Появление фигурного катания в России, как и появление многого прогрессивного в нашей стране, связано с деятельностью Петра I, который привёз в страну первые образцы коньков и изобрёл новое крепление их к сапогам. Выход учебника Г.М. Пуали «Зимние забавы и искусство бега на коньках» в 1838 г., открытие в 1865 г. массового катка в Юсуповском саду, проведение первого чемпионата мира по фигурному катанию в 1896 г. в Санкт-Петербурге, отдельные победы российских и советских фигуристов – всё это начало чего-то большего, плавный подход к периоду большой популярности фигурного катания в СССР и России второй половины 20-го века и начала 21-го века.
Начиная с включения фигурного катания в олимпийские игры в 1908 г., на пьедестале были, в основном, спортсмены США, Швеции, Австрии, Германии, Великобритании, Норвегии. Настоящий расцвет фигурного катания в СССР начинается с 1960-х годов. На олимпиаде в 1964 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов обходят всего на один судейский голос пару из Объединенной германской команды Марики Килиус и Ганса-Юргена Боймлера. С этого момента начинается совершенно фантастическая статистика по золотым медалям в СССР и России по фигурному парному катанию. 1-е место было взято нашими спортсменами в 12 олимпиадах подряд. Наверное, нигде не было достигнуто такого большого преимущества в каком-либо виде спорта над другими странами, как в парном фигурном катании. Это было время Людмилы Белоусовой, Олега Протопопова, Ирины Родниной, Александра Зайцева и др.
В танцах на льду, с момента включения этого вида спорта в программу зимних Олимпийских игр в 1974 г., всего за 11 олимпиад наши спортсмены взяли 7 золотых медалей и при этом ни один пьедестал за 40 лет не обходился без СССР и России.
Немного хуже дела обстояли с одиночным фигурным катанием. Несмотря на отдельные успехи наших спортсменов во времена СССР, первые золотые медали в мужском и женском одиночном наши спортсмены смогли завоевать только в постсоветском периоде. Золотую медаль в 1992 г. завоевал Виктор Петренко, представляющий тогда Объединённую команду бывших Республик СССР. После этого наступил настоящий золотой период мужского одиночного катания, который ознаменовался очень яркими выступлениями и победами Алексея Урманова, Ильи Кулика, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. Первую же золотую медаль в женском одиночном катании получила Аделина Сотникова в 2014 г. на олимпиаде в Сочи.
Это было время, когда не было человека в стране, кто бы не знал имя Евгения Плющенко. На него буквально молились в то время. По популярности за рубежом и количеству титулов ещё ни один другой фигурист в нашей стране не превзошёл его. Интерес подстёгивало противостояние Плющенко и Ягудина. Ягудин тогда, в разгар олимпийского сезона, перешёл от их общего тренера Алексея Мишина к Татьяне Тарасовой, поскольку считал, что его «задвигают», а так он не одержать победу в самый главный момент в карьере. Их тогда все сравнивали, для каждого из них было принципиально победить другого. Кульминацией и была Олимпиада-2002 в Солт-Лейк-Сити, где Ягудин стал олимпийским чемпионом в одиночном фигурном катании. Плющенко занял 2-ое место, упав первом же прыжке свое короткой программы. «Мы все живые люди, в 2002 году я прыгал в дикой агонии – в хорошем смысле слова, – когда Женя Плющенко упал на Олимпиаде. Что в этом такого? Там решалась моя спортивная карьера!» – вспоминает сейчас фигурист. В общем количестве медалей, Плющенко конечно же намного опередил своего коллегу. Что уж тут говорить, когда всего за карьеру у Плющенко было 10 золотых медалей чемпионата России, у Ягудина — ни одного.
Примерно в тот же период времени Евгений Плющенко бомбил своим главным в жизни показательным – «Секс-бомб». Плющенко катался под достаточно провокационную песню Тома Джонса. Идея сделать из фигуриста качка принадлежала Давиду Авдышу, много лет сотрудничавшему с питерскими фигуристами и конкретно группой Мишина. Сначала Евгений скептически отнесся к предложению, не представляя, как можно отыграть те движения, которые поставил хореограф. Тогда тот самый знаменитый костюм сделала дизайнер Ирина Сафронова. «Дизайнеры сшили мне мышечный корсет – такой классный, большой. А сверху надели на него трусы и жилетку. Когда я все это примерил и посмотрелся в зеркало, чуть не умер со смеху – в отражении на меня смотрел Рэмбо из комикса. И те движения, которые Давид поставил, заиграли» (эта и последующие цитаты из книги Плющенко «Другое шоу»). Костюм состоял из двух поролоновых комбинезонов, прошитых в стратегических местах и уплотненных синтепоном. К нему липучками прикреплялась остальная одежда, которую спортсмен должен был оперативно сбрасывать. Корсет, имитирующий мышцы, весил больше 3 кг и совсем не пропускал воздух – первое время Евгений толком не мог прыгать в этой конструкции. Никто прежде из российских фигуристов себе такого не позволял, настолько провокационное и в то же время смешное, а Евгения это прославило на весь мир.
Интерес к женскому одиночному катанию появился благодаря Юлии Липницкой. В 2014 году на Олимпиаде в Сочи вся страна переживала за девочку, которой на тот момент было всего 15 лет. «Список Шиндлера» стала одной из самых узнаваемой программ среди женщин – девочка в красном пальто со «взглядом вдаль».
Юная фигуристка также прославилась своим фирменным вращением. «Вращение с ногой за спиной» – «бильман». Самое нереальное здесь то, что никто не может так крутиться, поднимая ногу вперёд, все фигуристы вращаются, подняв её назад. Только она так может. По словам самой Юли, если хотя бы два дня не будет заниматься растяжкой, то этот элемент не получится сделать. Сейчас подобный элемент может делать только Камила Валиева, также благодаря своей феноменальной растяжке.
Тогда, на олимпиаде в 2014 г., стала олимпийской чемпионкой в команде, в одиночном же Юля выступила плохо, заняв 5-е место. «Вчера я много рыдала, настроение было плохое, меня успокаивали, говорили, что я олимпийская чемпионка в командном соревновании, да и пятого места в одиночном не все добиваются. Сегодня я отдохнувшая и чувствую себя хорошо», – сказала Липницкая на пресс-конференции. Тогда страну «спасала» другая российская фигуристка, Аделина Сотникова.
В Корее до сих пор ненавидят Аделину, т.к. там уверены в том, что золотая медаль принадлежит не Сотниковой, а фигуристке Ким Ю На – олимпийской чемпионке Ванкувера, двукратной чемпионке мира, трехкратной победительнице финалов Гран-при и обладательнице «всего лишь» серебряной медали Олимпиады-2014, а на исход повлияло место проведения, где российские фигуристы также успели отметиться золотыми медалями в командном соревновании, парном (Волосожар/Траньков) и в одиночном катании (Плющенко). Ким выиграла короткую программу, совсем чуть-чуть опередив Сотникову и итальянку Каролину Костнер. Но в произвольной первенствовала Сотникова, и набранных ей баллов хватило для того, чтобы взять абсолютное золото.
Кстати, был такой случай: известная корейская гимнастка Сон Ен Чжэ поставила лайк под фотографией чемпионки Олимпийских игр 2014 года (девушки пересекались на сборах в подмосковном Новогорске), той самой фотографии, где она с золотой медалью Сочи, причём сделав это на страничке, которую ведут фанаты Аделины. Тогда на гимнастку обрушилась волна гнева на своей Родине, её буквально обвиняли в «предательстве нации». Это несмотря на то, что являлось легендой азиатской художественной гимнастики. За 7 лет «взрослой» карьеры Сон Ен Чжэ успешно съездила на две Олимпиады (2012 и 2016), выиграла 11 золотых медалей трёх чемпионатов Азии, стала победительницей Азиатских игр 2014 года в многоборье, взяла 3 высших титула на Всемирной универсиаде-2015, а также завоевала бронзовую медаль чемпионата мира 2014 года в упражнениях с обручем – это была первая и единственная южнокорейская медаль на гимнастических турнирах такого уровня.
Дальнейший виток популярности женского одиночного катания и его пик пришёл с появления на международных выступлениях Евгении Медведевой. В 2017 году фигуристка стала чемпионкой мира и во 2 раз стала чемпионкой Европы. В 2007—2018 годах она тренировалась у Этери Тутберидзе в Центре спорта и образования «Самбо-70». После Олимпиады в Пхенчхане в 2018 году, где Медведева стала второй в одиночном разряде, уступив в пару баллов 15-летней Алине Загитовой, фигуристка перешла к Брайану Орсеру, переехав в Канаду, но продолжая выступать за Россию. Основными фаворитками до старта считались россиянки Евгения Медведева и Алина Загитова, и они подтвердили свой статус. Загитова выиграла короткую программу с новым мировым рекордом (82,92 балла), Медведева отстала на 1,31 балла, также превзойдя свой же прежний мировой рекорд, установленный в 2017 году (80,85 балла). В сентябре 2020 Медведева года вернулась в группу к Тутберидзе, но результатов уже так и не показала, не выступая на официальных турнирах, по некоторым данным, из-за травмы спины.
Олимпиада 2018 – это слёзы Медведевой и Тарасовой, которая в прямом эфире не стеснялась в эмоциях, это триумфальная победа Загитовой, когда она сама почти и не радовалась в открытую, т.к. почти вся страны «оплакивает» ту, которая была достойна стать чемпионкой за все свои достижения, которые принесла стране, будучи золотой на международных турнирах среди российских фигуристках на протяжении нескольких лет. Алине удалось обойти соперницу благодаря технической оценке, по компонентам (артистизм) она ей уступала, т.е., по сути, благодаря прыжкам во второй части программы, а также добавленному прыжку, который не удалось прыгнуть там, где изначально предполагалось. В ходе исполнения произвольной программы она не смогла исполнить каскад в первом прыжке, совместив позднее данный элемент с другим прыжком.
Медведева и Загитова – соперничество подобное тому, что происходило на льду, в СМИ и среди фанатов между Плющенко и Ягудиным. Интерес к происходящему всегда повышается при соперничестве, конкуренции, особенно когда сторон «двое». Сюда же можно отнести Месси и Роналдо, Нурмагомедов и Макгрегор.
В 2018 г., Алина Загитова после Олимпиады поехала на Мир, где провалила программу. Тогда на фигуристку обрушился шквал критики, в СМИ писали, что она фейковая чемпионка, что она не смогла нести дальше ответственность за страну, со всех сторон на неё давали, упустила квоту и т.д. В 2019 г. Алина снова едет на Мир, где становится Чемпионкой мира, став первой россиянкой, которая собрала полный «большой шлем» фигурного катания: золото Олимпийских игр, чемпионата мира, континентального первенства и финала серии Гран-При. Женя Медведева в тот день выиграла бронзовую медаль.
После был период ТЩК – Трусова, Щербакова, Косторная, которые пришли на смену Загитовой, занимая первые места и обновляя рекорды. Это также был периодом начала четверных в женском одиночном катании. Например, ещё в 2018 г. Александра Трусова во время произвольной программы на юниорском чемпионате мира в Софии исполнила тулуп в четыре оборота. Такой прыжок впервые был исполнен на официальных соревнованиях. Также 13-летняяфигуристка сделала четверной сальхов. Кроме неё, сальхов в четыре оборота ранее исполнила только японка Мики Андо. Спустя несколько лет, Трусова стала первой в истории фигуристкой, выполнившей пять четверных прыжков, первой исполнительницей чистого каскада четверной тулуп – ойлер – тройной сальхов. Это произошло на Олимпиаде-2022 в Пекине, до этого она смогла исполнить чисто на контрольных прокатах в начале сезона. Не зря, её зовут «королевой квадов».
Тогда и до сих пор российским фигуристкам нет равных за рубежом. Такой класс женское одиночного можно объяснить наличием заслуженных тренеров страны, государственных бюджетных учреждений спорта, а главное – отдельных талантов, которые дали начало постепенному усложнению программ, в первую очередь – квадам, или четвертным пряжкам.
Фигурное катание можно считать вторым по популярности в России видом спорта – после футбола. Во-первых, наши фигуристы далеко впереди всех, если говорить о женском одиночном и парном катании; уровень у мужчин и в танцах на льду, в целом, позволяет иногда занимать вторые-третьи места. Во-вторых, конкуренция, фан-базы отдельных фигуристов, у которых свои «фанатские войны», конфликты, скандалы между самими фигуристами, переходы от одних тренеров к другим – всё это только зажигает и повышает внутренний интерес к данному виду спорта.