Найти тему

Импортозамещение привело в Большой театр "Демона"

Вы как хотите, а мне нравится!

Просто не обращайте внимания на то, что происходит на сцене.

Постановщик сказал же в интервью:
«Когда я ставлю спектакли, я чаще всего ставлю не разумом»

Ну и чего вы хотите? Не пытайтесь найти здравый смысл, слушайте удивительную, чарующую, захватывающую музыку!

Зачем, спрашивается, я вам нашла аж четыре записи? Выучите оперу наизусть – мелодии сами на память ложатся, это ж не атоническая музыка 20 века, или хоть поэму Лермонтова, там всего 12 страниц, прочтите, что пишут о Рубинштейне и его «Демоне» в буклете, благо он стоит дешевле чашки кофе, и будет вам счастье!

-2

Оркестр не по моей части, могу только с недоумением отметить, что дирижерам, наверное, мало платят – хватило только на тренировочный костюм…

Хор звучал отлично, с большим воодушевлением и прекрасным произношением, все слова можно разобрать. И звучал он почти у меня над ухом! В 3-м действии, когда ангелы уносят душу Тамары на небо, хористы стоят на ярусе в центральном проходе, и там же хормейстер ими управляет, в зоне видимости с последнего ряда.

Почти все занятые в спектакле солисты – молодежь.

Вот программка на 22 и 23 декабря 2022 года (листайте, состав исполнителей внутри)

Первой мы слышим Алина Черташ. Вы, конечно, помните премьеру прошлого сезона «Линду из Шамуни»?

Уже тогда я обратила внимание на ее сильный необычный голос. На сайте Большого она значится как меццо, но мне кажется, это скорее контральто, что позволяет исполнять сразу две партии – Гения добра (меццо) и няни Тамары (альт). Надеюсь скоро услышать ее и на Исторической сцене.

Валерий Гильманов – Старый слуга князя Синодала – напротив, из «старой гвардии». В кино его назвали бы «мастером эпизода». Я не встречала его ни в одной главной партии, зато из всей «Мазепы» у меня осталось в памяти только громовые раскаты баса его Орлика.

Именно они двое – Алина Черташ и Валерий Гильманов - поразили меня отменной дикцией. «Все нечестивое прррррааааааааахом падет!» Боже мой, какой звук! Наверное, неспроста они заняты в обоих составах, объединяя и цементируя все действие.

Среди персонажей второго плана нужно упомянуть гонца князя Синодала – это Василий Гафнер и Игорь Вялых. Первого я совсем не знаю, могу сказать только, что голос его вполне соответствует этой небольшой партии. А вот Игоря Вялых поет дона Оттавио в «Дон Жуане» на Камерной сцене, не подвел он и в этот раз, выступил очень достойно.

Оба тенора в партии князя Синодала – Илья Селиванов и Бехзод Давронов, должно быть, благословляют импортозамещение. Когда бы еще им доверили большую партию, если все занято, везде заезжие певцы? На радостях оба просто разливались соловьями!

Илью Селиванова я слышу впервые, у него голос чуть ниже, чем я привыкла слышать у лирических теноров, зато мощный и выразительный, и сам он – настоящий древнерусский витязь.

А за Бехзода Давронова я голосовала на Опералии, чтобы он получил приз зрительских симпатий. Не вышло, а зря! И еще он отличный Иван Лыков в "Царской невесте".

В общем, с тенорами нам повезло! В какой-то момент я стала сомневаться – ну не может такого быть, чтобы никакого изъяна вовсе? Ну все мне в них нравится, ни к чему не могу прицепиться! И с хорошими актерскими данными, Бехзод Давронов даже изобразил кавказскую жестикуляцию и небольшой акцент, хоть вообще-то у него идеальный русский язык.

Другому князю – Гудалу, отцу Тамары, повезло немного меньше. В первом составе пел Андрей Валентий, он у нас теперь частый гость. Здесь все хорошо. Над дикцией можно бы еще поработать, но не критично. Прошло уж 10 лет почти с тех пор, как я впервые услышала этого артиста в партии Галицкого – он тогда аж на столе отплясывал и сдержанную белорусскую публику привел в неописуемый восторг, в Минске его просто обожают! Так вот, с тех пор у него голос стал пониже, как раз для старого князя отлично подходит, но актерского мастерства не убавилось.

Денис Макаров меня слегка расстроил, хоть он и заслуженный артист. Не знаю, как это называется по-научному, когда человек поет, словно ему костюм жмет, нет сил вздохнуть полной грудью, и звук застрял в гландах? Неправильная постановка голоса? А может быть, спазм сосудов от волнения… Так или иначе, но в самом начале партии звук не лился свободно, как положено, а как будто просачивался сквозь сито. Уже я почти махнула рукой, как в заключительной реплике Гудала «отец седой… покоя не найдет, пока тебя не обоймет» он волшебным образом нашел себя! Не иначе, Провидение помогло!

Княжна Тамара, согласно буклету, ожидается в четырех лицах. В этом блоке было два – Анастасия Щеголева и Светлана Лачина, я их не знаю совсем. Здесь произошла такая же метаморфоза, как и с почтенным Гудалом. Вначале обе певицы совсем не подходили к моему представлению о трепетной горской княжне, обе звучали слишком резко и напористо. Ко второму акту Светлане Лачиной удалось найти верный тон, а исполнение Анастасии Щеголевой оставалось, на мой сугубо непросвещенный слух, не вполне ровным, в коротких репликах прорывалась вполне современная эмансипированная барышня. Но задумчивый монолог про бессонницу в тихую и теплую ночь звучал очень трогательно оба вечера.

Финал: Тамара скрывается под кипой цветов...

Наконец, мы дошли до главного героя, который «царь познанья и свободы»:
-4

Демон – Василий Соколов и Андрей Потатурин

Совсем молодые артисты, ни об одном из них у меня не было заранее готового мнения. Скажу вам так: если стабильность – показатель класса, обоим есть, куда стремиться. За три с половиной часа мое мнение не раз качалось от «о нет, никогда больше» до «ух ты, здорово!».

О дикции уже не говорю: когда «я тот…» звучит как «я тат», все открытые гласные звуки смазаны и похожи на одно большое «Ы» - это же не дело! И чего ради делать взрывными согласные в конце слова – бегуТТ, туТТ? Ну не говорят же так по-русски. Но ничего, это вам не бином Ньютона - дать им с наставники упомянутого выше Валерия Гильманова с его великолепным произношением, и за полгода все можно исправить. Это я говорю, чтобы молодежь не расслаблялась, а то они любят считать, что ухватили Бога за бороду…

В целом же оба баритона подают большие надежды! Андрей Потатурин провел партию более ровно, без явных промахов, но и без головокружительных взлетов. Василий Соколов, возможно, вначале волновался ввиду премьеры, но потом поймал кураж и нужную позу, слегка склонившись над своим мотоциклом, и пел очень проникновенно, не забывая кокетничать с залом, показывая умелое и безграничное владение дыханием.

И знаете, что любопытно? Столкнувшись с главным Ангелом – в начале оперы и в самом конце - оба баритона словно стесняются демонической сущности своего героя: голоса звучат плоско, тускло, скучно – так можно петь мелкому гопнику на мотоцикле без глушителя (в трактовке режиссера), а не «вольному сыну эфира» (в поэме). Когда же влюбленный в Тамару Демон решает «с небом примириться» и «веровать добру», то оба исполнителя следуют за ним и поют все лучше и лучше!

А уж последний монолог, где Демон только что не кровью сердца клянется в любви до гроба и за ним, тут уж весь зал, на 70% заполненный дамами, растаял и в слезах умиления потянулся за носовыми платками! Ну правда…

Смотрите поклоны и слушайте оглушительные аплодисменты!

В сухом остатке:

С начала сезона это уже не первый спектакль, где мне нравятся все – или почти все – голоса.

Если нам и дальше будут возвращать отечественных певцов, которые неизвестно куда исчезают после громких успехов на конкурсах и фестивалях, такое импортозамещение можно только приветствовать!

О моей подготовке к встрече с "Демоном" - здесь

А хотите - почитайте профессиональные рецензии:

«Культура»

https://portal-kultura.ru/articles/theater/347417-demon-bez-demonizma-v-bolshom-teatre/

«Известия»

https://iz.ru/1445602/svetlana-naborshchikova/dolg-iskusstva-zachem-v-bolshom-teatre-postavili-demona

Портал ClassicalMusicNews

https://www.classicalmusicnews.ru/reports/no-rudder-and-no-sails/?ysclid=lc63e2rmo5918611907

Российская газета

https://rg.ru/2022/12/26/v-bolshom-teatre-postavili-operu-nikolaia-rubinshtejna.html?ysclid=lc63ixcwk9658155580

Газета (или сайт?) «Завтра»

https://zavtra.ru/blogs/bili_demoni_?ysclid=lc63m6votu778241513

Журнал "Музыкальная жизнь"

https://muzlifemagazine.ru/k-tebe-ya-budu-priezzhat/

Живой журнал - рецензент как бы независимый, в том числе и от правил приличия, о чем считаю нужным предупредить дам

https://dolchev.livejournal.com/237880.html?ysclid=lc63ax60xp438797838

P.S.
Предыдущие статьи - мои, понятное дело - здесь,
Про разные города и страны, а также театры в них — тут.
А еще у меня есть почти заброшенный канал о борьбе «За чистоту русского языка». Похоже, она проиграна…