Найти тему
6000 миль до Голливуда

Рысь, князь и лось. Боевое фэнтези от создателя "Движение вверх".

("Сердце пармы", 2022, Россия)

Даже странно, что изданное почти 20 лет назад, "Сердце пармы" Алексея Иванова так долго добиралось до своей экранизации. А книгу-то, без балды, можно назвать культовой - шутка ли, ведь на ее основе вот уж много-много лет в Пермском крае проводят многотысячный фольклорно-исторический фестиваль; только теперь он переименован в "Зов Пармы", а сам Иванов от него дистанцируется (были на то причины, но не о них здесь речь - кому любопытно, погуглите).

Вот в таком обличье герою Александра Кузнецова и надо было наезжать на папу своей подружки в "Папа, сдохни", а не с каким-то жалким молотком.
Вот в таком обличье герою Александра Кузнецова и надо было наезжать на папу своей подружки в "Папа, сдохни", а не с каким-то жалким молотком.

Если я верно помню сюжет этой читанной давным-давно книги, то с фильмом Антона Мегердичева ее роднит немного: ключевые персонажи, да вектор развития генеральной сюжетной линии. Тогда как большинство событий в ней изменено, а линии некоторых героев переделаны, либо вовсе ампутированы. В частности, история сотника Полюда (С. Пускепалис) изрядно увеличена, а княжеского сына Матвея (Н. Галлямов), наоборот, обрезана почти полностью, до эпизодического героя.

С главным врагом князя Михаила (А. Кузнецов), вогульским князем Асыкой (В. Цзин), а также "битвой за Чердынь" тоже возникла "неувязочка" величиной аж с весь Пермский край. Такая, что автору книги впору покрыть себя фейспалмом. Так же, как сам финал переделан до диаметрально противоположного - немудрено, что ортодоксальные поклонники Иванова до сих пор ходят с позеленевшими лицами и матерной бранью на устах.

- Клянусь, Барсик, ну не в курсе я, кто тебя ночью веником гонял!
- Клянусь, Барсик, ну не в курсе я, кто тебя ночью веником гонял!

С другой стороны, а чему удивляться? Уж коли "за бугром" не считают должным соблюдать букву литературного первоисточника при его экранизации, откуда бы у нас взяться этой традиции? Тем более в век, когда зрителю подавай "попкорна и зрелищ", а иначе нафиг ему не сдались режиссерские колупания в тонких рефлексиях и многослойных философских материях.

И вот с этой точки зрения, через призму ведерка с попкорном, "Сердце пармы" Мегердичева - очень даже добротное славяно-тюркское боевое фэнтези. Гламурно-лубочное, с пошитыми на "машинках" и выстиранными "тайдом" костюмами, стильными прическами героев, их аккуратно подстриженными усами и бородами, а также чистенькими, из спа-салонов, лицами. В которые никогда не въедалась ни копоть, ни грязь, и которые даже зимой в метель не обветриваются. А прилагающиеся к этим лицам, белозубые рты вещают исключительно поэтическим языком "типа под преданья старины глубокой":
- А ить, князь-то наш, ребятушки, эвона какой башковитый оказался - а мы, однако, и не чаяли! Прямо надежа-князь истинный, любо-дорого народу честно́му показать! Да за таким князюшкой и в полымя, и в воду пойти не зазорно!
Или:
- И пошто же ты напраслину на меня наводишь, Михаил Ермолаевич? Али не служил я тебе верой и правдою с младых твоих ногтей? Али батюшка твой, царствие ему небесное, не доверял мне, аки брату своему названному, вот-те крест, коли не веришь?..
..Ну и так далее в том же гой-еси-стиле.

М-да, это вам не Париж. И в воздухе летает отнюдь не фанера.
М-да, это вам не Париж. И в воздухе летает отнюдь не фанера.

Тем не менее, повторюсь, с ролью рафинированной фэнтезийной движухи "меча и магии шаманизма" "Сердце пармы" справляется на ура.
Более того, смотрится оно по всем статьям куда выигрышнее той же дуболомно-фальшивой "
Легенды о Коловрате" с ее гомерически смешным расшаркиванием перед "300 спартанцами" и "Спартаком: Кровь и песок". Ибо Мегердичев, надо отдать ему должное, равняется не на них, хотя и сам "зеленым экраном" не брезгует. С достойным бюджетом в 714 миллионов рублей он может позволить себе равняться и на "Гладиатора" Ридли Скотта. Почему бы и нет? Чай у нас тут не конско-голливудские расценки, особенно в Перми, да и кинозвёзды не столь прожорливые.

Получилось не идеально, но весьма динамично и в целом по-ридли-скоттски. То есть и жестоко, и кровища во все стороны брызжет, но без фанатизма вроде отсекаемых крупным планом рук-ног, разлетающихся кишок и иной кровожадной расчлененки. Зато - с четко дозированным "слоу-мо", буйством огня, свистом стрел, тыгдымствующей кавалерией и эффектными экшен-ракурсами от многоопытного оператора Сергея Астахова ("Брат", "Брат 2").

Короче говоря, в батальной составляющей у фильма во всём соблюдено чувство меры. В том числе и в количестве таких сцен, что тоже немаловажно. Их здесь аккурат столько и длятся они ровно столько, чтобы за 160 минут мы не заскучали - ни от них самих, ни от сцен "спокойных". Да и вообще сюжетная динамика в "Сердце пармы" сбалансирована по-современному толково, чего уж там.

Что ты, милая, смотришь искоса, будто вздумала покусать?
Что ты, милая, смотришь искоса, будто вздумала покусать?

Что же касательно самой истории, то ей, к сожалению, гордиться особо нечем: отпиленные от оригинальной книги рожки да ножки под соусом попсовой отсебятины.
Итак, жил да был, а также правил да пировал в 1455 году в Пермском княжестве во славном граде Усть-Выме князь Ермолай. И решил он однажды стибрить у язычников-вогулов их священный символ - Золотую Бабу. С виду - обычную поделку детсадовца с урока лепки, только не из пластилина, а из золота. Но священную настолько, что без нее у вогулов "тетерев не ловится, не растет овес". Либо все-таки ловится и растет, но чахлый и малокалорийный.

Что ж, князь сказал - князь стибрил!
Не сам, разумеется, а руками бессовестных наемников, но тем не менее вскоре сияние Золотой Бабы озарило княжеские хоромы. И вместе с этим оно перестало озарять и без того суровые будни вогулов.
Делать нечего, собрал их князь Асыка мини-орду, вскочил на своего боевого э-э-э... лося и, грозно сверкая очами, поскакал осаждать Усть-Вымь.

Пришел, увидел, осадил. Да так жестко, что из пылающего города удалось сбежать живьем лишь сотнику Полюде, да двум малым детушкам - княжескому сыну Михаилу и аборигенке с ласковым именем Тичерть - дочери пьянствовавшего там, какого-то хана. А перед этим Тичерть успела невзначай пощупать Золотую Бабу и впитать ее магическую силу. Благодаря чему научилась азам шаманской магии: суперудару, телепортации и превращению в рысь (можно сказать, повезло ей с тотемом-котиком, учитывая, как много в тех краях ежей, ужей и выхухолей).

А чо сразу лось-то? Может, этому гордому боевому жеребцу всего лишь его кобыла часто изменяет.
А чо сразу лось-то? Может, этому гордому боевому жеребцу всего лишь его кобыла часто изменяет.

И вот, избежав лосиных копыт Асыка, Тычерть сразу вжух! - обернулась рысью и драпанула в лес от офигевших при виде такой "марвеловщины" Полюды и Михаила. После чего...
...Как-то слишком подозрительно быстро минуло шесть лет. В ходе которых Михаил повзрослел и стал князем в Чердыни. Где его, однако, никто не уважал, а кое-кто даже троллил, присылая ему вместо дани дохлых мышей. Само собой, пришлось ехать на разборки, дабы укрепить в неблагодарном народишке свои респект и уважуху. А там по дороге Михаилу и повзрослевшая магичка Тичерть встретилась. И явно неспроста, ведь перед гибелью ее отец-алкохан успел обручить ее и Михаила "на веки вечные". Что подразумевает для вас ещё два с лишним часа приключений, битв, ведьмо-княжеской любви и прочих милых всем поклонникам славянского фэнтези радостей.

***

В общем, всё оказалось гораздо лучше, чем я, признаться, ожидал. А ожидал я совсем уж непотребную экранизацию знаменитой книги, тогда как Антон Мегердичев сделал на ее основе цветастый и лакированный "русский лубок". Такой, где всё упрощено и мелодраматизировано в угоду красивой картинке, батальных сцен, а также понятных и сильных человеческих "чюйств".
Поэтому и ругать "
Сердце пармы" по большому счету не за что. Ибо изучать по нему историю явно никто не станет, а свою развлекательную миссию оно выполняет не хуже, чем хорошо смазанная ярморочная карусель или тщательно отрепетированное цирковое шоу.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):