19. "Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними. Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни"
Большинство наших детей нашей семьи были воспитаны как раз без выполнения данного правила. Маленьких детей ко причастию приводили и приносили, а сами обычно не причащались. И дети задавали такие вопросы: мама! А вы почему с папой не причащаетесь?
Вот, насмотрелись наши дети на лицемерие своих родителей, и став повзрослее стали вести себя как взрослые - причастие нужно только для детей, а я уже не ребенок!
Многие стремяться причастить детей каждое воскресенье, признавая это большим благом. Наша церковь через этот первый осознанный шаг к частому причастию призывает к причастию и родителей детей. Это увещевание полностью согласуется с 9-м апостольским правилом - нужно причащаться на каждой литургии.
Мы как-то переехали в новый город на ПМЖ. И у нас оказалась православная соседка. Она часто помогала нам водиться с детьми, можно было ей в крайнем каком-нибудь случае завести ребенка и она очень здорово помогала. Супруга моя часто у нее проводила время. Соседка причащалась каждое воскресение. И несмотря на серьезные свои заболевания была крайне жизнерадостной и дружелюбной. А простоты добросердечной в ней было столько, что я только сейчас начинаю понимать, как нам тогда повезло - в незнакомом городе, Господь нам сразу послал такого незаменимого друга.
Соседка часто спрашивала мою супругу: почему вы не причащаетесь?
Супруга отвечала, ну как-то не знаю, мы не можем, мы не готовы, у нас так никогда не было в храме. А соседка продолжала: вы что! сейчас такое время, нужно обязательно причащаться!
Увы! Мы были тогда, лет 15 назад глухи к таким увещеваниям. Поэтому я понимаю, насколько скептически большинство православных относятся к призывам причащаться постоянно, на каждой литургии, каждое воскресенье и даже чаще. Но не пройдет и 15 лет, и самые большие скептики и приверженцы крайне редкого причащения, возможно начнут менять свое мнение.
Тогда, мы были молодые. Все складывалось самым наилучшим образом в нашей жизни. Деньги сами в карманы со всех сторон шли, работодатели платили без вопросов, только успевай работу делай. Но вот нагрянул один кризис, другой. Ситуация резко изменилась и можно сказать так и не исправилась. Такой везухи у нас уже не было никогда! Быть может дело было в соседке, которая причащалась постоянно?
Я думаю и да и нет. Господь нас всех и каждого по-своему ведет длинными путями. Наверное всегда есть очень короткий путь ко Господу, чтобы Христос был в сердце, но мы на этот раз решили, что это нам не нужно. Господь терпеливо предоставляет другой шанс, заходит с другой стороны. Постоянно стучится в наше сердце: алло! вы уже познали меня как Единого Бога, выполняете все ветхозаветные заповеди, настало время познать уже всю Троицу и начать жить по-новозаветному!
Скептики частого причащения, или как о.Даниил Сысоев назвал нас таких - причастоборцы, не является ли то, что мы читаем эту статью, ни чем иным как стучанием Господа в сердце:
"Пора! Пора уже как многие другие уже сделали - не нужно отказываться от Меня, от Моих Даров и брать их! Я устраиваю брачный пир и зову Своих людей на него, а вы все отказываетесь и отказываетесь. Вот пойду сейчас призову всех неверующих и незнающих Меня и их введу в Царство Божие, а вас оставлю с самими собою - как вам нравится, будете также молиться своими силами, поститься своими силами, до посинения выжимать из себя покаяние, чтобы себе самим показаться достойными Меня - так и продолжайте это делать. А Я пойду к считающим себя недостойными и даже нисколько не молящихся, ни постящихся, в храм ни ходящих. Ведь Я - Господин, кому хочу, тому даю. Кому говорю работать в поте лица с девяти утра до позднего вечера, а кому - и полчасика в конце дня достаточно. И всем обещаю одно - Царствие Божие: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененныя, и Аз упокою вы.".
20. "Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше"
Я плохой крестный отец. Ни разу я не проводил своего крестника ко причастию! Помоги мне Господи начать пытаться менять это! Помоги, настави, укрепи, дай разумение как это делать и с чего начать!
Отмеченные ранее цветом отдельные части документа Нашей Русской Православной "Об участии верных в Евхаристии" и их разбор - закончены. Получилось немного длиннее, чем планировалось в начале.
Общий смысл этого документа, его основная цель - вернуться к утраченному идеалу - постоянного, частого причащения, за каждой литургией. При этом документ пытается максимально осторожно и корректно показать, что нужно и как делать для этого - и как мирянам, так и священникам.