Надеюсь, вы теперь знаете, как быстро попасть на Итальянскую улицу в Санкт-Петербурге от станции метро «Невский проспект». В первой части я описала первый и второй способы. На очереди…
Третий способ
Мне кажется, он вам понравится. Ведь попасть на Итальянскую улицу, можно… через знаменитый магазин «Пассаж».
Трижды я была в Париже и каждый раз посещала какую-нибудь торговую галерею — пассаж. Их там очень много. Посмотрите, например, на Galerie Vivien. Роскошь, правда? Ее построил в 1823 году архитектор Жак-Франсуа Деланно.
Санкт-Петербург тоже не хотел отставать от столицы Франции. Тем более что в Москве уже появилась первая торговая галерея. И вот в 1846 году на Невском стали возводить новое шикарное здание. В нем были роскошные трехэтажные галереи, которые перекрывала стеклянная крыша протяженностью 180 метров. Такое смелое инженерное решение было применено в Северной столице впервые. Проект, который разработал архитектор Рудольф Андреевич Желязевич, понравился заказчику — графу Якову Ивановичу Эссен-Стенбок-Фермору.
Петербуржцы с нетерпением ожидали открытия своего «Пассажа». И 9 мая 1848 года он распахнул двери.
Кстати, вы знали, что в тогда, в середине XIX века в нашем «Пассаже» можно было жить? Да-да-да. На первом этаже располагались склады. На втором — магазины. А на третьем — квартиры.
Граф с тройной фамилией — Эссен-Стенбок-Фермор — необычный человек. О нем, пожалуй, можно было бы написать небольшой роман. Его отец — полковник Иоганн Магнус Стенбок — в 1825 году получил и вторую фамилию. Отныне его стали именовать Стенбок-Фермор. Как и его наследников.
Через 10 лет его сын — Яков Иванович (Иоганнович) Стенбок-Фермор — по высочайшему повелению принял фамилию своего тестя П. К. Эссена, не имевшего наследников мужского пола. Хотела бы я посмотреть на подпись графа…
Яков Иванович сначала пошел по военной стезе, как и его отец. Потом ушел в отставку и стал чиновником по особым поручениям Министерства финансов. Дослужился до чина статского советника. И — увлекся предпринимательством.
Был у него один проект, который непосредственно касался нашей Итальянской улицы.
В том же 1846 году, когда начали возводить здание «Пассажа», граф получил разрешение на строительство водопровода. У Воскресенского моста была построенная водонапорная башня. (Не ищите этот мост на современных картах Петербурга! Это был наплавной, плашкоутный мост. В историю он вошел благодаря тому, что был вторым мостом через Неву: его построили аж в 1786 году.)
Так вот, вода от башни у Воскресенского моста поступала в дома на Знаменской (ныне улица Восстания), Сергиевской (ныне улица Чайковского) и Итальянской улицах. Благодаря этому водопроводу водой был обеспечен и «Пассаж».
Граф с тройной фамилией был, конечно, фантазером. Но фантазии свои все же воплощал в жизнь. Он хотел, чтобы «Пассаж» не просто стал галереей магазинов. В его планах было превратить «Пассаж» на Невском проспекте в центр культурной и, безусловно, светской жизни Санкт-Петербурга.
Вот далеко не полный список того, что можно было найти в «Пассаже»: анатомический музеум и «механический театр», «кабинет восковых фигур» и кабаре, диковинные диорамы и концертный зал, где выступали самые знаменитые русские и европейские артисты и музыканты.
Много позже здесь появился и один из первых и самый шикарный «синематограф» — кинотеатр.
В петербургском «Пассаже», начиная с 1879 года, почти ежедневно можно было встретить французских банкиров. «Креди Лионне» (Credit Lyonnais) — единственный зарубежный банк, который получил тогда разрешение работать в России, и его офис располагался здесь, на Невском проспекте, дом 48.
Пассаж называли «торговым дворцом». Через его галерею и в XIX, и в XX, и сейчас, в XXI веке можно пройти от Невского проспекта до Итальянской улицы.
Именно на Итальянской находился концертный зал, где выступали не только артисты, но и писатели. Тургенев, Достоевский, Шевченко, Чернышевский, Некрасов. Три года — с 1904 по 1906 год — здесь, в своем театре блистала Вера Федоровна Комиссаржевская.
Я обязательно вам расскажу и про театр, и про Комиссаржевскую. Тем более что обнаружила в семейном архиве множество фотокарточек 1900-х годов. Моя бабушка и ее старшие сестры не пропустили ни одного спектакля с участием Веры Комиссаржевской.)
Здание «Пассажа» несколько раз реконструировали. Оно выросло на один этаж. А внутри появился мост-переход между галереями. Сейчас там кафе и кондитерская со смешным названием «Забыли сахар».
Торжественный портик со стороны Невского проспекта появился во время реконструкции 1899–1901 годов. Тогда владелицей Пассажа была княгиня Надежда Александровна Барятинская (в девичестве — Стенбок-Фермор).
В последние годы на каждый новый сезон и большой праздник портик преображается. «Пассаж» даже объявляет конкурс в своих соцсетях. Потом путем голосования выбирают победителя и его проект воплощают в жизнь.
Но как же пройти к знаменитому «Пассажу»? Помните: самый удобный и быстрый транспорт в Северной Венеции не гондолы 😄 , а метро.
Итак, вам нужно доехать до станции «Гостиный двор», выйти на Невский проспект, перейти по подземному переходу и вуаля — вы у «Пассажа». Прогулялись, насмотрелись на дизайнерские наряды, купили духи или итальянское вино, украшения или книги, винтажные французские шляпки и перчатки. Возможно, обнаружили на первом этаже тайный вход в восточный ресторан. И — вышли с другой стороны галереи: на Итальянскую.
Я даже вам завидую: столько интересного увидите!
И не забудьте: впереди рассказ об оставшихся семи способах попасть на Итальянскую 😉
О чем вы еще хотите узнать? Мечтаете побывать в Санкт-Петербурге?
Напишите в комментариях!
#Итальянская_улица #Пассаж #рассказ_петербурженки #прогулки_по_Северной_Венеции #граф_с_тройной_фамилией