Найти тему
ИНОСМИ

Многополярный мир ускорит гибель доллара

  © РИА Новости Владимир Федоренко
© РИА Новости Владимир Федоренко

Конфликт на Украине укрепил стремление многих стран к многополярному миру и независимости от США, пишет TNI. Это проявилось в том числе в тенденции ухода от доллара как международной торговой валюты. Его вытесняют китайский юань, иранский риал и дирхам ОАЭ.

Украинский кризис укрепил почти глобальное мнение о том, что многополярность и многосторонний подход лучше обслуживают мир.

Вне всякого сомнения, российская спецоперация на Украине положила конец эпохе после холодной войны. Хотя многие страны осудили действия России, большинство из них не ввели против нее санкций. В отличие от западного изображения украинского кризиса как противостояния демократии и авторитаризма, эти страны считают, что конфликт выходит далеко за рамки бинарной системы демократия-авторитаризм, затрагивая их национальную безопасность, а также глобальную устойчивость и мир. Продовольственный кризис, масса внутренне перемещенных лиц и беженцев, угроза распространения войны и применения нетрадиционных видов вооружений ставят под угрозу наиболее уязвимые из этих стран. Одновременно украинский конфликт изменил международный порядок и глобальную архитектуру, предоставив государствам возможность преследовать свои собственные интересы, не присоединяясь к какому-либо политическому лагерю. Говоря в общем, этот катаклизм разделил мир на три лагеря: один во главе с США и НАТО, другой во главе с Россией и Китаем, и третий – между этими двумя лагерями. В нем оказалось большинство стран, принявших в этом глобальном кризисе нейтралитет.

Эти "нейтральные" страны действуют как политические переменные, которые руководствуются своими интересами. Многие из них являются друзьями или союзниками Соединенных Штатов. Но они не стали врагами или противниками России и Китая из-за украинского кризиса или их политических систем. Они осознают тот факт, что во времена глобальной конкуренции за скудные ресурсы они не могут применять санкции или идти против России, крупнейшей страны мира с наибольшим количеством природных ресурсов, и Китая, государства со второй по величине экономикой и крупнейшего держателя валютных резервов в мире. Но в равной степени они не могут портить отношения с Соединенными Штатами, самой могущественной страной с пока крупнейшей экономикой. Их политика диктуется их национальными интересами, свободными от идеологической полярности холодной войны. Другими словами, она не совпадает и не обязательно будет совпадать с политикой Соединенных Штатов. Чем еще можно объяснить отказ Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Индии, Бразилии, Южной Африки, Аргентины и Индонезии, среди прочих, поддержать американскую линию и ввести санкции против России?

Примечательно, что многие из этих стран стали свидетелями окончания эпохи после окончания холодной войны, наступившей в новый период и характеризующийся многополярностью и многосторонним подходом. Они всегда были обеспокоены однополярным могуществом Америки с момента ее одностороннего вторжения в Ирак в 2003 году. Кризис на Украине и его последствия для разделения мира в сочетании с практически всеобщим представлением о том, что американская мощь находится в упадке после ее фиаско в Ираке и Афганистане — это все лишь обострило решимость стран попытаться обуздать американскую глобальную мощь, поддерживая многополярность и многовекторность. В этом отношении Китай лидирует, поддерживая такие международные организации, как ШОС — крупнейшую в мире региональную политическую, экономическую организация и структуру безопасности и БРИКС в качестве противовеса экономической и политической мощи Запада.

Действительно, наряду с тем, что ШОС стремится продвигать новый "демократический, справедливый и рациональный международный политический и экономический порядок", БРИКС (аббревиатура пяти ведущих развивающихся экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки) способствует переходу к многополярному миру. Они стремятся составить альтернативы Международному валютному фонду и Всемирному банку, в которых доминирует Запад, через такие институты, как Новый банк развития (New Development Bank). Примечательно, что влияние этих организаций усиливается за счет приема в упомянутые организации новых стран. Например, Алжир, Египет, Турция, Саудовская Аравия, Аргентина и Иран либо подали официальные заявки, либо выразили готовность присоединиться к БРИКС.

Центральное место в этих событиях занимает попытка ослабить американский доллар как предпосылка ослаблению общей глобальной позиции Соединенных Штатов. По сути, доллар — это "уязвимое место", основа существования Соединенных Штатов. При изучении мировых экономических моделей и тенденций становится ясно, что многие страны, которые "ведет" или поддерживает Китай (и Россия), пересматривают использование доллара в качестве главной мировой торговой валюты.

Сегодня доллар является именно этим – основной торговой валютой в мире. Его глобальная гегемония восходит к Бреттон-Вудской конференции 1944 года, когда 44 страны-союзника договорились о создании новой международной валютной системы, привязав свои валюты к доллару. С тех пор большинство финансовых операций, международных долговых обязательств и глобальных торговых счетов номинируются в долларах, и большая часть мировых валютных резервов тоже хранится в долларах.

Но уже с 2000 года Китай пытается интернационализировать использование своей валюты, юаня. Эти усилия Пекина недавно набрали обороты, когда страны НАТО сплотились вокруг Украины, ввели беспрецедентные санкции против России и продемонстрировали публичную солидарность с Тайванем. Напряженность в американо-китайских отношениях резко возросла после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань, что фактически уничтожило всю добрую волю и доверие, существовавшие между двумя державами – США и КНР. Между тем, разделяя мнение Китая о том, что мир сегодня переживает период потрясений и преобразований, многие страны изучают способы снижения своей зависимости от американского доллара как основной мировой торговой и резервной валюты.

В июне 2022 года на 14 саммите БРИКС эта международная группировка рассмотрела вопрос о разработке новой международной резервной валюты. В марте 2022 года Евразийский экономический союз (в состав которого входят Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Беларусь) достиг договоренности о необходимости создания новой международной валюты. Россия уже сделала китайский юань де-факто своей резервной валютой. В августе Иран заявил, что начал использовать свою валюту, риал, и российские рубли, в торговле с Россией. ОАЭ, ранее выпускавшие гособлигации в долларах США, начали выпускать облигации в дирхамах. В августе Египет объявил о планах выпустить облигации на сумму более 500 миллионов долларов, номинированные в китайских юанях. Более того, Египет осуществляет двусторонние валютные свопы с Китаем. В апреле 2022 года Банк Израиля добавил в свои активы четыре новые валюты (канадские доллары, австралийские доллары, японскую иену и китайский юань). Валютные резервы Израиля, превышающие 200 миллиардов долларов, традиционно состояли из долларов, евро и британских фунтов.

Что особенно важно, Китай разработал стратегию введения фьючерсов на сырую нефть в юанях и оплаты импортируемой нефти в собственной валюте, а не в долларах США. Китай и Саудовская Аравия вели активные переговоры о том, чтобы Эр-Рияд установил цену на часть своей нефти, продаваемой Пекину, в юанях. Это было основной целью недавнего визита председателя Си Цзиньпина в Эр-Рияд. Приветствуемый лепестками роз и красными коврами с гигантскими изображениями цветов, Си был подчеркнуто уважительно и тепло принят арабской монархией, а его визит получил восторженное освещение в местных СМИ. Китайский лидер участвовал в трех саммитах: первом саммите Китая и арабских государств, саммите Совета сотрудничества Китая и стран Персидского залива и саммите Китая и Саудовской Аравии.

Послание Си Цзиньпина было ясным. Украинский кризис обнажил нынешний мир, сотрясаемый турбулентностью и претерпевающий радикальные преобразования. И по сути, формирование новой эры ложится на Китай, арабские государства и многие другие страны. В своем обращении к арабам Си Цзиньпин подчеркнул важность развития китайско-арабских отношений, основанных на солидарности и взаимопомощи, равенстве и взаимной выгоде, сопричастности и взаимном обучении, а также приоритетность совместного построения китайско-арабского сообщества с общим будущим в новую эпоху. Основная идея для саудовцев и других арабов заключалась в том, что Китай, в отличие от Соединенных Штатов, не будет диктовать, оказывать влияние или ставить под угрозу арабскую политику и процветание. Китай и арабские государства будут развивать свои отношения на основе уважения, равенства, солидарности и невмешательства во внутренние дела друг друга. Были подписаны десятки соглашений на миллиарды долларов, охватывающих широкий спектр отраслей, в том числе в областях зеленой энергетики, зеленого водорода, солнечной энергии, информационных технологий, облачных сервисов, транспорта, логистики, медицинской промышленности, жилищного строительства и строительства. Одной из целей соглашений была совместная поддержка мега-проекта Саудовской Аравии "Будущее 2030" по диверсификации экономики королевства в рамках китайской инициативы "Один пояс – один путь", которая инвестирует во многие страны в глобальном масштабе в качестве средства подтверждения лидерства Пекина в мировых делах.

Сформулированный в соответствии с духом и буквой соглашений и публично озвученный призыв Си Цзиньпина к лидерам арабских стран Персидского залива продавать Китаю нефть и газ за юани был направлен на то, чтобы сделать китайскую валюту основной международной и, следовательно, ослабить влияние доллара США на мировую торговлю. Ни для кого не секрет, что наследный принц Мохаммад бин Салман давно приближается к этому новому режиму отношений с Китаем. Даже на первый взгляд максимально торжественный прием Си Цзиньпина саудовцами имел все признаки приветствия его как освободителя Персидского залива от оков американского диктата!

Вне всякого сомнения, если Саудовская Аравия начнет торговать нефтью в юанях, доминирование доллара США на мировом рынке нефти покачнется. С тех пор как администрация Никсона ввела плавающий курс доллара, приостановив его конвертируемость в золото, опорой доллара стала нефть (поэтому он и получил название "нефтедоллара"). Нельзя сбрасывать со счетов неоднократные попытки многих стран пересмотреть использование доллара. По отдельности эти попытки могут выглядеть безобидными, но в совокупности они представляют собой дурное предзнаменование для доллара США и, соответственно, для американской экономики.

Безусловно, привлекательность использования американского доллара на международном уровне отчасти заключается в силе американской геополитики, экономической мощи и жизнестойкости. Но сегодня эта привлекательность уже теряет часть своего блеска. Государственный долг США превысил ошеломляющую сумму в 31 триллион долларов, а мировое влияние Америки снижается. Не случайно некоторые из американских союзников или друзей уже давно рассматривают возможность использования или хранения своих резервов в альтернативных валютах.

Исторически мир был свидетелем нескольких эпох доминирования тех или иных валют. Португалия доминировала в мировых резервах до 1530 года, когда Испания стала более сильной мировой державой. Голландская и французская валюты доминировали в мировой торговле на протяжении большей части XVII и XVIII веков до возникновения Британской империи, после чего фунт стерлингов стал золотым стандартом в мире. Затем появился доллар США, поскольку американская политическая и экономическая мощь безраздельно господствовала в мире.

Сегодня Вашингтон проводит свою внешнюю политику, можно сказать, в шорах, умышленно игнорируя признаки того, что его глобальная мощь медленно, но неуклонно падает. И украинский кризис, разразившийся после войн в Ираке и Афганистане, укрепил уже почти превалирующее на планете мнение о том, что многополярность и многосторонний подход лучше обслуживают наш мир. Разделив его на три широких лагеря, украинский кризис, порожденный НАТО, побудил "нейтральный лагерь" сдвигаться ближе к Китаю и России. В то время как Вашингтон сделал поддержку Украины против российской спецоперации фундаментальным приоритетом внешней политики, многие нейтральные страны и Китай смотрят на мир другими глазами и без шор. Они видят, как растущие издержки украинского конфликта проявляются во всех областях – социально-экономической, политической, военной, энергетической и общественной – и приближают мир к глобальному взрыву. В то время как руководство Запада ищет "справедливости" в отношении Путина и России независимо от мнения мировой общественности, руководство незападного лагеря стремится к миру. Проблема здесь видится в том, что справедливость никогда не может быть достигнута в ущерб миру и за счет него. По-видимому, это урок, который Вашингтон так и не извлек из Ирака и Афганистана: идея "наказания" была на первом месте, а планы на будущее оставались "на потом", если они вообще когда-либо существовали. В результате собственно мир ускользал из внимания.

Самое главное, возглавив лагерь "стремящихся к справедливости, невзирая на последствия", Вашингтон прокладывает путь к собственному упадку. В этом плане вполне вероятно, что юань станет альтернативой доллару США в "многополярном" мире в течение уже нескольких лет, а не десятилетий или столетий. Это нанесет серьезный удар по американской экономике и глобальному положению США, от которого Вашингтон, возможно, не сможет оправиться.

Оригинал статьи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц