Наверняка многим жителям Бурятии, да и тем, кто встречался с семейскими, знакомо художественное полотно, на котором изображены колоритные женщины в народных семейских костюмах, держащие в руках картофель. Картина эта довольно популярна по тегу "семейские" в интернет-пространстве. Однако мало кто знает её автора и тех, кто на ней изображен.
Автор этой картины - Александр Иванович Тимин, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки, Заслуженный деятель искусств
РСФСР (1957), Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР.
Разносторонне талантливый человек - скульптор и живописец – автор значительных сюжетно-тематических полотен и портретов и театральный художник.
Александр Иванович родился 11 сентября 1910 года в городе Камень-на-Оби Томской губернии (ныне Алтайский край), где обосновались его предки – выходцы из Вятской губернии. В 1927 году, после окончания школы, он поступил в Омский промышленно-художественный техникум имени Н.А. Врубеля, который считался в те годы одним из лучших учебных художественных заведений Сибири и отличался высоким уровнем преподавания. Учился у таких преподавателей, как М.К. Клодт, И.П. Трофимов.
В Бурятию А.И. Тимин приехал в начале 30-х годов, и с тех пор вся его жизнь была связана именно с этой республикой. Здесь художник активно включился в работу вновь организованного творческого союза художников и работал с такими художниками, как Ц. Сампилов, Р. Мэрдыгеев, Г. Павлов, А. Окладников и др. В 1933 году А. И. Тимин был избран членом Союза художников СССР.
Живописные работы Тимина сыграли немалую роль в становлении бурятского изобразительного искусства. Большой вклад художник внес в формирование и развитие портретного жанра. Мастер создал внушительную галерею портретов деятелей культуры республики (портрет писателя Х. Намсараева, портрет артиста А. Канина и других). Обращался художник и к сюжетно-тематическим полотнам, отдавая предпочтение историческому жанру. Первой работой в этом жанре была картина "Сбор ясака" (1940), повествующая о дореволюционном прошлом Бурятии. Позже Тимин вернулся к этой теме. К 300-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России написал большое полотно "У истоков дружбы" (1959). В картине "У истоков дружбы" изображена сцена приема посланцев Российского государства в стане бурятского хана. Полотно стало одним из самых значительных произведений на декадной выставке в Москве в 1959 году. И сегодня это произведение знаменует один из важных этапов освоения крупномасштабной темы, освещающей исторические корни дружбы народов.
Александр Иванович родился 11 сентября 1910 года в городе Камень-на-Оби Томской губернии (ныне Алтайский край), где обосновались его предки – выходцы из Вятской губернии. В 1927 году, после окончания школы, он поступил в Омский промышленно-художественный техникум имени Н.А. Врубеля, который считался в те годы одним из лучших учебных художественных заведений Сибири и отличался высоким уровнем преподавания. Учился у таких преподавателей, как М.К. Клодт, И.П. Трофимов.
В Бурятию А.И. Тимин приехал в начале 30-х годов, и с тех пор вся его жизнь была связана именно с этой республикой. Здесь художник активно включился в работу вновь организованного творческого союза художников и работал с такими художниками, как Ц. Сампилов, Р. Мэрдыгеев, Г. Павлов, А. Окладников и др. В 1933 году А. И. Тимин был избран членом Союза художников СССР.
Живописные работы Тимина сыграли немалую роль в становлении бурятского изобразительного искусства. Большой вклад художник внес в формирование и развитие портретного жанра. Мастер создал внушительную галерею портретов деятелей культуры республики (портрет писателя Х. Намсараева, портрет артиста А. Канина и других). Обращался художник и к сюжетно-тематическим полотнам, отдавая предпочтение историческому жанру. Первой работой в этом жанре была картина "Сбор ясака" (1940), повествующая о дореволюционном прошлом Бурятии. Позже Тимин вернулся к этой теме. К 300-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России написал большое полотно "У истоков дружбы" (1959). В картине "У истоков дружбы" изображена сцена приема посланцев Российского государства в стане бурятского хана. Полотно стало одним из самых значительных произведений на декадной выставке в Москве в 1959 году. И сегодня это произведение знаменует один из важных этапов освоения крупномасштабной темы, освещающей исторические корни дружбы народов.
"Шурыгинская бригада" создана в 1948 году и посвящена полеводческой бригаде колхоза 18-го партсъезда Заиграевского аймака, которой руководила агроном-самоучка Лукерья Прохоровна Шурыгина. Унэгэтэй в то время славился высокими достижениями в овощеводстве и картофелеводстве, полученными в результате слаженной работы всех работников - звеньевых, бригадиров, специалистов и рабочих. Л.П.Шурыгина работала в связке с дипломированным агрономом Мордвиновой Надеждой Георгиевной и землячкой-бригадиром Мильгуновой Акулиной Фёдоровной. Вместе они вывели растениеводство на высокий профессиональный уровень в Бурятской АССР. Лукерья Прохоровна была поклонницей картофелеводства, благодаря её стараниям урожайность картофеля составляла 20 мешков картофеля с одной сотки. В среднем с гектара получала по 400-500 ц. картофеля. За высокие производственные показатели неоднократно награждалась правительственными наградами. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР. Унэгэтэй - село в Заиграевском районе Бурятии. Уникально тем, что только здесь вот уже 2 века бок-о-бок живут субэтносы - карымы (потомки православных русско-бурятских метисов) и семейские (старообрядцы). Село исстари было поделено на два края: карымский и семейский. Также Унэгэтэй славен своим единственным в Бурятии консервно-овощным заводом, здесь производят экологически чистую продукцию из овощей, которые выращивают на местных полях.
На картине запечатлены женщины в семейских сарафанах с картофелем в руках. По свидетельству самого художника, картофелеводы выращивали картофель не просто из клубнесемян, а из отдельных глазков, получая невиданные доселе урожаи. Семейские - прирождённые земледельцы и великие труженики, поэтому неудивительно, что в среде семейских того времени появлялись знатные ударники труда. На картине запечатлена и сама Мордвинова Н.Г. - она сидит позади всех, в обычной одежде. Надежда Георгиевна была первым обученным дипломированным специалистом-агрономом в селе, приехала в Унэгэтэй по распределению в 1947 году и работала здесь до 1975 года. Эта картина была создана, как дань уважения великим труженикам, которые поднимали страну с колен после Великой Отечественной войны, не жалея своих сил, отдавая себя без остатка на благо своего счастливого будущего и будущего детей и внуков.
Возвращаясь к автору картины, стоит добавить, что главным призванием художника Тимина всё же был театр. Именно в театре наиболее полно проявились его высокий профессионализм и художественная культура. Творческая судьба Тимина была неразрывно связана с Бурятским государственным театром оперы и балета, где он проработал всю свою жизнь. Художник стоял у истоков национального театрально-декорационного искусства, им были разработаны принципы бурятской оперно-балетной сценографии. Трудно назвать произведение классического репертуара, над постановкой которого не работал бы Тимин. Театральное творчество художника получило известность и за рубежом. Его эскизы к опере М.П. Фролова "Энхэ-Булат батор" и танцами "Цам" с успехом демонстрировались за границей. За годы работы он оформил более 100 оперных и балетных спектаклей. Однако и среди скульптур работы А.И.Тимина составляют художественную сокровищницу Бурятии: 1954 год - памятник В. М. Серову (Улан-Удэ), «памятник путешественнице А. Потаниной» (Кяхта) и конная группа на фронтоне Бурятского театра оперы и балета (Улан-Удэ), 1957 год — памятник Доржи Банзарову, 1965 год — бюст Николая Бестужева (Новоселенгинск), 1969 год — памятник Герою Советского Союза В. Б. Борсоеву (Улан-Удэ).
Александр Иванович Тимин первым в Бурятии удостоился звания Народного художника РСФСР (1959). Награды художника: Орден Трудового Красного Знамени ; Орден Дружбы народов; Орден Знак Почёта. Премии: Республиканская премия Бурятской АССР; Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки.
Не стало художника 24 января 1993 года в Улан-Удэ.
По материалам сайтов: http://wiki.starover.net/, https://unegetey.wixsite.com/, https://gordburyatia.ru/,https://ru.wikipedia.org/, семейские.рф.
Варанкина Е.В.