Кирилл Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Он был этническим немцем, прославившийся как выдающийся русский жанровый живописец.
Карл Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и потому родители, видя несомненный талант сына, отдали его для получения начального образования в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где он занимался у профессора Е.А.Васильева с 1851 по 1856 годы.
В 1858 году Лемох поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. В период учёбы за этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».
В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса Императорской Академии художеств («Бунт четырнадцати») демонстративно отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. По словам В.В.Стасова, «…эти молодые люди были все крайне недостаточны - значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести». Одним из этих художников тоже был Кирилл Викентьевич Лемох.
Лемох подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Он покинул учебное заведение вместе с Иваном Крамским, Константином Маковским и другими студентами. Крамской позже организовал в Санкт-Петербурге первое в истории русского искусства творческое объединение - Артель художников. В нее вступил и Лемох. Участники артели вместе снимали жилье и мастерские, брали заказы и давали частные уроки, проводили выставки и читали лекции об искусстве. В 1868 году, за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе», лемох получил звание классного художника первой степени.
Жил художник преимущественно в Санкт-Петербурге, зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях, а лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую. Жителей Ховрина можно увидеть на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.
Карл Лемох был художником-бытописателем, всегда верным крестьянской теме, не претендовавшим на особую социальную остроту в своих работах, и не чуждавшийся сентиментальности и некоторой идеализации народной жизни.
На картине изображена дочь художника Варвара. Девочка одета в простое деревенское платье, в руках держит самодельную куклу. Художник точно передал детали образа: платок на голове, бусы на шее, босые ноги - в деревнях летом дети ходили без обуви.
Художественную практику Лемох успешно сочетал с педагогической работой. В середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III. Из воспоминаний Я.Д. Миченкова: «Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III, в том числе и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II». Однако, наиболее талантливой ученицей Лемоха, стала младшая сестра Николая - Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.
В 1870 году Лемох соглашается на предложение Г. Г. Мясоедова и становится учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники на своих полотнах стремились передать жизнь без прикрас. Они писали портреты крестьян в окружении их повседневного быта, пейзажи, жанровые картины, которые обличали пороки общества. Свои произведения художники показывали и продавали на передвижных выставках в разных городах страны.
В 1875 году Карл Лемох был удостоен звания академика Императорской Академии художеств за восемь картин, экспонировавшихся на выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику «за искусство в познании живописи народных сцен». На одной из этих картин - «Утро в швейцарской» - изображена сцена из жизни «маленьких людей».
Позже художника на несколько лет исключили из Товарищества передвижников, так как он нарушил требование предоставлять на ежегодную выставку картину, чего Лемох не сделал, и только, спустя три года, в 1878 году, Лемох вновь вступает в члены Товарищества. С 1879 года он - член правления, а с 1880 года Лемох становится бессменным казначеем Товарищества, так как отличался безупречной честностью и щепетильностью в финансовых вопросах.
Художник серьезно относился к выписыванию деталей композиции: у Лемоха изображение деталей никогда не становилось самоцелью, а всегда использовалось для раскрытия смысла происходящего, органически вписываясь в изображаемый материал.
Лемох в этой работе изобразил знакомство старших детей с только что родившимся малышом. Первая девочка уже с любопытством смотрит в люльку - повитуха показывает ей новорожденного и осторожно приоткрывает завесу. Остальные четверо тихо ожидают своей очереди в дверях. Заметно, что они несколько смущаются. Картина Лемоха - отражение крестьянской самобытности, почти исторический документ о реалиях крестьянской жизни и таком важном событии, как появление нового члена семьи.
Больше всего художник любил работать на своей даче, где он мог наблюдать характерные сценки из сельской жизни. В небольшом срубе, похожем на крестьянскую избу, находилась его мастерская, в которой ему часто позировали деревенские дети. Изображение детского мира с его горем и радостями составляет главную направленность его творчества.
Многих крестьян в деревне Лемох знал лично, не оставался равнодушным к их бедам, строил избы погорельцам, помогал деньгами.
За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти, Лемох занимал должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III.
В конце жизни на долю Карла Лемоха пришлось немало бед. Его дочь Варвара, вышедшая замуж за сына Д. И. Менделеева - Владимира, рано овдовела, а его единственный внук умер в трехлетнем возрасте. В 1904 году скончалась его жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.
Позже, в память о внуке, художник пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Матери «Знамение».
Кирилл Викентьевич Лемох умер 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.
Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...