Найти тему
ИНОСМИ

Словацкий предприниматель поделился своими впечатлениями от Калининграда

  © CC0 / Public Domain Gumerov Ildar
© CC0 / Public Domain Gumerov Ildar

Словацкий предприниматель в интервью Parlamentní listy поделился впечатлениями от Калининграда. По его словам, российским ценам на бензин европейцы могут только удивляться, а никаких принципиальных отличий от западного образа жизни, темпа и комфорта он не заметил.

Словацкий предприниматель Павол Витек недавно вернулся из российского Калининграда и рассказал нашему изданию о ситуации там.

Parlamentní listy: Недавно вы вернулись из российского анклава вокруг Калининграда. Как там после начала конфликта на Украине изменилась жизнь по сравнению с нормальной?

Павол Витек: В Калининградской области Российской Федерации я побывал впервые, и поэтому не могу сравнивать с тем, что было ранее. Никаких принципиальных отличий от нашего образа жизни, темпа и комфорта жизни я не заметил. Перед поездкой мне было интересно, как там работают платежи картами. Для местных жителей — держателей карт все работает. Все платят безналичным способом в магазинах, ресторанах, на заправках. Их ценам на бензин и дизельное топливо нам остается только удивляться.

По своей архитектуре и количеству магазинов с янтарем Калининград относится к плеяде прибалтийских городов, таких как Гданьск, Клайпеда, Рига, Таллин. Этот город многие вносят в список мест, которые хотят посетить. Правда, на улицах туристов я встречал немного. Только несколько русскоговорящих групп. Я просил у друга Макса, который занимается туризмом, сопоставимо ли количество туристов сейчас, перед Рождеством, с прошлыми годами? По его словам, туристов стало значительно меньше. Вот вам и одно изменение. Но за несколько дней поездки трудно узнать подобные детали.

— Насколько эта российская территория отрезана от остальной страны?

— Мои польские друзья считают эту территорию всего лишь большим российским складом оружия, вклинившимся между Литвой и Польшей. Я побывал в Советске и Калининграде. Советск находится прямо на границе с Литвой. От нее город отделяет река Неман. Это провинциальный городишко, где в прошлые годы явно никто особенно не вкладывался в реновацию. Поэтому там образовался эдакий заповедник прошлого режима. В историю этот город вошел благодаря подписанию мирных соглашений — Тильзитского мира. В начале 1807 года в прусском городе Тильзите, как первоначально назывался Советск, были подписаны мирные договоренности между Наполеоном и русским царем Александром Первым, а через два дня — между Наполеоном и Пруссией.

Калининград — это другое дело. Это город с отреставрированными и новыми домами. Несомненно, ему помогло то, что в 2018 году там проводились игры мирового чемпионата по футболу.

Там многое говорит об исторической связи с Германией, частью которой эта территория была до 1945 года. Больше всего об этом напоминает повсюду упоминаемое имя Иммануила Канта. Этот немецкий философ конца XVIII века, последний представитель Просвещения, родился в Калининграде и умер там. Там же он похоронен. О немецком прошлом напоминают и киоски с фастфудом, на которых написано по-немецки König Wurst.

— Как там восприняли недавние шутки, подхваченные частью чешской общественности, об аннексии древнего Краловца?

— Жители Калининграда, с которыми я встретился и поговорил, по-видимому, этой шутки не слышали. Никто со мной эту тему не поднимал. Я проехал эту область вдоль и поперек и парковался на улице. Машина с европейскими номерами не вызвала никакого внимания. Никто мне шины не резал.

— Значит, местные жители ничем не обижают проживающих там чехов и словаков?

— Я много времени провел в компании двух словацких католических миссионеров. Честно говоря, они и были главной целью моей поездки. Ранее я взял у них обоих интервью для книги "Байкал", изданной летом текущего года. Они проповедуют в разных городах Российской Федерации уже четверть века и даже без шуток о Краловце уже привыкли к определенной российской административной "специфике". Сейчас они не исключают, что придется покинуть Россию. Но их опасения вызваны совсем не этой шуткой. Московский архиепископ отказался поддержать российскую специальную военную операцию на Украине. Говорят, что это исключение среди разных церквей, действующих в Российской Федерации.

— Как вы оцениваете стремление Европы отмежеваться от Российской Федерации в экономической и энергетической сфере?

— На фоне текущих событий это, пожалуй, логичное политическое решение. Конечно, в долгосрочной перспективе от разрыва контактов пострадают экономики по обе стороны. Учитывая менталитет людей в чрезвычайно динамично растущей Восточной Азии, подорожание сырья и транспортных трасс, европейцам будет непросто сохранить конкурентоспособность. Но и противоположная сторона в нас нуждается.

Во время поездки я познакомился с немецким предпринимателем, работающим в Калининграде. Он родом из бывшего Советского Союза, потомок многих поколений немцев, живших в России, который перед концом эры Советского Союза эмигрировал в Западную Германию. У него очень успешная фирма по производству эксклюзивных яхт и плавучих домов. Для комплектации яхт ему крайне необходимы поставки с Запада. Я просил его, не испытывает ли он проблем. Он ответил, что может обеспечить своей фирме все, что нужно. Тогда я спросил, как обстоят дела с поставками после 24 февраля? Он сказал, что перелом случился после мобилизации. Тогда более месяца у него не было ни одного нового заказа, да и старые все закончились. За день до нашей встречи с ним подписал новый контракт какой-то известный рокер из Москвы. Друг говорит, что он очень-очень долго думал. Он привык к полным концертным залам, а сейчас они полупустые. Наконец, однако, он решился на большую инвестицию для себя.

— Вы словацкий бизнесмен. Какие последствия энергетического кризиса и инфляции вы видите в своей стране?

— Всем известны случаи прекращения или перерыва в работе на металлургических заводах в Жиаре-над-Гроном и в Истебнем. Очень плохо, что предприятиям неизвестна цена на энергию в 2023 году, и поэтому возникают серьезные проблемы с планированием цен на продукцию и с работой над заказами торговых партнеров. Очень быстро теряется конкурентоспособность в ценовой области, а прекращение или перерыв в работе предприятий создает проблемы на рынке труда. Уволенный работник быстро теряет профессиональные навыки и трудовую дисциплину. (…)

— Некоторые прогнозисты предсказывают конец конфликта на Украине в середине будущего года и утверждают, что с того момента экономическая ситуация будет улучшаться. Вы согласны?

— Я не специалист в этой области. Мой друг с Чукотки, который сейчас живет в Калининграде, с уверенностью говорил, что мир наступит только в 2025 году.

Оригинал статьи