Прежде всего давайте проясним: кто имеет право зарегистрировать в Роспатенте товарный знак.
Законодательство определяет, что товарный знак нужен для отграничения товаров, работ и услуг одних производителей от других.
Таким образом, товарный знак сейчас можно регистрировать только субъектам хозяйствования: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Во второй половине 2023 года зарегистрировать свой товарный знак смогут и самозанятые граждане.
Далее. Какие могут быть товарные знаки?
Товарные знаки могут быть: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
В качестве товарных знаков регистрируются также объемные, звуковые, позиционные, изменяющиеся, цветовые, световые, голографические обозначения.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
К словесным обозначениям, которые регистрируются в качестве товарных знаков, относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.
Пример словесного товарного знака: «Тише едешь— дальше будешь».
К изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.
К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений, перечень которых является открытым (в том числе, например, этикетки и полиграфические упаковки).
К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении. В большинстве случаев в качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма отдельных деталей товара или упаковки.
Создавая свой товарный знак следует учесть, где он будет преимущественно размещаться.
Согласитесь, что если товарный знак будет использоваться только в интернете, то его изображение может быть практически любым и ограничивается только возможностями монитора.
Размещение товарного знака на упаковке требует такого подбора цветов, шрифта, который будет хорошо, чётко, ярко смотреться даже на некачественной бумаге.
Изображение товарный знак для размещения на огромных рекламных баннерах, вывесках требует тоже определенного подхода.
Товарный знак будет смотреться иначе, если он будет размещен на криволинейных поверхностях, на пластике.
Особенно интересно посмотреть на обозначение вашего будущего товарного знака издалека, на некотором расстоянии. После этой процедуры некоторые авторы начинают хвататься за сердце и бегут переделывать дизайн прежнего шедевра.
Затем следует поискать в интернете изображения товарных знаков, которые используются для однотипной с вашей деятельностью, чтобы создать себе мнение о том, какие товарные знаки есть в вашей сфере и какое обозначение вы хотите.
При этом следует учесть, что на словесном товарном знаке внимание покупателя задерживается не более 1 секунды, а на комбинированном (текст + изображение) уже более 2 секунд.
Постарайтесь избегать использовать изображения, скачанные из Интернета, так как за каждым таким изображением может стоять неизвестный автор, который не разрешит использовать его творение без существенной оплаты.
Оптимально заказать у художника некое изображение, заключив с ним небольшой договор, в котором он исключительные права на разработанные только для вас изображения передаёт вам.
Создавая обозначение для своего товарного знака, вы должны руководствоваться принципом уникальности каждого знака, так как они служат для индивидуализации товаров, работ, услуг.
При создании своего товарного знака я бы не рекомендовал убиваться о недостаточной красочности, плохой информативности и других, якобы недостатках, имеющегося у вас обозначения, т.к. может оказаться, что они только у вас в голове.
Достаточно посмотреть вокруг и вы увидите, что красивых, работающих на потребителя, товарных знаков единицы. Действенность многих товарных знаков обусловлена огромным рекламным бюджетом.
Постарайтесь побороть искушение создать свой товарный знак, который будет похож на известные товарные знаки. Это, как правило, приводит к проблеме при регистрации, которая будет называться «сходство до степени смешения».
Кстати, перевод слов и написание на другом языке может не спасти всё обозначение от отказа в регистрации.
Об основаниях для отказа в государственной регистрации товарного знака поговорим в нашим следующих публикациях.