Найти тему

Путешествие-2018 через Белоруссию в Польшу. Часть 18

ПОЛЬША. АВГУСТОВ

Тут самое время снова упомянуть первоклассную идеальность большинства дорожных полотен, которые мы по пути на Августов миновали. Что с восторгом и делаю. Ох, и вдохновляют убегающие в даль и вдаль проезжие «аллеи», по бокам которых рядами тянутся мощные и по-летнему озарённые солнечным светом деревья (дубы?), за которыми проглядывают поля и пашни. Словно и нет осени. Как будто, и правда, самый разгар июля.

От Белостока извилистый «вектор» пути у нас был один, но три дороги: Августовска (Augustowska), Белостоцка (Bialostocka) и Войска Польского (Wojska Polskiego). Ну, надо же! Привычное, а потому приятное для моего не молодого уже уха «войско» тут до сих пор не переименовали. По слухам, не любят это «войско» нынешние поляки, во всяком случае их сегодняшняя элита — советские времена оно им, видите ли, напоминает. И одновременно к нему тянутся. Один из «трёх законов диалектики»: единство и борьба противоположностей. Прямо по Гегелю-Марксу-Ленину. Ну, пусть по Пилсудскому, мне без разницы, ведь не по Сталину же!

***

Маленький провинциальный Августов (по-польски — Augustow) был первым «miasto’м» нашей «стационарной» (с ночёвкой) стоянки теперь уже стопудово «польского автопробега», которым мы ударили и по хорошим дорогам, и по бездорожью. Произнося название города, мы с супругой обычно ставили ударение на первом слоге, хотя сами поляки — на втором, не на последнем.

В Августов давно хотела попасть любимая жена: на то у неё были веские, глубоко личные, семейные причины. Соответственно, и маршрут она так выстраивала, меня об этом не уведомляя (про заезд в сей град я узнал уже в дороге — да и то, когда сам поинтересовался: куда, дескать путь держим).

…Когда в сентябре 1939 года после вступления Красной армии в Польшу Августов вместе с Белостоком был включён в состав СССР, сюда на службу в какую-то из воинских частей был направлен Иван, один из пятёрки родных дядьёв супруги. По официальной версии, в самом начале Великой Отечественной войны он, попав в окружение, где-то в этих же местах и сгинул: пропал без вести. Понятно, что погиб, но «пропавшим без вести» числится до сих пор. Так уж работают наши «уполномоченные службы».

Вот поэтому мы сейчас тут. Почтить память воина. И всех павших, кто выполнил свой боевой долг честно.

Августов — городок, можно сказать, крохотный. Отель, вернее, семейную гостиничку «Szufiada» (на гугл-карте место обозначено как «Szufiada Bistro») находим практически сразу. Коли не ошибаюсь, стоило только с улицы Войска Польского свернуть на ксёндза Скорупски (księdza Skorupki) — и мы сразу на месте. Улочка очень узкая, тем не менее здесь есть частная парковка. Прямо рядом со входом в здание. Тут и тормозим.

На баре кое-как объясняемся (если можно так сказать, «по-русско-польски»), берём выданные от номера ключи и поднимаемся на второй (для нас, россиян, ибо вообще-то он первый) этаж, чтобы забросить переносную дорожную сумку. Всё очень доброжелательно. Почему-то подумалось, что русские туристы конкретно в этом месте — в диковинку.

***

Номер вполне приличный и приятный. И вид из окна чудесный! Эх, вдохнуть поглубже свободы (тут улыбаемся)! Слева — католическая базилика Сердца Христа (Minor Basilica of the Sacred Heart of Jesus), подножие которой укрыто зеленью деревьев (видна только верхняя часть — две башенки-шпиля с крестами). Прямо перед нами на другой стороне Скорупски — одно- или двухэтажные домики. Справа, словно островок, выглядывает квадрат рыночной площади имени короля Зигмунда Августа (rynek Zygmunta Augusta) — там опять же всё в зелени, скрывающей «внутренности» равнобедренного прямоугольника («весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров невезения в океане есть»). Вообще не только площадь, но и сам городок назван в честь Зигмунда II Августа, в период правления которого он и был в XVI веке основан. Как гласят источники, сей правитель знаменит ещё тем, что «был последним представителем династии Ягеллонов на троне Великого княжества Литовского и Королевства Польского и последним монархом-Гедиминовичем в истории» [1]. Пусть кровь королей одних династий и растворялась в крови династий других, зато рождались-возникали новые города и веси!

Официальный сайт Августова предлагает две легенды его появления.

После того, как заселявшие эти места ятвяги были разгромлены германцами-тевтонцами, территория долгое время оставалась слабо заселённой. До того момента, как тут ни появился наш герой — Сигизмунд II Август.

Версия первая — охотясь на дикую живность, он заблудился в лесу, и его пригрел некий местный обитатель, после чего, понятно, сам бог велел спасённому это место «пометить» и основать тут город.

Версия вторая — король бегал в здешние леса на свиданку со своей полюбовницей княгиней Барбарой из рода Радзивиллов (которая потом стала королевой). Полюбив вкупе с Барбарой заодно и тутэйшие красоты, Сигизмунд Август, разумеется, порешил: «Здесь будет город заложён!». Дескать, зря, что ли, он сюда наведывался? Так сказать, ностальжи, а не назло надменному соседу!

***

Обозрев из распахнутого окна окрестности, спускаемся обратно на первый (вообще-то, опять напоминаю о русско-польских расхождениях, нулевой) этаж поужинать. В небольшом «зале», как помнится, — бар и всего четыре столика. Ну, в крайнем случае пять. Камерно и уютно. Есть ещё спуск вниз, в миниподвальчик — там тоже «поверхности для приёма пищи» оборудованы. Но мы, мельком заглянув туда, совместно с женой решили, что наверху у окна с видом на парковку нам будет приятней и комфортней.

Да-да, мы расположились у застеклённой рамы.

Кажется, поначалу зальчик был совсем пуст. Потом нарисовалась-объявилась ещё пара пар, подтянулся потихоньку польский народец: оказывается, некоторые местные жители ходят сюда просто поужинать. Тихие, камерные. Даже разговаривают меж собой словно полушёпотом. Ни мы им не мешаем, ни они нам.

Есть меню на русском (значит, мы и нам подобные тут таки не совсем в диковинку).

Заказали еду и, пока её ожидаем, углубляемся оба в свой любимый и «заразный» инет — в «Szufiada» ещё у порога можно словить вайфай. Скидываю в фейсбук всё, что успел наснимать уже в Польше:

— Вот мы в Августове. Тут на ночь и тормознули.

Ольга Плотникова заинтригована, хотя, казалось бы, какая ей разница — никогда оную даму живьём не видел, «дружу» с ней лишь в фейсбуке:

— Знакомые дорожки. Куда в Польше путь держите?

— Проехаться хотим везде, где только получится. По стране вкруговую. Завтра из Августова думаем двинуть в Гданьск. Обязательно — Варшава и Краков. А далее — как бог на душу положит. А он полагает не только по Польше, но ещё и в Венгрию.

Невзначай вышло, что в двух местах не нарочно, но соврал. Пока скажу об одном — в Гданьск мы поедем не «завтра». Поздно вечером в этот же день обсудили, и супруга планы поменяла, решила — двигаем в Мальборк транзитом через Ольштын! [1]

Ольга Плотникова, среагировав, видимо, на знакомый «маркер», наставляет-информирует нас, что «Краков — самый туристический» (как будто мы этого не знаем), желает лёгкой дороги и вкусных рулек (пожелание приятно хоть кошке, хоть коту, хоть нам с благоверной). И будто сочувствует нам с супругой:

— Жаль, грибы нельзя через границу везти — у поляков нынче сезон белых.

А мы и не собирались по польские грибы, у нас на даче каждый год оных — огромные урожаи. Соберёшь, бывало, ведро-другое, а супруга отказывается их обрабатывать. В общем, вывозить лесной натурпродукт из-за границы намерений нет, поэтому нам совсем не жаль. Да и в конце-то концов мы просто любители, а не контрабандисты!

***

Принесли наш заказ. Первый раз не только в Польше, а в своей жизни попробовал журек в хлебе. Вкуснотища необыкновенная. Вкуснятина! Вкуснотень! «Во рту тает! Вкус – списфиски» (по Райкину-старшему).

Раз гостиница семейная, то можно сказать, что и ужин домашнего приготовления. Не только по названию, но и по сути. Позже, в пафосном туристическом центре одного из больших городов, я ещё раз закажу журек, но принесут его в тарелке, и окажется он совсем никаким. Жуть каким безвкусным, хоть с голодухи я и его там весь поглощу/уплету за обе щёки.

Как некогда желал-предлагал сходить в Смоленске в сад Блонье и в «отличный ресторан “Русский двор”» — так и тут за Олегом Александровым в комментариях не заржавело:

В Августове часто бываем. Там на набережной Августовского канала есть наше любимое место — ресторанчик «Pod Jablonkami», отведайте зупек в хлебе.

Хлеб знаем, зупек нет… И что такое «зупек»? Может, «зрелища» (известное древнеримское: «хлеба и зрелищ!»)? А может, Олег оговорился-«очепятался»? Надо потом при случае «порыться в словарях». Возможно, имелась в виду «зупка», суп такой? Слово узнали, им прониклись, но саму «суть» не отведали.

Ирина Алёхина вторит Олегу (знать, пищевая тема и её «цепляет», и ей приятна, как доброе слово — сами знаете кому, не буду повторяться, хотя повторенье — мать ученья):

— И качку обязательно. Славно они их готовят.

И эта снедь мимо нас проскочила-промелькнула. Во всяком случае мимо автора этих строк. Хорошо, что не лапша — на ушах не повисла.

Ира Мальгинато ли меня, то ли мою супругу подкалывает:

— А за рулём-то кто?

— Я без прав, — типа так «тонко намекаю». — Об остальном догадаешься сама, без подсказок.

— Да ты что?!! Бог мой!!! — делает вид, что впервые об этом узнала. И, словно ёжик из советского мультика, «растворяется в тумане». То бишь умолкает.

Вклинивается крёстный дочери, Серёга Мулин:

— А где же Ленин? Ленин в Польше…

— Ленина мы пока только в Бресте видели…

— В 1918 году?

Тут я откровенно торможу, не понимая цепочки утончённо-изысканных мулинских ассоциаций. Отвечаю тупо, словно топором дровосека порубаю в лесу мировое зло:

— На сотню лет позже…

На дворе — 2018-й! Причём, вторая его половина. Протираю глаза, выглядываю в окно — хоть убей, не сон. Всё равно XXI век «и никаких гвоздей»! «Вот лозунг мой и солнца»!

А ведь Мулин-то и имел в виду всего лишь знаменитый некогда польско-советский фильм «Ленин в Польше», снятый в 1965 году на «Мосфильме» режиссёром Юткевичем (который на Каннском кинофестивале получил приз «За лучшую режиссуру»). Такая вот в его извилины «ассоциация» торкнула. Но во мне не отозвалось…

__________________________

[1] Белорусский Ванька, конечно, с пеной у рта будет утверждать, что и этот последний Гедиминович был литвином-белорусом (тут должен быть смайлик с белым кроликом)

Продолжение следует.
НАЧАЛО ТУТ
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7
ЧАСТЬ 8
ЧАСТЬ 9
ЧАСТЬ 10
ЧАСТЬ 11
ЧАСТЬ 12
ЧАСТЬ 13
ЧАСТЬ 14
ЧАСТЬ 15
ЧАСТЬ 16
ЧАСТЬ 17