Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 9-ой главы Евангелия от Иоанна, где рассказывалось об излечении Иисусом человека, слепого от рождения, и дошли до того момента, когда исцеленного привели к фарисеям.
Те спросили у бывшего слепого, что он думает о том, кто его вылечил, тот ответил:
“это пророк” [Иоанн 9:17].
Тогда они засомневались в том, что он был слепым до встречи с Христом и потребовали привести его родителей.
Те подтвердили, что их сын был слепым, а как стал зрячим, они не знали, потому предложили фарисеям спросить его самого, т.к. он
“Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет” [Иоанн 9:21],
т.е. он уже достиг совершеннолетия и может сам отвечать за свои поступки. Иоанн добавляет, что родители боялись, т.к.
“Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги” [Иоанн 9:22].
Бывшего слепого призвали еще раз и сказали:
“воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот — грешник” [Иоанн 9:24].
Мы с вами помним из трех других Евангелий, что обвинителям, для расправы над Спасителем нужны были свидетельские показания. Вот только, искать свидетеля в том, кого только что исцелили, как минимум, недальновидно, что и подтверждает сам прозревший, говоря:
“грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу” [Иоанн 9:25].
Фарисеи просили его снова рассказать то, что с ним произошло, но он ответил:
“я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать?” [Иоанн 9:27].
Как на мой взгляд, так отвечает он без особого уважения к служителям Бога.
Те объясняют, что не знают Иисуса:
“Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он” [Иоанн 9:29].
На что прозревший логично возражает:
“это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи” [Иоанн 9:30].
После непродолжительной перепалки, фарисеи выгнали бывшего слепца вон.
Спаситель нашел этого человека и спросил:
“ты веруешь ли в Сына Божия?” [Иоанн 9:35].
Тот отвечает очень странно:
“а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?” [Иоанн 9:36].
Получается, что он называет Иисуса Господом, но при этом сомневается, верить ли в него? И все это в одной фразе… Христос говорит:
“и видел ты Его, и Он говорит с тобою” [Иоанн 9:37],
и бывший слепец, конечно, сразу уверовал.
Хотя, на мой взгляд, Бог поступил с этим человеком жестоко. Он лишил его зрения на половину жизни. Забрал возможность все это время видеть мать и отца, играть с другими детьми, бегать и прыгать, смотреть на красочные закаты и рассветы, на пронзительную синеву неба, яркую зелень пальм и уютный желтый песок пустыни, только для того, чтобы продемонстрировать свои возможности.
Неужели не было другого варианта? Наверное, это по-божески, но как-то, на мой взгляд, не по-человечески… Добавлю, что в текстах других евангелистов есть краткое упоминание о том, что Спаситель исцелил слепого, но никаких подробностей нет.
Завершается глава словами Иисуса:
“И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас” [Иоанн 9:39-41].
На этом заканчивается 9 глава Евангелия от Иоанна, в следующей публикации нас ждет 10-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь