В чем похожи Волтер и Раскольников? Какие различия между ними? И как герой «Во всех тяжких» прошел путь от Родиона до Свидригайлова?
«Во все тяжкие»- один из важнейших сериалов 21 века. Картина является не только увлекательным триллером, но проводником важных философских идей, отраженных в литературе. На примере Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского попытаюсь раскрыть сказанное.
Кажется, что между героями современного сериала и давно известного, тысячу раз изученного романа нет ничего общего, однако это не так.
Обыкновенность Родиона и Волтера.
Оба героя на самом деле простые люди: они не занимают высоких должностей, не обладают особой притягательностью, социальным положением не отличаются от всех остальных.
Волтер Вайт работает обычным школьным учителем химии, пытается всяческими путями заработать деньги для семьи, в общении не может быть яркой и цепляющей внимание личностью- сплошная инертность и пассивность. В первых сериях герой кажется слабовольным неудачником, который не смог реализовать свой потенциал.
Родион Раскольников- среднестатистический студент с достаточно понятными материальными проблемами, не выходящими за рамки терпимого. Его жизнь судьба не такая уж и блестящая, однако и причин для убийств из-за бедности не может быть: если сравнивать его положение с ситуацией Сонечки, то невольно возникает мысль: а разве такой уж ты нищий, чтобы думать о преступлении? Но мотив денег, как в случае и с Волтером, как вы поймете дальше, не так важен.
«Среда заела»
Тривиальность мучала героев, заставляла испытывать постоянное неудобство и внутреннюю неудовлетворенность собой. Они хотели быть значимее, чем были на самом деле.
Волтер Вайт понимал, что не находится на заслуженном месте, потому что обладал феноменальными знаниями в химии. Статус школьного учителя, которого не уважают ученики, конечно, не мог устраивать героя. Так у зрителя постепенно складывается ложное ощущение, что «среда заела» Волтера и подтолкнула к преступной деятельности.
Так и Раскольников постоянно думал о том, что бесперспективность его бедной жизни несправедлива (подробнее можно прочитать в моей подробной статье про «Преступление и наказание»). Зачем же никому не нужная, противная, злая и беспощадная старуха будет иметь деньги, необходимые ему, умному, способному сделать много благородных дел студенту?
Становится ясно: герои испытывают внешнее давление, с которым не способны (или не желают?) справиться. Однако только ли тяжелая жизнь является отправным пунктом Волтера Вайта и Раскольникова в мир преступлений или это всего лишь самооправдание? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос нужно изучить психологию персонажей, их мотивы.
Болезненная неудовлетворенность жизнью и непомерная гордость как причины преступлений.
Мотив непомерной гордости присутствует в обоих произведениях культуры. Главные герои ужасно тщеславны и самолюбивы. Именно их желания и требования к себе станут мерилом нравственности.
В начале сериала есть сцена, ярко подчеркивающая гордость Вайта: герой отказывается от помощи своих прошлых коллег в борьбе с раком, объясняя решение неспособностью принять «подачку». Волтер не желает даже при серьезных трудностях казаться слабым. В нем говорит уязвленное самолюбие.
Похожее наблюдаем и в «Преступлении и наказании»: Раскольников считает себя выше остальных. Он не готов «унижаться» до простой работы (как это делает Разумихин). Гордость твердит Родиону о его великом предназначении, способности быть Наполеоном, «право имеющим».
На фоне своего тривиального и, по их мнению, ничем не примечательного существования Волтер и Раскольников начинают испытывать внутреннюю неудовлетворенность, усиливающуюся непомерной гордостью. Так герои начинают постепенно осознавать, что обычная жизнь не для них.
Кровопролитие как реализация себя
Преступление начинает восприниматься героями как возможность получить то, чего им в жизни не хватает: самоуважения, понимания своей «необыкновенности», исключительности. Нарушение общественных норм поведения превращается в способ удовлетворения своей сатанинской гордости. Но не все так просто.
Герои преступают нравственную черту, как мы уже разобрались, по эгоистичным мотивам. Однако они подаются так, будто бы сама жизнь вынуждает Волтера и Раскольникова к убийству людей. Внимательно проанализировав психологию персонажей, читатель или зритель поймет: все преступления совершаются только по собственному желанию героев.
Волтер нашел способ реализации своих возможностей именно в производстве запрещенных веществ. Из никому не интересного учителя химии, которого даже ученики осмеивают за работу на автомойке, он смог стать уважаемым, востребованным человеком, имеющим право переступать через жизни других людей по своему усмотрению. Этого Вайт, как ни странно, смог добиться только путем нарушения закона. Гордость героя наконец-то была удовлетворена.
Это подтверждается его упоением собственным величием во время признания жене, что именно Волтер и «есть опасность».
Родион же решился на преступление, желая опробовать собственную теорию о разделении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», доказать себе принадлежность к второй группе. Именно в этом и проявилась непомерная гордость героя, его эгоизм и индивидуализм. С помощью убийства Раскольников хотел стать «право имеющим» (как Волтер), чтобы удовлетворить своё болезненное самолюбие. Однако это не произошло.
Что после преступления?
После преступления различия между героями становятся более явными: Родион раскаивается и через время признаёт свою теорию ошибочной, а Волтер, словно Свидригайлов, следует теории вседозволенности.
Волтер, окончательно переродившись в безжалостного убийцу, скажет знаменитую фразу в диалоге со своей женой:
«Я и есть опасность! Парень открывает дверь, и его подстреливают — ты думаешь, это я тот парень? Нет. Я тот, кто за дверью».
Приведенная цитата отражает вырвавшуюся наружу гордость и самолюбие, которые раскрылись в герое полностью именно после того, как он встал на преступный путь. Он послужил спусковым крюком для всех внутренних демонов Вайта, неотвратимо съевших прошлого добряка и превративших его в хладнокровного убийцу. Герой перешел на «темную сторону» и, некоторое время морально помучавшись, отбросил нравственность за борт.
Родион же не смог пережить убийство старухи и в конце концов «принял страдание». Можно сказать, что он остался «тварью дрожащей» и, в отличие от Волтера, не смог дальше двигаться вперед по жизни.
Стоит отметить: на каторге Раскольникову снится сон, показывающий, что теория героя не может быть оправдана: справедливости нельзя найти в кровопролитии, а вседозволенность приведет к хаосу и гибели окружающих.