Найти в Дзене

Из бунтаря - в академики

Кирилл Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Он был этническим немцем, прославившийся как выдающийся русский жанровый живописец. Карл Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и потому родители, видя несомненный талант сына, отдали его для получения начального образования в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где он занимался у профессора Е.А.Васильева с 1851 по 1856 годы. В 1858 году Лемох поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. В период учёбы за этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 18

Кирилл Викентьевич Лемох - русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Он был этническим немцем, прославившийся как выдающийся русский жанровый живописец.

Карл Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и потому родители, видя несомненный талант сына, отдали его для получения начального образования в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где он занимался у профессора Е.А.Васильева с 1851 по 1856 годы.

В 1858 году Лемох поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. В период учёбы за этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».

В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса Императорской Академии художеств («Бунт четырнадцати») демонстративно отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. По словам В.В.Стасова, «…эти молодые люди были все крайне недостаточны - значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести». Одним из этих художников тоже был Кирилл Викентьевич Лемох.

Лемох подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Он покинул учебное заведение вместе с Иваном Крамским, Константином Маковским и другими студентами. Крамской позже организовал в Санкт-Петербурге первое в истории русского искусства творческое объединение - Артель художников. В нее вступил и Лемох. Участники артели вместе снимали жилье и мастерские, брали заказы и давали частные уроки, проводили выставки и читали лекции об искусстве. В 1868 году, за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе», лемох получил звание классного художника первой степени.

Жил художник преимущественно в Санкт-Петербурге, зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях, а лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую. Жителей Ховрина можно увидеть на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.

Карл Лемох был художником-бытописателем, всегда верным крестьянской теме, не претендовавшим на особую социальную остроту в своих работах, и не чуждавшийся сентиментальности и некоторой идеализации народной жизни.

«Варька». 1893г.  Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Варька». 1893г. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

На картине изображена дочь художника Варвара. Девочка одета в простое деревенское платье, в руках держит самодельную куклу. Художник точно передал детали образа: платок на голове, бусы на шее, босые ноги - в деревнях летом дети ходили без обуви.

«Мальчик с собакой». 1873 г. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия
«Мальчик с собакой». 1873 г. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Художественную практику Лемох успешно сочетал с педагогической работой. В середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III. Из воспоминаний Я.Д. Миченкова: «Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III, в том числе и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II». Однако, наиболее талантливой ученицей Лемоха, стала младшая сестра Николая - Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.

В 1870 году Лемох соглашается на предложение Г. Г. Мясоедова и становится учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники на своих полотнах стремились передать жизнь без прикрас. Они писали портреты крестьян в окружении их повседневного быта, пейзажи, жанровые картины, которые обличали пороки общества. Свои произведения художники показывали и продавали на передвижных выставках в разных городах страны.

В 1875 году Карл Лемох был удостоен звания академика Императорской Академии художеств за восемь картин, экспонировавшихся на выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику «за искусство в познании живописи народных сцен». На одной из этих картин - «Утро в швейцарской» - изображена сцена из жизни «маленьких людей».

«Утро в швейцарской». 1874 г. Холст, масло. 40,5х51,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Утро в швейцарской». 1874 г. Холст, масло. 40,5х51,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Позже художника на несколько лет исключили из Товарищества передвижников, так как он нарушил требование предоставлять на ежегодную выставку картину, чего Лемох не сделал, и только, спустя три года, в 1878 году, Лемох вновь вступает в члены Товарищества. С 1879 года он - член правления, а с 1880 года Лемох становится бессменным казначеем Товарищества, так как отличался безупречной честностью и щепетильностью в финансовых вопросах.

«Девушка на гумне». 1880 г. Холст, масло. 71,2 х 46,2. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»
«Девушка на гумне». 1880 г. Холст, масло. 71,2 х 46,2. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»
«Крестьянские дети». 1883г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
«Крестьянские дети». 1883г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

Художник серьезно относился к выписыванию деталей композиции: у Лемоха изображение деталей никогда не становилось самоцелью, а всегда использовалось для раскрытия смысла происходящего, органически вписываясь в изображаемый материал.

«Новое знакомство». 1885 г. Государственный Русский музей, С-Петербург
«Новое знакомство». 1885 г. Государственный Русский музей, С-Петербург

Лемох в этой работе изобразил знакомство старших детей с только что родившимся малышом. Первая девочка уже с любопытством смотрит в люльку - повитуха показывает ей новорожденного и осторожно приоткрывает завесу. Остальные четверо тихо ожидают своей очереди в дверях. Заметно, что они несколько смущаются. Картина Лемоха - отражение крестьянской самобытности, почти исторический документ о реалиях крестьянской жизни и таком важном событии, как появление нового члена семьи.

«У постели умирающей крестьянки». 1886 г. Холст, масло. 53х68. Смоленский государственный музей-заповедник
«У постели умирающей крестьянки». 1886 г. Холст, масло. 53х68. Смоленский государственный музей-заповедник
«У люльки (Больное дитя)». 1875г. 62х80. Холст, масло. Киевский музей русского искусства
«У люльки (Больное дитя)». 1875г. 62х80. Холст, масло. Киевский музей русского искусства
«Сестрёнка». 1890 г. Холст, масло. 59х70. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Сестрёнка». 1890 г. Холст, масло. 59х70. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Лето (С поздравлениями)». 1890 г. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
«Лето (С поздравлениями)». 1890 г. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
«Родительская радость». ок.1910г.   Калужский Областной Художественный Музей
«Родительская радость». ок.1910г. Калужский Областной Художественный Музей

Больше всего художник любил работать на своей даче, где он мог наблюдать характерные сценки из сельской жизни. В небольшом срубе, похожем на крестьянскую избу, находилась его мастерская, в которой ему часто позировали деревенские дети. Изображение детского мира с его горем и радостями составляет главную направленность его творчества.

«Нищенка». 1881г. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки
«Нищенка». 1881г. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки
«Девочка с цветами». 1883г. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
«Девочка с цветами». 1883г. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
«Двое крестьянских девочек». 1892г.  Частное собрание
«Двое крестьянских девочек». 1892г. Частное собрание

Многих крестьян в деревне Лемох знал лично, не оставался равнодушным к их бедам, строил избы погорельцам, помогал деньгами.

«Портрет старика». Масло. 51,3 х 40. Частное собрание
«Портрет старика». Масло. 51,3 х 40. Частное собрание

За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти, Лемох занимал должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III.

Кирилл (Карл) Лемох. Автопортрет (фрагмент). 1880г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кирилл (Карл) Лемох. Автопортрет (фрагмент). 1880г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В конце жизни на долю Карла Лемоха пришлось немало бед. Его дочь Варвара, вышедшая замуж за сына Д. И. Менделеева - Владимира, рано овдовела, а его единственный внук умер в трехлетнем возрасте. В 1904 году скончалась его жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

Позже, в память о внуке, художник пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Матери «Знамение».

Кирилл Викентьевич Лемох умер 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.

Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк...