Найти тему
Мир вокруг нас

Жизненные ценности

Катерина ехала в командировку в ужасном настроении, не желая ни с кем разговаривать. Позавчера она в очередной раз поругалась с мужем из-за какой-то ерунды, а вчера начальник отправил в другой город со срочным и обязательным заданием. Ехать совершенно не хотелось, потому что в ближайшие дни она планировала демонстрировать недовольство культивировать в благоверном чувство вины, а теперь пришлось отложить задуманное.

- Мне ехать придется десять часов, надеюсь хоть соседи по вагону попадутся нормальные и не будут буянить или доставать лишними разговорами, - жаловалась она подружке.

- Могу представить твое счастье, если в купе окажется разговорчивые пожилые люди или мамаши с неугомонными детишками, - поддерживала ее Лера, - В любом случае успокаивай себя тем, что сразу после завершения рабочих моментов в столице устроишь целый день шопинга.

- Однозначно я так и сделаю, - говорила Катя, - Захватила для этого в полном размере недавно полученную премию. Куплю себе вещей красивых и образ обновлю, чтобы потом приехать и удивить Максима.

Зайдя в купе, девушка еще больше впала в уныние и поддалась порыву негативного настроения. Там уже сидела пожилая женщина с мальчишкой лет пяти и призывала его вести себя в дороге хорошо и никому не создавать проблемы непредсказуемым поведением. Катерина с первой секунды оценила масштаб неудобств, понимая, что ближайшее время придется терпеть балованного и неугомонного ребенка, который явно будет трепать нервы и не даст нормально поработать за ноутбуком. На всякий случай она сразу же решила не особенно демонстрировать дружелюбие, закрывшись от попутчиков за монитором.

К удивлению карьеристки, мальчишка сидел смирно и что-то рисовал в альбоме. Периодически бабушка предлагала ему перекусы в виде каши или печенья. В этой истории не было чипсов или истерики малого относительно желания поиграть в телефон. Проникаясь все большим интересом к незнакомцам Катя не решалась начать разговор, но потом все же из вежливости спросила.

- Если вы не едите, потому что меня стесняетесь, могу на время выйти в тамбур, - предложила она женщине.

- Нет, дочка, не обращай внимания, я не хочу есть, Ваньку понемногу подкармливаю.

Потом Катерина перевела взор на потрепанную сумку попутчицы и явно не новую одежду мальчика. В таких нарядах обычно не в столицу ездить нужно, а в деревне работать, но комментировать она ничего не решалась, пока не стала невольно свидетельницей разговора малого с бабушкой. Они не видели Катю, потому что она еще не успела зайти в купе с тамбура, где разговаривала по телефону.

- Ваня нужно поесть кашу, потому что у нас нет кипятка, чтобы потом залить новую, а ехать еще долго, - уговаривала она мальчишку.

- Бабушка, а можно мне пирожок или пиццу? - спрашивал не настроенный на правильное питание мальчишка.

- Вернемся домой, я обязательно напеку тебе много разных пирогов, - говорила она, - Пока что нам нужно потерпеть немного неудобства, потому что по приезду в город будут нужные деньги на проезд, питания и оплату съемной комнаты.

Катерина злилась на себя и настроение оставалось таким же печальным, как и раньше, но она не могла позволить ребенку голодать, понимая, что у попутчиков просто нет денег. Пришлось идти в ресторан покупать там не особенно съедобную выпечку и чай на троих.

- Спасибо, нам ничего не нужно, - говорила Нина Петровна, а Ванька жадными глазами смотрел на принесенные соседкой угощения и молчал.

- Я не справлюсь без вашей помощи: терпеть не могу есть в одиночестве, а до отеля еще долго, так что спасайте.

Потом Кате пришлось для вида есть калорийную пищу и смотреть с каким аппетитом это делает Ванька. Чтобы не возникало вопросов относительно оплаты, она сразу соврала новым знакомым, что все расходы в командировке оплачивает руководство и можно не беспокоиться за деньги. Нину это несколько успокоило, а плотно наевшийся Ванька вскоре уснул с книжкой в руках.

- Спасибо тебе, дочка! - сказала пенсионерка, - Просто морока накормить этого сорванца, а до нормальной еды доберемся еще очень нескоро.

- Наверное разбаловали родители всякой вредной пищей, а вам теперь приходиться последствия разгребать? - уже не была столь негативно настроена по отношению к ним Катерина.

- Нет у Вани родителей, - сказала Нина грустно и обречено, - Вдвоем мы с ним живем, и проблемы сами пытаемся решать.

- Простите, я не хотела причинять вам боль, - смутилась Катя.

- Мне больней уже почти невозможно сделать, через многое в жизни довелось пройти. Сейчас бы еще пожить подольше, чтобы Ваньку на ноги поставить, а то мне через два года семьдесят лет стукнет, а пацана хотя бы до совершеннолетия довести хочу.

- Так почему вы себя не бережете и в такие дальние поездки отправляетесь?

- Нет у нас выбора особенного, на суд едем по оформлению опекунства над Ваней. Боюсь, что откажут нам, потому что я старая, одинокая и больная пенсионерка. Если заберут внука в детский дом, тогда и не будет дальнейшего смысла для жизни.

- Может судья войдет в положение и примет вашу сторону? - пыталась поддержать Катерина собеседницу.

- Нам даже не за что пошлину заплатить, потому что я откладывала с пенсии на поездку несколько месяцев, зная о судебном заседании в столице. Потом Ваня заболел, позже у него ботинки порвались, а перед дорогой пришлось купить новые штанишки, чтобы выглядел мальчик прилично и не сказали в суде, что им никто не занимается.

- Почему же вы так далеко едите? Неужели в родном городе нельзя было решить эти вопросы? Там бы дешевле обошлось и возможно знакомые нашлись бы, чтобы выступить в вашу поддержку.

- Суд назначен по месту последней регистрации матери, так что теперь приходится разбирать проблемы исходя из сложившейся ситуации.

- Вообще не понимаю, как Ваня у вас оказался, если был с мамой в столице зарегистрирован? - окончательно запуталась Катерина.

- Ладно, так сразу все не объяснишь, так что придется сначала начать повествование, если у вас есть желание послушать.

- Конечно, я с удовольствием побеседую с вами, спать все равно не хочется, а ваша компания мне приятна, - искренне сказала Катя.

- Женился мой сын рано на девушке хорошей. Жить в родном городке им казалось скучным и бесперспективным делом, поэтому отправились они в столицу. Планировали квартиру покупать новую, карьеру построить хотелось, а потом все начало как-то рушиться и ломаться.

- Видимо столица негативно сказалась на отношениях супругов? - проникалась историей рассказчицы Катя.

- Соблазнов много появилось, жизни красивой захотелось, начали искать пути реализации своих возможностей, да сбились с пути. Сначала Олег ввязался в сомнительную компанию, за деньгами большими погнался. Сначала автомобили перегонял, покупал и продавал недвижимость, а потом перешел дорогу криминальным элементам. На первом этапе угрожали просто, потом стали преследовать его с угрозами, а он из-за завышенной самооценки не особенно обращал внимания на предупреждения.

- Не простая ситуация конечно сложилась! - понимала Катерина, - Наверное много вам пришлось пережить?

- Много, только надежда была на то, что опомнится Олег и начнет жить по-другому ради сына маленького. Но не случилось, он продолжал зарываться в неприятности и проблемы, а потом он вообще пропал из поля зрения. До последнего надеялась, что сын скрывается от преследователей и просто отсиживается в безопасном месте. Невестка нервничала, психовала и скандалы устраивала, поэтому ничего мне не рассказывала. Я приехала как-то в гости, так она так кричала, что я вырастила безответственного сына, который бросил их с Ваней, что теперь не имею права в гости приезжать и вопросы задавать.

- Но она же могла принять вашу помощь и участие, вместе легче было бы переживать сложные жизненные моменты, - рассуждала слушательница.

- Так никогда мы с ней и не ссорились, а я вообще Свету за дочку считала и хорошо относилась, - продолжала рассказ Нина, - С трудом удалось выпросить у нее встречу с Ваней хотя бы на десять минут, чтобы гостинцы отдать. Так и уехала я тогда ни с чем, а душа в городе осталась с ними. Так прошло пару месяцев, а потом полиция нашла Олега убитым за городом.

- Преступников хотя бы нашли? – с ужасом спросила Катерина.

- Так и не искали их особенно, поскольку полиция предпочла дело закрыть и забыть из-за сомнительной деятельности погибшего. Я по сей день оплакиваю единственного ребенка, пусть и не самого путевого, но родного и любимого. Долго пыталась невестку уговаривать давать разрешение на общение с Ваней, но она не хотела поддерживать со мной никаких отношений. На звонки не отвечала, а договориться удалось на хотя бы минимальное общение, только после условия каждый месяц перечислять на мальчика небольшую сумму с пенсии.

- Вы покупали общение с Ваней со своей мизерной пенсии? - не могла принять происходящее Катерина, - У вас же были на это законные и моральные основания!

- Теоретически были, - продолжала Нина, - Просто Светлана после истории с Олегом и переезда в столицу как-то изменилась и стала озлобленной. Раньше она ко мне нормально относилась, а потом во враги записала и постоянно агрессию демонстрировала. Я пыталась не проявлять особенной навязчивости и не вмешивалась в личную жизнь невестки, лишь бы с Ваней давала общаться. А потом она сама мне привезла мне внука на время, потому что собралась на работу выходить, а он болел постоянно. Подстраховать было некому с помощью, поэтому пришлось ей через себя переступить. А я и рада была, потому что после потери сына один внучек у меня оставался в жизни.

- Вот почему он у вас оказался! - постепенно понимала складывающуюся ситуацию Катя.

- Так мы с ним и прожили год вместе. Света звонила часто, иногда деньги переводила на подарки сыну, а потом пропала на долгое время. Позвонила она пять месяцев назад и сказала, что замуж выходит второй раз и мужу новому ребенок не нужен. Поэтому решила оформить отказ от родительских прав на Ваньку ради красивой жизни. Я сразу по юристам побежала за советами и подсказками, а они предупредили, что придется потягаться за права опеки, поскольку других родственников у него не было, значит могли власти забрать ребенка в детский дом.

- Неужели правда это могло произойти? - не понимала позиции Светы по отношению к собственному ребенку слушательница.

- Такая опасность и сейчас существует, поэтому едем с Ваней на суд и будем умолять судью не разлучать нас. У меня особенных денег нет, но хотя бы дом свой на внука перепишу, уже будет у него крыша над головой и какая-то материальная опора. Остановимся на пару дней у дальних родственников соседки, они согласились сдать комнату относительно не долго, а после суда надеюсь вернемся вместе обратно. Если все получится сделать, значит через несколько дней все наладится или окончательно испортится.

После разговора с этой необычной женщиной у Катерины осталось странное ощущение и горечь от невозможности что-то изменить. Она не могла ничего поменять или исправить положение, но постаралась сделать хотя бы минимальный вклад в историю этой необычной семьи. Пока Нина водила внука умываться, она положила в карман ее сумки конвертик со взятой на покупки премией и небольшой запиской. На фоне проблем этих людей покупка нового платья казалась настоящей глупостью и незначительным делом. Потом Катя поспешно простилась с попутчиками и побежала по своим делам.

- Прости меня, и давай больше никогда не будем ссориться по мелочам! - позвонила она мужу при первой возможности, - Я тебя люблю, а все остальное обязательно преодолеем!

- Я тоже тебя очень люблю и сюрприз к возвращению готовлю, ты только не задерживайся! - просил он.

Катерина старалась поскорей справиться с важными делами и вернуться домой. Ехала она через три дня и на перроне случайно увидела прежних знакомых. Нина вела за руку Ваньку, который улыбался и тащил под мышкой большую машинку и конструктор. Бабушка что-то ему рассказывала, а он смеялся и соглашался с ее словами. Вмешиваться в их общение Катя не стала и не хотела попадать в поле зрения, чтобы не возникало вопроса относительно денег. Она оставляла их не ради пафоса, а от искреннего желания хотя бы немного помочь этим добрым людям с тяжелой судьбой.

- Теперь они вместе и улыбаются, значит суд закончился хорошо, а дальше Бог обязательно поможет и не оставит их в благодарность за добрые дела, - успокаивала себя мысленно Катерина. Она торопилась домой к родным людям, чтобы просто лишний раз обнять их и насладиться возможностью находиться рядом.

Автор: Раиса Н.