Журналисты KP.RU Владимир Ворсобин и Иван Макеев едут автостопом от Калининграда до Владивостока. Они выехали 4 ноября, чтобы через бесконечные разговоры с простыми людьми, случайные встречи и сотни километров дорог увидеть, чем живет и дышит настоящая, нетелевизонная Россия.
КАК С НАМИ СВЯЗАТЬСЯ
Наш телефон - 89037993422. Все мессенджеры включены «на прием». Ждем от вас темы репортажей, рассказы о жизни родного города. А если вы водитель - будем рады, если вам с нами по пути!
О том, где мы сейчас - читайте в трансляции. Здесь же - наш маршрут на карте.
* * *
Канск. Добрый краевой министр леса, подбросивший нас из Красноярска, умчался на совещание. А мы бродили по уютно погребенному под снегом городу.
СЕНАТОР И НАРОД
И тут произошло НОНЭ (Неизбежно-Обязательные Недоразумения Экспедиции). В городок ворвался сенатор Клишас. Он тоже хотел познать народ. Мы встретились с Клишасом, когда его привезли на зону. Для несовершеннолетних преступников. Народ состоял из хмурых сотрудников колонии, пацанов с внимательными глазами и отряда юных хоккеистов. Сверху сквозь колючую проволоку пробивалось: «Пусть всегда будет солнце!»
После приветственных речей заключенных, состоящих из благодарностей начальству и сенатору лично, гости пробили буллиты. Вратарь старательно пропустил все.
«Россия! Россия!» - взревели юные зеки.
- Андрей Александрович, - спрашиваю сенатора. - Вы знаете свой народ?
- Нет, - ответил Клишас. - Даже не знаю, возможно ли это... Но вам я завидую. Я бы тоже так хотел - бросить все и поехать...
- Очень советую бросить и поехать, Андрей Александрович! - обрадовался я. - Поверьте, пара недель разговоров с простыми людьми полезнее, чем...
Договорить не успел. Клишаса увели благодарные граждане.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ СОСЕДИ
До Нижнего Ингаша нас подвозил Николай из Кемерова. С супругой. По дороге мы разгадывали русские загадки.
- Есть, - говорит, - у нас под Кемерово деревенька. Крепкая. Крестьянская. Жили мужики своим трудом. И сейчас село зажиточное. Пашет. И ладно все там - асфальт хороший, глава работящий. А по соседству, километров в 20, стоит еще одна. В старину рядом с тем селом золото нашли. Набились в деревушку золотари с приисков, а селяне начали деньги из них качать - через постоялые дворы, кабаки, карты да проституток. Придет с прииска золотарь с мешочком золота, а к утру уже последнюю рубаху продал... Народ там работу побросал. А как закончилось в округе золото, народ уже забыл, как работать. И до сих пор в той деревне все не слава богу - асфальта нет, все разворовано, и глава каждый год новый, и все - на дорогих джипах...
- Знакомая история, - киваю. - Бытие определяет сознание...
- Сознание? - ухмыльнулся Николай и качает головой.
Похоже, неправильный ответ.
- У меня теща - учитель, - рассказывает дальше. - Живет на границе Новосибирской области и Алтайского края. Граница проходит между деревнями. В трех километрах друг от друга. В новосибирской зарплаты учителей и медиков в два раза больше. И каждый день из алтайской деревни в соседнюю отправляются те, кому не повезло родиться на три километра южнее.
А учеников из бедного Алтайского края ни лечить, ни учить некому.
- Отсюда вопрос, - вздыхает Николай. - Чем те, кто родился в Москве, лучше тех, кто живет в Нижнем Ингаше? Мы живем в одной стране? Или России у нас разные?
- В одной, - говорю. И, глядя на Колю, пытаюсь понять - верно?
СЫНОВЬЯ С ПЕРЕДОВОЙ НЕ ХОТЯТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ
Эта чудесная встреча стала возможной, потому что Ваню, к счастью, увез какой-то бензовоз. Останавливается маленькая «КИА» - и...
- Да ладно! Женщина! - расплылся я в идиотской улыбке.
Первая дама в истории экспедиции останавливается, чтобы подвезти нас. Поймать женщину, как известно, нелегко.
- А я тут работаю недалеко, - улыбается прекрасная Жанна.
- Где? - интересуюсь.
- В психиатрическом стационаре. Медсестрой.
Раньше, рассказывает, профессионально было интереснее - работало мужское отделение, преимущественно по белой горячке.
«Ой, там такие галлюцинации! - говорит с восхищением. - К счастью, это лечится. С нами, женщинами, все по-другому. Мы и здоровые (смеется) чуть-чуть того...
Дочка у Жанны работает во ФСИН. А сын сейчас на передовой.
Работал на заводе, там же получил повестку. Пара дней на сборы. Иногда звонит. Слышны канонада и голос: «Мама, все нормально!» Оказалось, правда, что у завода бронь. Но сын уже не хочет возвращаться.
180 тысяч Жанне за сына перевели. Ждет следующую выплату.
- И то хорошо, - говорит.
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА!
Потом меня подхватила цистерна с пивом. И мы с Сашей из Красноярска спаивали окрестные городки, заливая в каждый пивной магазинчик по 200 литров. Так добрались до Байкала.
- Ну, здравствуй, дедушка! - сказал я, пока Ваня пил его воду.
Колдун смотрел на нас бездонными серо-голубыми глазами. Ветер развевал седые кудри облаков. Хорошо у Байкала. Спокойно. Остаться бы.
- Ну, че, Вань, дошли до края? - подначил я напившегося самой чистой в мире воды Макеева. Ваня, конечно, ответил, что нет. И что впереди еще запредельные Бурятия, Забайкалье, Амурская область, Хабаровск...
И завтра снова в путь.
HASH(0x728dba8)