Найти в Дзене
Академия НУС

Взгляд со стороны. Логистика и цифровизация

Оглавление

Что происходило с логистикой в течение последних лет?

Развитие цифровой экономики сейчас - одно из приоритетных направлений работы в России. Рынок диктует свои правила: повышение спроса и увеличение товарооборота требует оптимизации логистических процессов и в итоге ведет к более широкому развитию экспорта, росту доходов производителей и укреплению экономики в целом. Цифровизация логистики и экономики играет здесь ключевую роль, новые технологии повышают эффективность процессов, поставки становятся более точными и оперативными, компании, внедряющие эти технологии, выигрывают в конкурентной борьбе у остальных. Поэтому крупные игроки на логистическом рынке вкладываются в цифровизацию своих компаний, что в итоге приносит выгоду всем участникам рынка. Мы видим, как логистические компании очень серьезно перестраиваются, вводят свои IT-системы, внедряют многоканальные поставки, привлекая крупных инвесторов в этот перспективный рынок. Изменения затрагивают и работу с клиентами - вводятся онлайн сервисы, и автоматизацию работы автопарков и складов.

Часто можно услышать, что мы живем в эпоху «Индустрии 4.0». Под этим весьма популярным термином понимается процесс и результат четвертой промышленной революции. Это подразумевает абсолютно новый уровень автоматизации, мониторинга и анализа цепочек поставок, а также повсеместное внедрение искусственного интеллекта (куда же без него). В нашу жизнь входит интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, роботизация, большие данные. “Умными” становятся абсолютно все звенья цепочек поставок - от производства до складов и логистики. «Индустрия 4.0» позволяет нам работать бок о бок с машинами, применяя новые высокопроизводительные подходы” (Daniel Burrus).

Несмотря на, казалось бы, повсеместную цифровизацию логистики, наша страна все еще сильно отстает в этой отрасли от многих других развитых стран, продвижению вперед препятствует множество факторов, таких, как недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, плохое качество автомобильных дорог, невозможность в настоящее время сократить время перемещения грузов по железным дорогам, довольно слабое развитие воздушных грузоперевозок. Не хотелось бы делать упор только на недостатки, ведь у России есть несомненные преимущества перед другими странами в области, например, организации железнодорожных перевозок; отточенного механизма движения междугородного транспорта; ледокольный флот, где Российская Федерация занимает лидирующие позиции. Тем не менее, очень многое еще предстоит сделать, в том числе и в области разработки и внедрения новых информационных технологий.

Логистические компании во всем мире переживают непростые времена. Выживая в кризисы, они консолидируются, сливаются и укрупняются, получая конкурентные преимущества за счет расширения географии предоставления своих услуг, получения доступа к информационным сервисам друг друга, оптимизации использования транспортных средств. Переход к Индустрии 4.0 также требует цифровизации всех процессов.

Цифровая экономика коренным образом отличается от современной тем, что она основана на точном прогнозе, сгенерированном искусственным интеллектом. Большие массивы данных обрабатываются с помощью математических моделей и выдается точный прогноз по спросу, предложению, степени риска и т.п. Таким образом существенно снижаются расходы на производство и логистику.

Добавьте описание
Добавьте описание

При цифровизации индустрии контейнерных перевозок мы сталкиваемся с существенным разрывом между возможностями морских, дорожных и железнодорожных перевозок. Железнодорожный транспорт привязан к конкретной колее, в то время как морской и автодорожный транспорт зачастую и дешевле, и не имеет этой привязки к колее. В масштабах Российской Федерации железнодорожные перевозки очень важны, так как доставка грузов по такой огромной территории посредством ж/д транспорта зачастую самая удобная. Но отсутствие скоростных железнодорожных магистралей создает проблему скорости доставки. Для того, чтобы железные дороги развивались в условиях жесткой конкуренции необходимо развивать транзитные международные грузоперевозки через территорию России. Российские железные дороги имеют существенные преимущества перед железными дорогами соседних стран. Во-первых, количество пар поездов, курсирующих на Транссибирской магистрали может достигать 80; во-вторых, четкое и точное расписание грузоперевозок, что позволяет владельцам грузов рассчитать точное время доставки; в-третьих, грузоподъемность российских поездов в 2 раза выше, чем, например, европейских. К тому же транзитные грузоперевозки по России из Европы в Азию занимают меньше времени, чем другим путем, через несколько других стран, ввиду отсутствия границ на большой российской территории и, соответственно, отсутствия лишних формальностей, связанных с оформлением груза. Таким образом, транзитные контейнерные перевозки через территорию нашей страны удобны и конкурентноспособны. Необходимо разрабатывать и внедрять современные информационные технологии для большей оптимизации, прозрачности и безопасности логистических цепочек и обеспечить техническую часть - специализированный контейнерный парк. Эти меры позволят развить не только логистическую отрасль, но, в конечном итоге, увеличить экспорт несырьевых товаров, что также положительно повлияет на экономику страны в целом.

Итак, основные направления в области контейнерных перевозок, которые требуют модернизации с помощью цифровых технологий:

— Сбор данных о местоположении груза
— Загрузка - разгрузка транспорта
— Упорядочение документооборота
— Развитие мультимодальных перевозок
— Создание единой платформы для выбора заказчиком наилучших условий перевозок

Компании должны проводить внутреннюю реорганизацию для максимальной цифровизации своей деятельности. Очевидно, что это доступно только крупным игрокам рынка ввиду дороговизны процесса, но инвестиции в разработку собственных ИТ-систем и поэтапный переход к новейшим технологиям выведут компанию в лидеры отрасли.

Уже сейчас мы видим существенные изменения и нововведения в автоматизации складской деятельности, роботизации, в области интернета вещей.

Вероятно, рынок контейнерных перевозок будет видоизменяться, так как логистические компании будут консолидироваться ввиду необходимости больших инвестиций в цифровизацию. На уровне государства необходимо создание единой системы отслеживания грузов, что значительно продвинет вперед транспортную отрасль и все связанные с ней отрасли народного хозяйства. Так цифровизация транспортных перевозок становится локомотивом для цифровизации экономики. По крайней мере так было до этого года…

А что остается делать сейчас?

Сейчас логистика переживает не самые лучшие времена, все пока пытаются привыкнуть к новым реалиям бизнеса. На рынке очень большая турбулентность. Основная проблема, разумеется, в том, что ушли основные зарубежные перевозчики. В то же время остались крупные экспедиторы, многим из которых пришлось выполнять роль линейных перевозчиков, и сейчас приходится заново «отстраивать» оптимизацию бизнес-процессов. Объективно «хорошего» сервиса сейчас нет, а процесс цифровизации, соответственно остановлен. Много ошибок уровня первого класса ввиду «оттока» сотрудников из страны в силу разных обстоятельств. Чтобы дойти до уровня февраля 2022 потребуется время, может даже два года, и, когда IT в логистике снова наберет обороты, то это развитие уже будет просто не остановить, прогноз в исключительно положительной динамике 2024 год.

Действия, которые помогут пройти это «испытание» безболезненно:

1) Всеми силами привлекать мощный IT сектор (кадры);
2) Выделять средства на разработки «своей» цифровой экосистемы и строить свои «вселенные»;
3) Выделить время на качественный тестинг и провести его полнофункциональным составом;
4) Привлечь иностранных крупных инвесторов с большим именем (допустим из Индии и Китая);
5) Развить и выстроить свою линейную компанию (перевозчика) либо войти в альянс с «дружественными» странами.

Не секрет, что цифровые технологии и их грамотное использование – уже не столько залог, сколько необходимое условия для успеха практически в любом бизнесе. Современные технологии открывают доступ к удивительным возможностям, сводя к минимуму ошибки, упрощая привлечение клиентов и сокращая издержки вплоть до 50% от их изначального показателя. Более подробно о том, как технологии трансформировали сферы логистики, маркетинга и бизнеса мы рассказываем в рамках проекта (non)human в нашем цикле практических лекций под названием "Бизнес в эпоху умных технологий". Более подробно с этим курсом можно ознакомиться на нашем сайте: https://nonhuman.ru/courses/busines-in-the-era-of-smart-technologies