Приветствую подписчиков и читателей моего канала! Сегодня хотелось бы немного порассуждать на тему глобализации, о её прелестях и проклятиях.
В мою бытность преподавателем, тема глобализации обсуждалась со студентами старших курсов, мы давали определение этому явлению, искали и обсуждали плюсы и минусы, делали выводы.
Плюсов мои студенты всегда находили больше, это и понятно. Люди молодые, не опытные, оптимистично настроенные. Да обсуждать то, чего ещё не случилось, оно всегда легче.
Но вот случилось. Ограничения всего лишь против одной страны (которую пренебрежительно однажды назвали региональной державой) привели к хаосу практически во всех сферах.
Запрет на ввоз российской нефти и нефтепродуктов, всевозможные потолки цен на российские нефть и газ, диверсии на обоих «Потоках» способствовали не только разрыву так называемых логистических цепочек поставок, но и сделали вклад в начало уничтожения когда-то самых развитых в промышленном смысле европейских стран (факт о том, что самой развитой та промышленность стала благодаря дешевым и стабильным поставками ресурсов, в том числе и энергии, из России, не нравится многим, но от этого никуда не деться, ибо это так).
Почему уничтожение? Ну подумайте, при такой стоимости энергоресурсов (которая непременно закладывается в стоимость конечного продукта), какова будет стоимость производства тех же автомобилей? Будет ли иметь это смысл вообще? Судя по тому, как обсуждается перенос предприятий в Азию или в те же США, то смысла производить в Европе в ближайшее время промышленники не очень видят.
Под угрозой сельское хозяйство и соответственно и продовольственная безопасность европейских стран в первую очередь, ибо без удобрений российского производства, оказывается, в благословенном саду под названием Европа все плохо растет, да и вообще с пахотными землями в таких количествах, как в той же России, там не очень обстановка в силу естественных причин.
К тому же, страдает не только Европа, но и прежде всего, Африка, которую, как выясняется, кормить, кроме России никто не хочет (вспомните эпопею с украинским зерном), да и не может.
В связи с закрытием неба «региональной» державы европейские авиакомпании выяснили, что облетать Россию себе дороже, и крупнейшие европейские авиаперевозчики находятся на грани банкротства (вспомним тот же Finnair).
Тут выиграли только азиатские и ближневосточные перевозчики, которые небо нам не закрывали, и которым, соответственно, мы не закрывали небо тоже.
Накапливаются проблемы и в авиастроении как в Европе, так и в Америке. Конечно, Airbus и Boeing загнутся не в этом году и даже не в следующем, но спад в 40 % у Airbus – это вам не шутки. У Boeing дела несколько лучше, но темпы он тоже потерял.
Ограничения против всё той же «региональной» державы принесли проблемы и финансовому сектору в первую очередь, конечно, Евросоюза. В финансовом секторе всё тоже настолько взаимосвязано, что начавшиеся проблемы у одного субъекта могут обрушить всю систему («эффект домино»), привет Credit Swisse.
А что же сама «региональная» держава? А она, на мой взгляд, в конечном итоге только выиграет. Наконец-то сложатся условия для развития всего своего, чего так долго не развивали – и авиастроения, и машиностроения, и технологий. Да, мы такие, развиваем своё в условиях ограничений всегда.
Ну а пока ещё не всё импортозаместили и развили, повторюсь: технологии на хлеб пока не научились люди намазывать, поэтому трудные времена приятнее пережидать на складе с едой, водой и теплой батареей, а не на складе с айфонами, или, оказывая услуги финансового консультирования (подобного рода услуги они нам тоже запретили оказывать).