Найти в Дзене

Египтомания и ювелирное искусство

«…детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото – всюду мерцало золото! На какой-то миг – этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, – я буквально онемел от изумления. Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Три, а может быть, и четыре тысячи лет пронеслось с тех пор, как человеческая нога в последний раз ступала по полу, на котором мы стояли, но до сих пор все вокруг напоминало о только что замершей жизни: наполовину наполненный известью ящик у самых дверей, погасшая лампа, отпечатки пальцев на свежей краске, погребальный венок на пороге... Казалось, все это могло быть еще вчера. Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воз
Говард Картер на раскопках гробницы Тутанхамона. 1925
Говард Картер на раскопках гробницы Тутанхамона. 1925
«…детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото – всюду мерцало золото! На какой-то миг – этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, – я буквально онемел от изумления.
Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Три, а может быть, и четыре тысячи лет пронеслось с тех пор, как человеческая нога в последний раз ступала по полу, на котором мы стояли, но до сих пор все вокруг напоминало о только что замершей жизни: наполовину наполненный известью ящик у самых дверей, погасшая лампа, отпечатки пальцев на свежей краске, погребальный венок на пороге... Казалось, все это могло быть еще вчера. Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами».

Так начинается повествование о непосредственном вскрытии Говардом Картером гробницы Тутанхамона, крупнейшей археологической находки XX века, ставшей мировой сенсацией и вдохновением для художников, архитекторов и ювелиров. Однако египтомания захватила Европу задолго до открытия гробницы, вернее, увлечение Египтом не проходило никогда.

Впервые интерес к египетской традиции возникает еще в Древнем Риме. Завоевание Египта и превращение его в римскую провинцию, проведение триумфа и привоз трофеев повлияли на распространение в Риме египетских мотивов. Но ни одно из событий тех лет не имело такого значения для искусства и культуры, как история трагической любви Антония и Клеопатры. Она, хотя и изрядно романтизированная, стала самым распространенным сюжетом египтомании и многие века вдохновляла выдающихся художников, писателей, поэтов, композиторов, балетмейстеров и т.д.

Следующей важной вехой в истории изучения и возрождения искусства Древнего Египта является египетский поход Наполеона Бонапарта (1798 – 1801). С военной точки зрения он был неудачным – Наполеон потерпел поражение, но для науки и искусства эта кампания имела огромнейшее значение.

Жан-Леон Жером. Бонапарт перед сфинксом. 1867-1868. Херст-касл, Сан-Симеон, Калифорния, США
Жан-Леон Жером. Бонапарт перед сфинксом. 1867-1868. Херст-касл, Сан-Симеон, Калифорния, США

В 1799 году был обнаружен Розеттский камень, дешифровка которого Шампольоном дала серьезный толчок развитию египтологии. Кроме того, по итогам организованной Наполеоном научной экспедиции учеными было опубликовано монументальное десятитомное «Описание Египта» (1809 - 1829). Другим значительным трудом стала книга одного из участников экспедиции – художника (а в будущем и первого директора Лувра) Доминика Виван-Денона «Путешествие в Верхнем и Нижнем Египте» (1802), сопровождаемая большим количество его собственных зарисовок памятников Древнего Египта. После ее выхода Европу захлестнула первая большая волна египтомании – использование египетских мотивов стало характерной чертой главенствующего в то время стиля ампир. Откликнулись на новую моду и ювелиры, вскоре драгоценности с египетской тематикой заполнили витрины магазинов на оживленных улицах Парижа.

Следующую волну египтомании спровоцировали начатые французскими египтологами Огюстом Мариеттом и Гастоном Масперо во второй половине XIX веке систематические раскопки, а также строительство Суэцкого канала в 1859 – 1869 годах, возглавляемое французской акционерной компанией. За два года до окончания строительства интерес к Египту был настолько велик, что на Всемирной выставке 1867 года в Париже появляется потрясающий Египетский павильон, который производил сильнейшее впечатление на посетителей – через него многие впервые для себя открывали таинственную прелесть далекой древней страны. Этот павильон строился для экспонирования коллекции археологических находок Булакского музея (ныне – Египетский музей в Каире), но помимо древностей, на выставке были представлены драгоценности в египетском стиле, созданные Гюставом Бограном, а также ювелирами фирм Boucheron, Mellerio и др.

Гюстав Богран. Кулон с жемчугом и драгоценными камнями в стиле "Египетского возрождения". 1867
Гюстав Богран. Кулон с жемчугом и драгоценными камнями в стиле "Египетского возрождения". 1867

С этого момента страсть к драгоценностям в египетском духе распространилась по всему континенту, и многие известные ювелиры, в том числе Алессандро Кастеллани, Карло Джулиано, Эжен Фортене начали создавать украшения в так называемом стиле «Египетского возрождения». Правда, «возрождением» новый стиль можно назвать лишь условно. Несмотря на то, что ювелиры брали за основу египетские темы и мотивы, они не пытались подражать древним мастерам, возрождать манеру. Современные украшения были эклектичными вариациями на древнеегипетскую тему, отличались сложностью, даже некоторой чрезмерностью, что в общем-то не противоречило искусству историзма, которому присущи те же черты, особенно в его поздней фазе.

Непрерывные исследования и удивительные находки усиливали интерес к искусству Египта в конце XIX и особенно в начале XX века, когда был сделан ряд важнейших открытий. В 1880-х годах Гастон Масперо начинает расчистку храмов Луксора и Карнака, в 1905-1908 годах Эдвард Айртон обнаружил гробницы фараонов в Долине Царей, а в 1912 году Людвиг Борхардт находит бюст Нефертити и это лишь некоторые из знаковых открытий того периода.

В эпоху модерна египетские мотивы были видоизменены в соответствии с новой модой. Маскароны получили милые ангельские лики, крылья скарабеев стали более динамичными и изящными, а формы украшений часто строились на основе традиционной линии «удар бича». Яркое воплощение модерновое «Египетское возрождение» нашло в ювелирном искусстве таких значительных мастеров, как Рене Лалик, Жорж Фуке, Люсьен Готре и др.

И вот мы подошли к тому, с чего начали. Открытие Говардом Картером гробницы Тутанхамона ровно 100 лет назад в 1922 году стало кульминацией египтомании во всем мире. Потрясающие предметы декоративно-прикладного искусства, обнаруженные в помещениях гробницы, а также украшения и легендарная золотая маска, найденные на самой мумии вызвали столь сильный ажиотаж, что египетский стиль стал одним из ключевых стилевых источников ар-деко.

Ну, а первыми, кто отреагировал на археологическую сенсацию, конечно же, были ювелиры. Начиная с того же, 1922 года, такие известные ювелирные дома, как Cartier, Tiffany & Co., Lacloche Freres, Van Cleef & Arpels создают изысканные драгоценные украшения в египетском духе, удовлетворяя резко возросший спрос.

Cartier, вероятно, были одними из главных создателей драгоценностей в стиле «Египетского возрождения». Начиная еще с 1910 года, задолго до открытия гробницы Тутанхамона, ювелиры фирмы изготавливали украшения, используя в качестве визуальных источников «Описание Египта» и «Грамматику орнамента», опубликованную в 1856 году. Помимо переосмысления египетских мотивов, заимствованных в «Граматике», Cartier часто использовали в украшениях аутентичные египетские древности. Крупнейшие парижские антиквары снабжали Луи Картье артефактами из Египта и эти миниатюрные сокровища в драгоценной оправе из золота, бриллиантов и других драгоценных камней производили на знатных покупательниц невероятное впечатление. С приходом стиля ар-деко и открытием гробницы Тутанхамона, Cartier, как и другие фирмы, вновь переосмысляет египетский стиль и интерпретирует его в духе нового времени.

Свой уникальный почерк в «Египетское возрождение» привнесли и Tiffany & Co. Луи, сын основателя фирмы Чарльза Тиффани, увлекался многими областями искусства и в 1893 году, после долгих экспериментов с витражным стеклом, открыл новый сорт стекла – фавриль. Оно обладало роскошным радужным эффектом на поверхности, которого Луи добился за счет обработки расплавленного стекла оксидами металлов. Из стекла фавриль ювелиры Tiffany & Co. создавали чудесных переливающихся жуков и инкрустировали их в самые разные предметы искусства. Но и кроме этого ювелирная фирма создала множество интересных украшений в стиле «Египетского возрождения».

Две последние ювелирные фирмы, которые мы рассмотрим в этой статье – Lacloche Freres и Van Cleef & Arpels были схожи в подходах к работе с египетским наследием. Обе фирмы использовали платину, в качестве основы для украшений, созданных в виде мозаики из драгоценных камней. Традиционно бриллианты служили фоном, на котором из изумрудов, рубинов и сапфиров выкладывались изображения древнеегипетских людей, птиц, животных и цветов, образы которых были заимствованы из росписей и рельефов в египетских храмах. Возможно, именно Van Cleef & Arpels впервые уделяет внимание таким бытовым древнеегипетским сюжетам, как ловля рыб и птиц или игра на арфе и в настольные игры.

Lacloche Freres работает в той же манере, но в 1925 году создает уникальный браслет в духе футуризма, где очень умело сочетаются не только символы и мотивы египетского искусства, но и камни, из которых выстроена композиция. Ювелирная фирма обращается к довольно непривычному, но очень эффектному сочетанию драгоценных и полудрагоценных камней. Как и в остальных работах в качестве фона используются бриллианты, а вот вместо рубинов, изумрудов и сапфиров, ювелиры берут бирюзу, черный жемчуг и перламутр.

С окончанием эпохи ар-деко египетские страсти утихают, но еще несколько раз интерес к этой древней стране возвращается, сначала в 1960-х годах, когда на экраны выходит легендарный фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли и затем в 1980-х и 1990-х годах.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!