Сегодня я продолжу вам рассказывать о художнике, о судьбе которого я уже поведал вам месяц тому назад:
Однако там был сделан упор на его картины с изображениями патриархального уклада русских земель, сегодня же мы с вами более подробно рассмотрим исторические картины художника.
Первая из них была написана еще во время обучения Рябушкина в Академии художеств. Вообще, художник рано стал обращаться не только к таким сюжетам, но и к историческим источникам для их написания. Так, за год до создания этого полотна, Рябушкин представил в совет Академии эскиз картины на библейский сюжет:
Однако построение композиции и вообще в целом этюд "вызвал целую сенсацию - так он был своеобразен, нов и умел среди шаблонных ученических эскизов" (так напишет первый биограф Рябушкина). Когда же у молодого художника ректор (ярый поборник живописного академизма) поинтересовался откуда Рябушкин взял такие костюмы - тот ответил, что в академической библиотеке.
Но теперь все же перейдем собственно к историческим сюжетам: год спустя, художник в усадьбе "Приволье" начнет писать картину на сюжет из истории древней Руси. Настолько древней, что там зачастую переплетаются реальные исторические события и персонажи и былинные:
"Ласковым" князя Владимира Святославича (крестившего Русь) называли именно в былинах. А, пожалуй, самый известный из былинных богатырей - Илья Муромец, по народным преданиям некоторое время служил именно у князя Владимира. Конечно, за давностью лет можно поспорить является ли картина такой уж исторической - однако, когда в истории государства насчитывается более тысячи лет, то древние факты переплетаются и обрастают легендами, как я уже отметил выше.
Некоторые исследователи нашли портретное сходство персонажей картины с известными художниками-современниками Рябушкина - Василия Сурикова и Виктора Васнецова, а также друга автора полотна - Ильи Тюменева. Именно для столовой усадебного дома "Приволье" и был написан "Пир богатырей", и долгое время именно там и находился.
Последующие картины написаны уже самостоятельным художником, когда он закончил наконец свое обучение в главных учебных учреждениях страны. Следующее полотно переносит нас в уже хорошо знакомые историкам времена - эпоху реформ Петра Великого. Мы видим встречу старого и нового порядков и людей (стрельцов и "потешных") в питейном заведении, которое тогда называли "кружало".
Как известно, выходцы из "потешных" войск, как называл их сам царь, впоследствии полностью изменят старую армию России. Сам художник описывал в письме другу (все тому же Тюменеву) свой замысел так:
И вот все это галдит, шумит. Стрельцы ищут забвения в водке, попивают с горя, и вдруг... вваливается толпа потешных, и, видно, прямо с ученья, с ними немец, какой-нибудь капрал с большим носом и ушами. Он курит, а за ним-то ухаживают. Видно, его долго упрашивали, чтобы он разделил компанию. Сели посредине и заняли два стола.
Как нечто новое, возникающее под влиянием каких-то других требований жизни, конечно, сразу обратила внимание эта орава всех, находящихся в кабаке.
И вот всякий забыл свои надобности — все смотрят, обступили, а стрелец смотрит, сидя за столом, не то с сожалением, не то с завистью — у него внутри нет-нет да и засосет что-то... была жизнь да прошла.
А на следующий год Рябушкин создаст еще одно полотно, где изобразит времена деда Петра - Михаила Федоровича Романова. Мы видим как молодой еще царь принимает бояр в одном из помещений Теремного дворца, известного как "государева комната":
Исследователи отмечают, что картина отражает "сидение" в полном значении этого слова, когда подобные заседания царя превращались все больше в формальность, некое представление (практически театральное) для поддержания ритуала и придворного этикета. Первое же, что обращает внимание зрителя - это вовсе не сам царь, а его расшитый "золотом и каменьями" трон. Думаю, что советские искусствоведы точно должны были оценить подобный пассаж.
На сегодня, пожалуй, всё. В комментариях я покажу вам еще одну историческую картину Рябушкина, правда, менее интересную на мой взгляд. Как всегда, благодарю, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. И пишите комментарии, ежели они у вас есть.