Сейчас зима, а значит, самое время подвести итоги прошедшего сезона поездок на природу и поделиться полученным опытом. Будем рассуждать на тему целесообразности покупки внедорожников и кроссоверов, и посмотрим, так ли всё плохо с ездой вне дорог на легковушках? В качестве примера будем использовать опыт езды на самом обычном седане Лада Веста со штатной подвеской и колёсами 185/65 R15.
❓ Зачем всё это нужно
Самый главный вопрос — а зачем вообще лесть на бездорожье на пузотёрке? Ответ вполне логичен, потому что другой машины нет, а хочется на природу и в красивые места. Сейчас такое время, что даже сильно подержанный кроссовер или внедорожник стоит очень дорого. Придётся ездить на том, что есть, адаптироваться и ждать лучших времён. Лада Веста совсем не джип, но при должной сноровке и подготовке на ней вполне можно заехать довольно далеко и выехать обратно, что важнее. Главное не забывать, что на бездорожье нужно включать не полный привод, а голову.
Травить ли колёса?
Каждый водитель знает о том, что если стравить давление на колёсах, то автомобиль будет ехать лучше, так как увеличится площадь сцепления с дорогой. В реальности всё несколько сложнее. Штатное давление в шинах у нашей Весты 2,6 атм. Травимся до давления в 1 атм. и при езде по мокрой траве или песку машина однозначно уверенней едет. А вот при езде по скользкой глине и грязным лужам слишком низкое давление в шинах только вредит переднеприводной машине.
У слишком низкого давления в 1 атм. есть и другая проблема. На стандартной Весте по паспорту дорожный просвет 178 мм — и это без водителя, пассажиров и груза в багажнике. Как показывает практика, стравливание передних колёс до 1 атм. приводит к понижению кузова на 20-25 мм. Добавляем к этому седоков и груз, получаем в лучшем случае 140-145 мм дорожного просвета. Это означает, что, стравив колёса слишком сильно есть риск основательно посадить машину днищем на колею.
Поэтому, не советуют травить колёса ниже 1,6-1,8 атм., даже это снижает клиренс на ~5 мм. Лучше всего машина едет при давлении в 1,8 атм.
Менять ли резину?
Регулярно ездящие на рыбалку или просто на отдых в лес нет-нет да и подумывают о грязевой резине на переднеприводную машину. Но в нужном нам размере нет ни АТ, ни МТ шин. Но есть выход. Можно для подобных покатушек купить б/у зимнюю резину желательно без шипов или самому повыдёргивать шипы. Можно и новую купить, например, Cordiant Snow Cross за 6000 рублей 2 шт.
Ездить летом по бездорожью на зимней резине очень даже неплохой вариант, её грубый протектор вполне сойдёт за АТ-резину — лучше очищается от грязи и лучше гребёт. Вам понадобится только 2 колеса, так как ведущих всего два, задние просто катятся. При желании колёса можно возить в багажнике (на крыше) и переобуваться перед съездом на бездорожье, это занимает примерно 10-15 минут.
Стоит ли покупать браслеты/цепи на колёса?
Браслеты противоскольжения на колеса ещё одно средство, призванное повысить проходимость машины на плохих дорогах. Самый дешёвый комплект из 6 браслетов, по три на колесо, потянет на 4 000 рублей. Реально работает, но есть нюансы. Цепи очень сильно разрывают грунт, особенно если он мокрый. Заканчивается это тем, что колёса выкапывают глубокую яму, и машина садится на защиту картера. Поэтому, цепи лучше всего работают зимой, а не летом.
Для слякоти лучше подходят менее агрессивные браслеты на колёса. Например, можно наматывать, верёвки или буксировочный трос. Очень хорошо работает металлический тросик диаметром около 3 мм, на одно колесо потребуется 4-5 метров такого троса, а ещё пара зажимов — всё это потянет на 100-150 рублей. Тросик намного лучше цепей показывает себя на мокрой траве и в скользких подъёмах. Помните, что нельзя одновременно стравливать давление и надевать цепи — это повредит шины или приведёт к разбортировке.
Ставить ли самоблоки?
Стоит начать регулярно месить грязь, как неминуемо возникает вопрос — не поставить ли самоблок, например, винтового типа от AVT за 10 500 рублей. Идея интересная и эффект от этого тюнинга реально есть. С этой штукой автомобиль гораздо увереннее прет вперёд.
Однако вундервафля не всесильная и не превратит моно привод в полный привод. Все препятствия по-прежнему придётся брать ходом, самоблок приучит вас не бояться утапливать в пол педаль газа, даже если впереди кочки, ямы и лужи. Также нельзя не сказать про то, что подобные изменения в КПП (и без того не самой крепкой) снижают общую надёжность машины. Но, если есть возможность — однозначно стоит поставить.
Нужна ли лебёдка?
Описанные выше приёмы повышения проходимости не дают 100% гарантии от застреваний, более того, они приведут к тому, что вам придётся довольно далеко бежать за трактором. Чтобы никуда не бегать, а спасть себя самому, желательно обзавестись лебёдкой.
Для легковушки не нужны здоровенные и дорогие лебёдки, достаточно небольших ручных вариантов. Например, рычажная лебёдка за 1300 рублей на 1,5—2 тонны. К ней нужно прикупить несколько тросов попрочнее. Лёгкая, компактная, дешёвая и эффективная. Да, придётся поработать руками, но вы гарантировано вытащите машину из любой лужи.
Есть несколько правил использования лебёдки: перед машиной недолжно быть препятствий (земли, брёвен и т.д.); используйте защитные перчатки, металлические занозы от троса это больно; всегда используйте тросогаситель или какие-то тряпки.