. Крохотный двигатель располагался за задним сиденьем и приводил в движение задние колеса. Такого типа автомобили фирма выпускала с 1953 года, когда ей запретили производство военных самолетов, и возникла необходимость выпускать мирную продукцию. Изначально, благодаря простоте конструкции и дешевизне, автомобили Messerschmittбыли популярны, но со временем, когда они уже стали непрестижны, спрос на них упал. Последний Messerschmittпокинул заводской конвейер в августе 1964 года

Ещё один необычный автомобиль, показанный «Камышмашем» - BMW-600 с четырёхместным двухдверным кузовом вагонной компоновки, презентация которого прошла в 1957 году. Посадка на передние сиденья у этого автомобиля осуществлялась через дверь, расположенной на переднем торце между фарами, навешенной на передней левой стойке, и при открывании отводила влево шарнирную рулевую колонку. В кожухе передней двери под лобовым окном размещалось запасное колесо. Для доступа к задним сиденьям служила дверь, расположенная в правом борту. Двигатель и силовой блок располагались за задней осью. Благодаря такой компоновке, автомобиль получился компактным, лёгким, но просторным. И, всё же, широкого распространения BMW-600не получил, в конце 50-х годов прошлого века интерес к таким автомобилям иссяк.

Противовесом Morgan, Messerschmitt иBMWбыл Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект. Представленный на Автосалоне в Нью-Йорке в 1936 году Cord810 разработанный Гордоном Бьюригом, сразу же вызвал сенсацию. С убирающимися в крылья фарами, обтекаемым кузовом, отсутствием подножек, спрятанными вовнутрь кузова дверными петлями, длинной массивной передней частью с прямоугольным капотом автомобиль просто поражал своим необычным внешним видом. Не совсем обычной была и конструкция автомобиля: несущий кузов, привод на передние колеса, передняя подвеска с поперечной листовой рессорой, электровакуумный механизм переключения передач. Однако из-за слишком высокой цены, Cord810 спросом не пользовался и вскоре его выпуск прекратили.

Зато теперьMorgan, Messerschmitt,BMW600 и Cord 810– желанные автомобили коллекционеров и музеев. Вспомним, чем ещё порадовали «MotorSport Expo», «Мотовесна» и «ЕДрайв».

MotorSport Expo

Ретро-тематика на выставках была представлена довольно широко. На выставке моторных видов спорта и всего, что с ним связано – «MotorSport Expo», проходящей уже пять лет, с 2017 года в Москве центром притяжения в стали гоночные автомобили, отреставрированные в Мастерской Евгения Шаманского.

Открывал экспозицию Мастерской Евгения Шаманского гоночный автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году. С этой модели начал серийное производство гоночных автомобилей Таллиннский Опытный Авторемонтный Завод, ставший впоследствии основным поставщиком в спортивные клубы гоночных автомобилей в нашей стране. На автомобилях «Эстония-3» начинали свою спортивную карьеру известные гонщики А. О. Сейлер, М. О. Лайв, Э. А. Грифель.

Рядом с «Эстонией-3» стоял «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом. «Харьков-Л3» участвовал в заездах с 1967 по 1972 год, и установил несколько рекордов на дистанции 500 м со стартом с места. Высоких показателей удалось достичь за счёт изготовления кузова и колёс из лёгких сплавов, отсутствия стартёра и аккумулятора, что привело к значительному снижению массы.

Ещё один необычный гоночный автомобиль, построенный на Таллиннском Опытном Авторемонтном Заводе, показанныйМастерской Евгения Шаманского- «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», конструкция которого разработана А. О. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco». «Эстония-8» был построен в единственном экземпляре в 1963 году, в его конструкции использованы двигатель и задние фонари от ГАЗ-21, коробка переключения передач, колёса и шины от ЗАЗ-965, тормозная система – от «Москвича-407». В 1963 году А. О. Сейлер на «Тарту-1»выиграл традиционные гонки на приз общества «Калев».Позже, в 1963-1965 годах на этом автомобиле выступали гонщики М. Таньель и Э. Аав.

В нашей стране было создано немало интересных уникальных спортивных и гоночных автомобилей. Многие из них не сохранились, но по сохранившимся фотографиям созданы их копии. В 1950-1956 годах в экспериментальном отделе Горьковского автозавода было изготовлено несколько автомобилей «Победа-спорт», предназначавшихся для гонок. На одном из них в 1956 году гонщики заводской команды «Торпедо-ГАЗ» В. Мосолов и А. Ефремычев заняли второе место на Чемпионате СССР. Автомобиль не сохранился, но энтузиасты из Мастерской Евгения Шаманского по имеющимся фотографиям создали его копию, украсившую экспозицию.

Была возможность увидеть копию ещё одного автомобиля – «Москвич-407 купе», коих в 1962 году было изготовлено два экземпляра. От обычного «Москвич-407», «Москвич-407 купе» отличался двухдверным двухместным кузовом типа купе, с плексигласом вместо стёкол в боковых окнах, отсутствием шумоизоляции и внутренней обивки салона, форсированными двигателями. Автомобили «Москвич-407 купе» предназначались для ипподромных и кольцевых гонок. В Чемпионате СССР 1962 года на них выступали Э. Лифшиц и А. Протасов, Э. Лифшиц завоевал бронзовую медаль.

Одним из значимых спортивных мероприятий 2022 года было 24-е историческое ралли «Монте-Карло», в котором могли принимать участие автомобили, выпущенные в 1955 – 1980 годах. Приняли участие в этом ралли и российские экипажи на двух автомобилях ГАЗ-21 и двух «Москвичах-408». Автомобили ГАЗ-21 пилотировали А. Васильев со штурманом К. Жильцовым и М. Ягуткин со штурманом Т. Елиссевой. «Москвичах-408» вели А. Никоненко со штурманом С. Мамыкиным и В. Мельников со штурманом Н. Гудковам. Приняли участие в 24-ом историческом ралли «Монте-Карло» и другие российские экипажи, пилотировавшие автомобили европейских компаний. Автомобили А. Никоненко и С. Мамыкина и К. Жильцова и М. Ягуткина вызвали на выставке большой интерес.

По традиции, в выставке «MotorSport Expo» приняла участие команда КамАЗ-Мастер, показав КамАЗ-4326, на котором пилот Д. Сотников, штурман Р. Ахмадеев и механик И. Ахмедзянов в ралли Дакар 2021 года заняли 1 место.

Не меньший интерес вызвали автомобили команды ГАЗ Рейд Спорт – GAZelle NN и Садко Next, принимавшие участие в фестивале скорости «Байкальская миля» и бахе «Пески Арчеды».

Впервые на выставке «MotorSport Expo» был представлен проект «Картинг без границ» - спортивное мероприятие, в котором люди, имеющие инвалидность, могут принять участие в гонках на картах с ручным управлением. Участники проекта организовывают и проводят соревнования не только в Москве, но и регионах, помогая тем, кто получил увечье или ограниченные возможности вновь обрести стимул к жизни. Здесь же были показаны специальные карты для инвалидов.

Одним из ключевых моментов выставки «MotorSport Expo» стало проведение благотворительного аукциона «Мир гонок», в котором мог принять участие любой посетитель выставки. Все средства, собранные на аукционе переданы благотворительному фонду содействия интеграции инвалидов «Активная жизнь», являющемся организатором проекта «Картинг без границ».

Мотовесна

Вот уже несколько лет ведущей смотровой площадкой мотоциклов, скутеров, квадроциклов, мотовездеходов и всего, что с ними связано, является выставка «Мотовесна». На последней, в силу известных событий, не было стендов американских, европейских, японских компаний, но, тем не менее, их новинки всё же были представлены. Пожалуй, только компания Segway, более известная своими электросамокатами, показала семейство мотовездеходов. Самым интересным и уникальным мотоциклом, можно без сомненья назвать ХМЗ-1М, изготовленный Харьковским мотоциклетным заводом 90 лет назад – в 1932 году, отреставрированный в Мастерской Евгения Шаманского. Работа над этим мотоциклом, предназначавшимся прежде всего для Красной Армии началась на Харьковском автосборочном заводе, позже переименованном в Харьковский мотоциклетный завод в 1930 году, на следующий год началось его серийное производство под названием ХМЗ-1М. Интересно отметить, что ХМЗ-1М оснащался двумя фарами, что для отечественных мотоциклов было редкостью.

За три года было изготовлено около 300 мотоциклов, затем заводу пришло указание свернуть их производство, а наработки и документацию передать на Таганрогский инструментальный завод, но ему они так и не пригодились. Вполне вероятно, что это единственный сохранившийся мотоцикл ХМЗ-1М.

В рамках выставки «Мотовесна» прошло XV Moscow Custom & Tuning Show, являющимся официальным этапом Чемпионата Мира по кастомайзингу по классификации AMD, на котором было показано полсотни уникальных мотоциклов, существующих в единственном экземпляре.

По традиции посетителям выставки предлагали пройти квест и выиграть мотоцикл, но на этот раз – M1NSK GOOSE 400.

ЕДрайв

Если «MotorSport Expo» и «Мотовесна» проходят уже несколько лет, то выставке «ЕДрайв», посвящённая транспортным средствам, работающим на электротяге проходила впервые. На этой выставке, пожалуй, самым интересным экспонатом был электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет, представленный реставрационной мастерской «Камышмаш». Тут стоит отметить, что в начале ХХ века электромобили весьма популярны, их производством занимались более 150 фирм во всем мире, их преимущества очевидны: бесшумность, легкость управления, быстрота приведения в движение, но при этом заряда аккумуляторов хватало максимум на 100 километров пробега, да суммарная масса аккумуляторов составляла почти половину массы всего электромобиля.

Представленный электромобиль имеет двухдверный четырехместный кузов, который больше похож на конный экипаж, с необычной компоновкой: водитель располагается на заднем диване с левой стороны, а перед ним установлены сидения для пассажиров. Необычно и управление этим электромобилем: маневрирование осуществляется за счет рычага, который водитель откидывает после того, как займет свое место в кабине. С помощью двух других рычагов регулируются скорость и направление движения. На полу расположены две педали тормоза, одна из которых фиксируется в нажатом положении специальным крючком, так обеспечивается стояночный тормоз. В дополнение ко всем этим рычагам и педалям, под левой пяткой водителя находится кнопка, заведующая звуковым сигналом, который представляет собой электрический звонок. Несмотря на свой возраст, электромобиль неплохо сохранился и способен передвигаться своим ходом.

Waverley Electric Limousineпредставлял век давно минувший, а век нынешний представлял переднеприводный компактный кроссовер Levdeo i9 китайской компании Logem. В настоящий момент решается вопрос о локальной сборке электромобиля на территории Российской Федерации. Кроссовер, приводящийся в движение 70-киловаттным электродвигателем, питающимся от литий-ионного аккумулятора, развивает 140 километров в час, и при скорости 100 километров в час на одной зарядке преодолевает 400 километров. Предполагается, что Levdeo i9будет использоваться преимущественно в такси и каршеринге.

Если Logemтолько осваивает российский рынок, то BMW i3 – первый электромобиль серийного производства компании BMWуже выпускается 9 лет, а с 2017 года официально продаётся в России. В том же, 2017 году BMW i3получил почётный титул «Всемирный автомобиль года» в номинации «Лучший городской автомобиль».

Нельзя не отметить «ГЕРДАКАР Электро», созданный Камышинским машиностроительным заводом, приводящимся в движение электродвигателем мощностью 4,2 кВт, с запасом хода 30 километров. «ГЕРДАКАР Электро» может использоваться как внутризаводской транспорт, гольф-кар, для перевозки постояльцев загородных гостиниц.

В заключение

Редких и уникальных транспортных средств, показанных на выставках, было гораздо больше, мы рассказали о наиболее интересных из них. Для гостей и посетителей выставок была предусмотрена обширная программа: выступления именитых спикеров, туристов, путешественников, спортсменов, шоу на уличной площадке. На сценах все три дня работы выставок проходили конференции. Не обошлось без конкурсов, розыгрышей, викторин. По традиции, на стенде Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы прошли мастер-классы по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. 9 апреля в рамках выставки «Мотовесна» состоялось награждение победителей IVМеждународного фестиваля скорости «Байкальская миля», проходившего с 9 по 13 марта 2022 года на льду озера Байкал.

Сезон выставок транспортной тематики 2022 года открыт!

Леонид Толмачев

Фото автора

1. Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
1. Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
1. Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
1. Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
Стенд реставрационной мастерской «Камышмаш»
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании 96 лет назад
Панель приборов Morgan Aero Three-Wheeller
Панель приборов Morgan Aero Three-Wheeller
Автомобиль Messerschmitt KR200
Автомобиль Messerschmitt KR200
Автомобиль Messerschmitt KR200
Автомобиль Messerschmitt KR200
Автомобиль BMW-600
Автомобиль BMW-600
Автомобиль BMW-600
Автомобиль BMW-600
Автомобиль BMW-600
Автомобиль BMW-600
Автомобиль Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект
Автомобиль Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект
Автомобиль Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект
Автомобиль Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект
Экспозиция Мастерской Евгения Шаманского
Экспозиция Мастерской Евгения Шаманского
Гоночный автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году
Гоночный автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году
Гоночный автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году
Гоночный автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году
Панель приборов гоночного автомобиля «Эстония-3»
Панель приборов гоночного автомобиля «Эстония-3»
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом
Гоночный автомобиль «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом
Панель приборов гоночного автомобиля «Харьков-Л3»
Панель приборов гоночного автомобиля «Харьков-Л3»
Гоночный автомобиль «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», разработанный А. О. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco»
Гоночный автомобиль «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», разработанный А. О. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco»
Гоночный автомобиль «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», разработанный А. О. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco»
Гоночный автомобиль «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», разработанный А. О. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco»
Панель приборов гоночного автомобиля «Эстония-8»
Панель приборов гоночного автомобиля «Эстония-8»
Копия автомобиля «Победа-спорт»
Копия автомобиля «Победа-спорт»
Копия автомобиля «Победа-спорт»
Копия автомобиля «Победа-спорт»
Автомобили участников 24-го исторического ралли «Монте-Карло»
Автомобили участников 24-го исторического ралли «Монте-Карло»
Автомобили участников 24-го исторического ралли «Монте-Карло»
Автомобили участников 24-го исторического ралли «Монте-Карло»
«Москвич-408», принимавший участие в 24-ом историческом ралли «Монте-Карло»
«Москвич-408», принимавший участие в 24-ом историческом ралли «Монте-Карло»
ГАЗ-21, принимавший участие в 24-ом историческом ралли «Монте-Карло»
ГАЗ-21, принимавший участие в 24-ом историческом ралли «Монте-Карло»
КамАЗ-4326, на котором пилот Д. Сотников,  штурман Р. Ахмадеев и механик И. Ахмедзянов в ралли Дакар 2021 года заняли 1 место
КамАЗ-4326, на котором пилот Д. Сотников, штурман Р. Ахмадеев и механик И. Ахмедзянов в ралли Дакар 2021 года заняли 1 место
Автомобили команды ГАЗ Рейд Спорт
Автомобили команды ГАЗ Рейд Спорт
GAZelle NN команды ГАЗ Рейд Спорт
GAZelle NN команды ГАЗ Рейд Спорт
Автомобиль Садко Next команды ГАЗ Рейд Спорт
Автомобиль Садко Next команды ГАЗ Рейд Спорт
Специальный карт для инвалидов
Специальный карт для инвалидов
Мотоцикл ХМЗ-1М, отреставрированный в Мастерской Евгения Шаманского
Мотоцикл ХМЗ-1М, отреставрированный в Мастерской Евгения Шаманского
Стенд компании Segway
Стенд компании Segway
Стенд компании Segway
Стенд компании Segway
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Мотоциклы участников XV Moscow Custom & Tuning Show
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет
Компактный электрокроссовер Levdeo i9, готовящийся выйти на российский рынок
Компактный электрокроссовер Levdeo i9, готовящийся выйти на российский рынок
Компактный электрокроссовер Levdeo i9, готовящийся выйти на российский рынок
Компактный электрокроссовер Levdeo i9, готовящийся выйти на российский рынок
BMW i3 – первый электромобиль серийного производства компании BMW
BMW i3 – первый электромобиль серийного производства компании BMW
BMW i3 – первый электромобиль серийного производства компании BMW
BMW i3 – первый электромобиль серийного производства компании BMW
«ГЕРДАКАР Электро», созданный Камышинским машиностроительным заводом, может использоваться как внутризаводской транспорт, гольф-кар, для перевозки постояльцев загородных гостиниц
«ГЕРДАКАР Электро», созданный Камышинским машиностроительным заводом, может использоваться как внутризаводской транспорт, гольф-кар, для перевозки постояльцев загородных гостиниц