Вы, наверное, слышали про манифест Agile и гибкий подход. В их рамках существуют scrum-команды, участники которых выполняют определенные роли и способствуют улучшению качества конечного продукта. Один из участников такой команды – это product owner. И вроде бы немного понятно, чем он занимается, но, как оказалось, не до конца. Да и люди порой путают их с product- или project-менеджерами.
В данной статье мы расскажем о том, кто такой product owner, чем он занимается и какими качествами при этом должен обладать. А еще объясним, чем он отличается от других вышеуказанных специалистов.
Product owner – это…
…специалист, который управляет продуктом. В буквальном переводе это словосочетание означает «владелец продукта». В основном такая должность встречается в digital- или IT-проектах, в частности, в командах с гибким подходом. Такой сотрудник ответственен за создание продукта и управление им, следит за его развитием, также фиксирует необходимые метрики и отвечает за результат.
Зачем он нужен
Продакт-оунер требуется в гибких командах для того, чтобы осуществлять контроль над развитием продукта. Этот специалист изучает запросы конечных потребителей, их боли, а также требования заказчика, и на основе всей этой информации создает оптимальный вариант продукта. Причем эта самая оптимизация может продолжаться бесконечно, до тех пор, пока продукт остается востребованным и нужным.
Роль в scrum-команде
Product owner – это одна из основных ролей в scrum-команде. В нее еще входят scrum-мастер и разработчики. Все это основывается на манифесте Agile и задействует гибкий подход с короткими циклами и тестированием прототипа.
Так вот, такой специалист является эдаким связующим звеном между заказчиком, то бишь топ-менеджментом, и командой разработки. Он собирает всю информацию о том, как эти люди хотят видеть конечный продут и какие функции, по их мнению, он должен выполнять.
Ключевые обязанности
Самым главным для продакт-оунера является поиск идей для улучшения пользовательского опыта и выполнения приоритетных задач с минимальными расходами. Он управляет спринтами в scrum, устанавливает задачи и контролирует их выполнение. Кроме того, такой специалист занимается и рядом других задач.
- Определение видения продукта. Собрав требования заказчиков, а также узнав о пожеланиях конечных потребителей, product owner начинает работу над видением продукта. То есть определяет, как он будет выглядеть, какие задачи выполнять и как это реализовать. Ну а потом уже эту концепцию нужно изложить команде, да так, чтобы все поняли одинаково и смогли воплотить в жизнь.
- Разработка дорожной карты и продуктовой стратегии. Здесь подразумевается проведение исследования рынка, аналогичных продуктов и их стратегий, а также показателей. Это позволяет определить, как продвигаться самим и что из опыта конкурентов можно взять для себя. А еще в эту работу входит поиск и оценка трендов рынка, решение текущих проблем.
- Управление бэклогом продукта. Бэклог представляет собой список задач и требований. Их продакт-оунер собирает, оценивает, контролирует выполнение, также собирает предложения команды и учитывает их. Все изменения, что вносятся, контролируются именно этим человеком.
- Установка приоритетов. Product owner устанавливает порядок выполнения поставленных задач в зависимости от их приоритета. Все обусловлено тем, какие функции или возможности планируется реализовать в первую очередь, а что можно добавить или доработать позже.
- Коммуникация с разработчиками и заказчиком. Я уже говорила, что продакт-оунер является связующим звеном между своей командой и топ-менеджментом, ну и клиентами, конечно. Он интерпретирует задачу в более четкую и точную формулировку с учетом всех вносимых предложений.
- Контроль этапов разработки. Этот человек также отслеживает прогресс каждой итерации, планирует следующие спринты, анализирует эффективность процессов, также устанавливает и отслеживает текущие сроки.
- Сбор обратной связи. Данная процедура позволяет понять, попал ли продукт в ожидания и требования потребителей и заказчиков. На основе собранной информации можно корректировать курс, дорабатывать, совершенствовать продукт.
- Оценка прогресса. На основе установленных ранее метрик product owner понимает, были ли достигнуты цели. Такая работа проводится после окончания каждой итерации.
Основные качества
Product owner должен сочетать роли бизнес-стратега, рыночного аналитика, продуктового дизайнера и клиента для понимания полной картины при разработке продукта. Причем он не управляет командой разработки, а направляет ее в нужное русло. Для этого пригодятся такие качества:
- Стратегическое мышление. Надо будет планировать действия и анализировать их итоги.
- Коммуникабельность. Общаться придется много, особенно с заказчиком и командой.
- Харизма. Такому специалисту придется много убеждать, выслушивать, понимать чувства людей и сопереживать. Все для того, чтобы получить нужную ему информацию и прийти к компромиссу в спорных моментах.
- Лидерские навыки. Как-никак, в гибком подходе деятельность командная, и product owner направляет работу людей в нужное русло. Их же придется поддерживать и мотивировать, особенно актуально это для долгосрочных проектов.
- Любопытство. К сожалению, из некоторых людей информацию приходится буквально вытягивать. Это качество позволит составить более точное видение продукта.
- Стрессоустойчивость. Плюс еще понадобятся умения разрешать конфликты и перестраивать план при появлении форс-мажоров, а еще адекватная реакция на критику.
- Саморазвитие. Непрерывное обучение сегодня приобретает особое значение, особенно при работе в digital и IT. Расширение кругозора и углубленные познания в выбранной сфере позволят улавливать последние тенденции и тренды, затем использовать их в своей работе.
Отличия от product-менеджера
В целом, разница между продакт-оунером и продуктовым менеджером небольшая. Все потому, что они выполняют похожие функции. Разница состоит лишь в подходе, так как product-менеджер работает по техническому зданию, а вот product owner принимает часть функций заказчика с более гибким подходом. У последнего больше ответственности, он также самостоятельно работает над видением продукта с учетом запросов целевой аудитории и пользовательского опыта.
Отличия от project-менеджера
Проектный менеджер – это руководитель а.к.а начальник, который ставит задачи команде для своевременной сдачи проекта. Продакт-оунер же стоит наравне с коллективом, просто обладает большей информацией и знает, как получить тот или иной результат. Соответственно, он лишь контролирует этапы работы и действия участников, в то время как project-менеджер больше заботится о соблюдении сроков и презентации руководству готового проекта.
И в заключение...
...не стоит думать, что профессия продакт-оунера сегодня не особо востребована. Компании ищут подобных специалистов и предлагают вполне достойную оплату за их работу. Однако и требования при этом предъявляют соответствующие. Например, в некоторых вакансиях будущий специалист должен иметь опыт в сфере маркетинга или проектного менеджмента по соответствующему направлению.