Найти тему
KinoGeek

10 лучших фильмов 2022 года

Пускай 2022 год многих мог разочаровать обширными блокбастерами, неудавшимися возвращениями давних франшиз или многими новыми проектами именитых режиссёров, неожиданно этот год открыл для многих зрителей те кинокартины, на которые изначально никто особо не делал упор. Сегодня поговорим о 10 таких, плюс ко всему после рейтинга озвучу ещё 5 отличных фильмов года, которые по тем или иным причинам не прошли в главный топ

10. "Афина"

Французский фильм-событие от Netflix и авторов "Отверженных" 2019 года, рассказывающий о политическом молодёжном мятеже против коррумпированной и алчной полицейской системы страны. В первую очередь, "Афина" просто великолепно снята: тут очень много сцен одним кадром (10-минутное начало с кражей оружия из полицейского участка и возвращения в основной район, где далее будут развиваться события, снято одним дублём без склеек, что вызывает огромный экспириенс), огромная массовка, постоянное витающее напряжение в воздухе благодаря грамотно подобранным практическим эффектам, атмосфере и саундтреку, интересные ракурсы ночной съёмки и прочие вещи, которые превращают, казалось бы, типичный фестивальный фильм в кино, от которого сможет испытать удовольствие даже самый предвзятый зритель. Есть конечно некоторые вопросы к истории и её сумбурности, да и многие сюжетные повороты могут вызвать закономерные вопросы: "а что это и для чего это сейчас было?". Но в общем и целом "Афина" - один из самых красивых и недооценённых фильмов года, с которым точно стоит ознакомиться

9. "Быстрее пули"

Дэвид Литч не изменяет своим принципам и жанрам, из раза в раз снимая зубодробительные и весёлые боевики с потрясающей операторской работой и оригинальной постановкой экшена. Сначала был его первый "Джон Уик", потом "Взрывная блондинка", затем сиквел "Дэдпула", после спин-офф "Форсажа" - "Хоббс и Шоу", а теперь Литч взялся за новую историю с именитым актёрским составом. "Быстрее пули" - самый качественный боевик не только за 2022 год, но и за последние несколько лет в принципе: весёлый, развлекающий, лёгкий, оригинальный и красивый. Да, лента немного затянута, да и третий акт немного выбивается из дурашливого тонуса первых двух актов, однако это совершенно не портит положительные впечатления от фильма. Именно такими и должны быть боевики, и приблизительно такого мы ожидали от "Серого человека" с Райаном Гослингом и Крисом Эвансом, но получилось что получилось. А "Быстрее пули" точно является самым лучшим вариантом фильма на вечер после тяжёлого рабочего дня

-2

8. "Пиноккио Гильермо дель Торо"

Недавняя анимационная лента от Netflix под руководством именитого дель Торо дала зрителям всё то, за что они её так ждали: лёгкую и одновременно с этим невероятно грустную и трагичную историю вкупе с охренительной кукольной анимацией и налётом волшебности и сюрреализма режиссёра. Этот мультфильм точно является настоящей отдушиной для фанатов творчества Гильермо после его довольно провального "Кабинета редкостей", и его "Пиноккио" действительно можно назвать лучшим анимационным проектом уходящего года. И после просмотра хочется моментально стереть из памяти существование такого блевотного ширпотреба, как "Пиноккио" Роберта Земекиса со стрим-сервиса Disney+

-3

7. "Варяг"

На этот раз Роберту Эггерсу, известному многим по довольно дешёвым и камерным хоррорам "Ведьма" с Аней Тейлор-Джой и "Маяк" с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном, наконец-то выделили большой бюджет, и режиссёр впервые в своей карьере снял что-то масштабное и красивое, при этом не изменяющее его принципам: "Варяг" (или "Северянин" в оригинале) - настоящее эстетическое и визуальное пиршество с шикарной атмосферой, потрясающими натуралистичными съёмками с охренительными видами и пейзажами. Смотря на всё это произведение искусства, даже отпадают многие вопросы к довольно прямолинейной и туповатой истории, которая пытается строить из себя какую-то философскую реалистичную драму с налётами сказочности, ведь технические постановщики ленты справились со своей работой на все пять баллов. Да, многим может не зайти медитативное и плавное повествование (это одна из отличительных фишек работ Эггерса), но в общем и целом эта лента точно найдёт своего зрителя везде. Жаль только, что в прокате фильм мощно провалился

-4

6. "Топ Ган: Мэверик"

Кино как для олдов, знакомых ещё с первым "Лучшим стрелком" 1986 года, так и для новых зрителей, которые вообще не шарят за всю эту историю. Второй "Топ Ган" не похож на типичные деньговыжимательные продолжения классических фильмов, которые вывозят только фансервисом и завлечением в кинотеатры тех самых старых зрителей, это всё-таки нечто большее. Тут историю, в отличие от других сиквелов, не растягивают, а грамотно дополняют и идеально завершают, вдовесок усовершенствовав по полной техническую часть: полёты на истребителях. Их тут очень много, и все без исключения поставлены на самом высшем уровне. Единственная проблема этих сцен в том, что дома нельзя получить те самые ощущения, которые ты получишь, сидя в кинотеатре и смотря эту ленту на большом экране с объёмным звуком. И если в прошлом году таким большим фильмом именно для кинотеатров была "Дюна" Дени Вильнёва, то в этом данное место почётно отдаётся "Мэверику". Очень жалко, что большинство российских зрителей посмотрели "Топ Гана" на маленьких экранах, потому что они попросту упустили весь этот экстаз. Увы

-5

5. "На Западном фронте без перемен"

Очень многие поклонники Ремарка и его литературных произведений взъелись на новую немецкую экранизацию его главного романа, мол, историю подрезали, персонажи развиваются не так грамотно, как в книге, да и многие сюжетные линии авторы попросту вырезали. Ну и чёрт с ним, потому что даже без этого новый "Западный фронт" - шикарное военное кино с безупречными техническими аспектами, гнетущей депрессивной атмосферой, присущей жестокостью и сильной актёрской игрой. Если вам нужен именно драматический аспект, почти полностью завязанный на диалогах, то вам по нраву придутся экранизации 1930 и 1979 года, но новая, как я считаю, ни в коем случае не проигрывает старым. Это очень мощный жизнеутверждающий фильм, с которым в современных реалиях стоило бы многим ознакомиться

-6

4. "Банши Инишерина"

Мартин МакДона - один из самых недооценённых современных режиссёров. Его "Залечь на дно в Брюгге", "Семь психопатов" и "Три билборда" вышли отличными лентами, которые не сыскали особого успеха. Но режиссёру это видимо и ни к чему, поэтому его новый фильм снят полностью по-другому. "Банши" - лента полностью завязанная на диалогах. Она очень философичная, в некоторых местах странная, сложная, а многим будет попросту тяжёло её досматривать, но это тот самый фильм, который задаёт очень правильные вопросы. Здесь есть потрясающая актёрская игра (если Колину Фарреллу не выдадут номинацию на "Оскар", то премия официально проплачена), шикарная натура, очень много различных метафор и скрытых мотивов (на материке в это время по сюжету идёт гражданская война, и герои постоянно на неё опираются, проводя параллели с ссорой двух лучших друзей, как самый основной пример), и те самые киноэстеты останутся в полном восторге от "Баншей". Но обычному зрителю явно стоит подготовиться к тому, что этот фильм ему очень быстро наскучит

-7

3. "Всё везде и сразу"

Один из главных и самых высокооценённых критиками и зрителями фильмов года. А24 впервые пошли по новой тропе, решив сделать массовое кино со своими старыми фишками. "ВВиС" - тот фильм студии, который впервые за всю их историю может посмотреть абсолютно любой зритель и остаться от неё под положительными впечатлениями. Это блокбастер, который удачно сочетает в себе практически все жанры на свете: тут есть и мощная драма, завязанная на семейных взаимоотношениях матери и дочери (Мишель Йео сыграла в этих сценах просто безупречно), и занимательная научная фантастика, и изобретательный боевик, который будто курировал сам Дэвид Литч, и даже налёты реально крипового хоррора. Многие любят сравнивать эту ленту с пресловутой "Мультивселенной безумия", и действительно очень иронично, что и первый, и второй фильм с одинаковыми концепциями вышли в одно время. Отличное ли это кино? Безусловно да. Лучший ли это фильм года? Есть претенденты и посильнее

-8

2. "Решение уйти"

Пак Чхан-ук после "Олдбоя" и "Служанки" возвращается на поприще южнокорейских гнетущих триллеров на определённую тему. Его "Решение" - наверное, самый простой фильм за всю карьеру, но в этом же и заключается его особый шарм. Сперва тут есть просто шикарная техническая работа: столько разных операторских приёмов, столько клёвых визуальных решений, по типу разговора главного героя с подозреваемой через отражение в стекле, вы не увидите более ни в одном фильме этого года. Ко всему прочему, тут есть отличная любовная история, впервые показанная в кинематографе за последнее время вообще без каких-либо намёков на пошлость или злобу. Актёрам веришь, их героев чувствуешь и сопереживаешь им, и всё это в конце концов приводит нас, зрителей, к очень неожиданной концовке, которая многих оставит в полном ступоре. Мощное кино и уж точно самое главное открытие этого года. К сожалению, очень недооценённое

-9

1. "Фабельманы"

Изначально я вообще ничего не ждал от этого фильма. Трейлеры выглядели очень блекло, и изначально казалось, что Спилберг в очередной раз представит банальную и шаблонную историю становления гения, в которого никто не верил. Но неожиданно режиссёр перевернул всё вверх тормашками, и его "Фабельманы" вообще не похожи на очень многие другие биографические ленты. Пожалуй я даже назову эту ленту самой сентиментальной и чувственной работой Спилберга за всю его карьеру, потому что тут он просто отрывается по эпохе своей молодости. Невероятная актёрская игра (Мишель Уильямс просто обязана получить "Оскар"!), прописанные и работающие конфликты между персонажами, грамотные переключения между важными жизненными периодами главного героя, тут всё поставлено на самом высшем уровне. Так почему же "Фабельманы" по моему мнению достойны находиться на первом месте? Потому, что это лёгкое, простое и притягивающее к себе кино, которое очень легко и просто задаёт правильные вопросы, и показывает тёплую и стильную историю без особо сильных изъянов

-10

Дополнительно (отличные кинокартины, не вошедшие в верхний список):

"13 жизней"

Смесь жизнеутверждающей драмы и клаустрофобного триллера про спасение детей из затопленных пещер в Таиланде в 2018 году вышла реально напряжённой и завлекающей. А от подводных съёмок здесь любой останется в полном восторге

-11

"Достать ножи: Стеклянная луковица"

Продолжение отличного комедийного детектива Райана Джонсона вышло чуть хуже оригинала, но при этом всё такой же хорошей и развлекающей лентой со своим особым шармом. Да и актёрский каст в очередной раз порадовал

-12

"Невыносимая тяжесть огромного таланта"

Главная метаирония года, где Николас Кейдж оторвался по полной и достойно вернулся в большое кино. Хорошая смесь дурашливого боевика и лёгкой комедии, а также отличный вариант фильма на вечер. Всем фанатам актёра рекомендуется

-13

"Варвар"

Самый лучший хоррор этого года, при том что у него были довольно большие конкуренты вроде нового "Крика" или "Пэрл" от А24. Это тот самый случай, когда о фильме не надо знать абсолютно ничего, чтобы получить от него должный кайф. Поверьте на слово, так оно и есть

-14

"ТАР"

Напоследок, это мощная разговорная драма с изумительной актёрской игрой Кейт Бланшетт, сильной моралью, замечательной постановкой, но с чутка затянутым повествование

-15