Найти тему
Татьяна Корчма

Литература и революция - Троцкий как зловещий предвестник будущей "культуры отмены"

Оглавление

Обзор книги Льва Троцкого "Литература и революция" (1923), переиздание 1991 года, Москва, Издательство политической литературы, тираж 100 тысяч экз. Хранится в фонде Библиотеки имени А. М. Горького в Красноярске.

Троцкий прожил яркую жизнь революционера и прожектёра, полководца и партийного руководителя, фанатика и мечтателя о мировой революции, идеолога казарменного социализма, борца против тирании Сталина и претендента на его место со всеми вытекающими из этого последствиями. С. 3
Юрий Борев "Эстетика Троцкого", вступительная статья к книге

Обложка книги Льва Троцкого "Литература и революция". Библиотека имени А. М. Горького в Красноярске
Обложка книги Льва Троцкого "Литература и революция". Библиотека имени А. М. Горького в Красноярске

Я рассказывала, что эта книга обычно стоит на полке с высоким и ярким томом "Стильные штучки Ксении Собчак", если не присматриваться, то и не увидишь. Полка та про этику, эстетику и этикет, выше и ниже - серьёзные разделы философии и книги тоже не шуточные. Чтобы понять, насколько страшна эта красная с золотыми буквами книга, её нужно прочитать.

Лев Троцкий - случайный попутчик в революции и для всех чужой

Наиболее сомнительным "ленинцем" был Троцкий. До мая 1917 года он не только не был большевиков, но, начиная с рождения большевистской партии в 1903 году, вёл против неё активную борьбу.
Вступление Троцкого в ряды борцов против буржуазии было случайным. Выходцу из семьи крупного зерноторговца Давида Бронштейна суть марксизма была, чужда. Подпольную деятельность в кружке начал, чтобы произвести впечатление на будущую супругу марксистку Соколовскую.
В течение 12 лет Троцкий вёл постоянную борьбу против большевизма. Ленин называл его "Иудушкой-Троцким". Сталин именовал Троцкого "красивой ненужностью" и "чемпионом с фальшивыми мускулами". С. 41, 42
Юрий Емельянов, "Разгадка 1937"

Из той же книги Юрия Емельянова я узнала, что к 1923-му году, когда В.И. Ленин был тяжело болен и остро стоял вопрос о том, кому занять его место в партии, в руках Льва Троцкого была сосредоточена большая реальная сила и он страстно хотел избавиться ото всех соперников и стать первым.

Поэтому не удивительно, что человек, не имевший высшего образования, не филолог, присвоил себе право рассуждать о поэтах и писателях, навешивая ярлыки и уничижительно высказываясь о них.

Лев Троцкий жаждал разрушений и крови, ему нравилось демонстрировать свою власть и в жестокости он превосходил многих. Он был авантюристом, а жизни других людей его не интересовали.

Полка с книгами по эстетике в Библиотеке имени А. М. Горького в Красноярске
Полка с книгами по эстетике в Библиотеке имени А. М. Горького в Красноярске

В начале прошлой зимы я прочитала первый том собрания сочинений И.В. Сталина, изданный в 1946-м году. В нём самые первые его тексты из грузинских газет и листовок, дореволюционные. Если коротко, то обращает на себя внимание неизменно позитивный настрой, автор знает, что нужно бороться за улучшение жизни трудящихся, за справедливую оплату тяжёлого труда. О том, что всегда актуально.

Часть I. Современная литература: отгородившиеся, неистовствующие, "островитяне", пенкосниматели, "присоединившиеся", попутчики и футуризм

Идеалисты, в том числе глуховатые и слеповатые последыши их, думали, что мир движется сознанием, критической мыслью, что прогрессом заведует интеллигенция. На самом же деле во всей прошлой истории сознание только ковыляло за фактом, а ретроградное тупоумие профессиональной интеллигенции после опыта русской революции не нуждается в доказательствах. С полной ясностью этот закон наблюдается и в области искусства. С. 30

Досталось от Льва Давидовича всем - разрушать, так в клочья! Вдребезги Леонида Андреева, Мариетту Шагинян, Ивана Бунина, Алексея Толстого, Максима Горького ("достолюбезного псаломщика" русской культуры), Марка Алданова, Зинаиду Гиппиус, Георгия Иванова, Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Андрея Белого и это неполный список.

Литературными попутчиками назвал Лев Троцкий писателей и поэтов Бориса Пильняка, Всеволода Иванова, Николая Тихонов, Николая Клюева, Сергея Есенина (не зрелые, "мимоходом рождённые революцией").

Пощадил ли он Владимира Маяковского? Как сказать, с одной стороны, "он готов целиком поставить своё творчество на службу революции". Но через пару страниц такое: "Отягощенные образы Маяковского, часто прекрасные сами по себе, столь же часто разлагают целое и парализуют движение" и утверждение, что поэт испытывает кризис в творчестве.

Стиль Льва Троцкого напоминает игру в напёрстки: кручу-верчу, запутать хочу. Он многословен, жесток и кроме злой критики не предлагает никаких альтернатив. У него нет картины того, каким должно быть новое искусство, нет жалости к творцам и наплевать, понимают ли его читатели.

К слову, во второй части "Литературы и революции" есть статья, которую Лев Троцкий опубликовал 8 февраля 1914 года - "К. Чуковский" (10 страниц злобы):

Неужели эти книжонки принимались всерьёз и расходились в нескольких изданиях? Да, принимались и расходились. С. 274

Читаешь Льва Давидовича и ярко представляешь: была бы у него возможность, и пустил бы под нож всех этих писателей и поэтов, и всё их творчество. Не было бы сейчас ни пронзительных стихов Есенина, ни детских книг Корнея Чуковского. И только алела бы на полке эстетики "Литература и революция", а рядом красовались "Стильные штучки Ксении Собчак". Как сейчас...

Во второй части книги "Литература и революция" собраны очерки Льва Троцкого за 1908-1914 гг.

Деревней был мир до нашествия капитала. И вот пришёл капитал и опустошил резервуары деревни, эти питомники национального тупоумия, и туго набил человеческим мясом и мозгом каменные сундуки городов. Через все препятствия он физически сблизил народы земли и на основе их материального общения повёл работу их духовной ассимиляции. Он разворошил до дна старые культуры и беспощадно растворил в своём рыночном космополитизме те комбинации косности и лени, которые считались раз навсегда сложившимися национальными характерами. С. 199
Лев Троцкий "Накануне. Наше отечество во времени", 12.04.1908

Страшный человек был Лев Троцкий и хорошо, что он проиграл. Жаль, что многим людям сломал жизнь, а многих по его приказам лишили жизни. Авантюрист. Игрок.