Сегодня мы имеем дело с новым - ожесточеннейшим - сопротивлением старого мира новой общественно-промышленной революции.
Кипящий мир развивался безумными темпами: ежедневно меняющиеся технологии, децентрализованное управление, интернет вещей, стирающий все на своем пути глобализм… И все это помноженное на пульсирующее и мчащееся со скоростью света ускорение всего вокруг. Новые технологические эры накатывают друг на друга такими сумасшедшими темпами, что не дают даже сформировать устойчивый костяк предыдущей эры.
Созидательное разрушение, сформулированное Шумпетером и пестуемое Щедровицким, превратилось в непрерывный процесс, ежедневно стирая с лица земли вчерашних победителей. За 10лет почти полностью обновляется список мировых лидеров бизнеса. Мир погрузился в слабоуправляемый хаос, с которым совершенно не справлялись большинство тех, кто родился до поколения Y и кто ментально оказался принадлежащим к предшествующим поколениям. Экоповестка, лгбт, блм, культ предпринимательства и фриланса, блокчейн, метавселенные - все это уничтожало психику людей, привыкших ко всему старому и доброму и с трудом осваивающих айфоны.
Новые же поколения обуздали этот хаос, этот бушующий океан изменений и событий, поставив на одну доску морскую пучину, землю и космос, Нижневартовск и Сейшелы, реальность за окном и метавселенные, клаудрэп и ремиксы на хиты 90-х. Прекрасно чувствуя себя в эпоху смешения всего со всем, безудержной эклектики, они не только не пытаются упорядочить это все, но и культивируют самоуправление единиц, без зазрения совести пользуются этим хаосом, беря из него пригоршни случайных материалов, и, подобно библейским сюжетам, создавая из ничего новые миры.
Люди уходящего мировоззренческого поколения, поначалу пропустившие все происходящее как комплюктерные игрушки для подростков, очень скоро обнаружили этих самых подростков собирающими миллиарды самых настоящих долларов на каких-то криптобиржах, разбрасывающими святое - деньги - из окон городских зданий, управляющими сознанием сотен миллионов людей и вообще подминающими под себя реальность.
Изо всех сил борясь с цунами нового хаоса, они избирали Трампа и играли в торговые войны, пытались отрегулировать все непонятное по старым правилам, а то, что не регулируется - вычеркнуть из жизни. Совершенно обескураженные и разбитые, они яростно уцепились за ковид как последний повод запретить, наконец, все это к чертовой матери, закрыть все границы, посадить всех по домам и вернуть хоть какой-то порядок. Но и тут получили удар под дых в виде гигантского скачка удаленки и онлайн-образования, стремительно превращающего классические вузы с их бессмысленными лицензионными бумажками в нечто мавзолейное.
Осталось последнее: война. Везде, где только можно, война пробивается через бетон мирной жизни, и старое поколение со свистом и энтузиазмом, скрипя костями и оголяя подгнившие клыки, оседлывает ее, рассчитывая хотя бы это понятное явление, его кокарды, буржуйки и танки, противопоставить неизбежному и никак не растворяющемуся, всезаполняющему новому трансцендентному процессу непрерывного слома всего.
Война сопровождается всеобщей агрессивной пропагандой ненависти и отчуждения, пускающей в ход гремучую смесь религии, язычества, искаженной истории, блатной романтики, застарелых страхов общества; взаимными санкциями, дикой дискриминацией по «паспортному» признаку, закрытиями границ и экономик, бьющими по всему человечеству.
И все же очевидно: это разделение воды на части палками. Ненавистное новое вновь соединяется и продолжает свое дело непрерывного созидания. И ничто не способно разрушить этот процесс, даже ядерная война. Те, кто привык управлять хаосом, научатся жить и в ядерной зиме. В их мире формальные различия, пол, идентичность, язык, цвет волос или внешний вид, а тем более национальность или гражданство не имеют и не будут иметь ровно никакого значения. Они - единицы всего мира, они - человечество.
А вот все остальные - пропадут. И никакого рая для них, конечно же, не будет.