Пожалуй, многие из нас живут не там, где должны. То есть зарегистрированы (по старому - «прописаны») по одному адресу, но проживают совсем в другом месте. И вроде бы нет в этом ничего особенного (помимо формального нарушения «паспортных правил»), однако иногда эта ситуация может «аукнуться» и более серьёзными неприятностями, о которых на днях начали твердить многие СМИ. При этом не только заголовки материалов, но и их содержание пестрели фразами типа «теперь автовладельцы обязаны сообщать в ГАИ о смене места жительства». Разумеется, никакого «теперь» нет, и все это «новое» - действительно хорошо забытое старое. Вот его и вспомним.
Как известно, при регистрации автомобиля в ГАИ владельцу выдаётся соответствующий документ (свидетельство о регистрации транспортного средства, СТС), в котором указываются сведения об автомобиле и его собственнике. Есть там, соответственно, и адрес регистрации автовладельца. И всегда (подчёркиваю - ВСЕГДА) у него существовала обязанность обратиться в ГАИ и сообщить об изменении своих данных - например, при смене фамилии или имени, а также - адреса регистрации. И давалось на это ранее только пять дней.
С 2019 года регистрация автомобилей регулируется аж целым федеральным законом от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ, прямо относящим к регистрационным данным сведения о владельце, в том числе фамилию, имя и отчество, а также место его жительства. И при изменении этих сведений закон прямо обязывает в десятидневный срок обращаться в ГАИ с соответствующим заявлением. А вот о последствиях неисполнения данной обязанности надо сказать отдельно.
Неприятностей тут возможно несколько. Первая - штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ за нарушение правил регистрации транспортных средств. Правда, вероятность схлопотать его довольно низкая, да и срок давности (два месяца), как правило, истекает к моменту выявления. А вот вторая неприятность и стала, пожалуй, информационным поводом для обсуждения этой темы, и вот почему.
В июне этого года Второй кассационный суд рассмотрел жалобу автомобилиста, привлеченного за неуплату штрафа в срок. Сначала заявителю был назначен штраф за неоплату парковки (который он также не уплатил). Соответственно, автомобилисту назначили новый штраф - в удвоенном размере (как то и предусматривает со. 20.25 КоАП РФ). Тот пытался оспаривать и приводил в свою пользу довод о том, что он уже более пяти лет не проживает по адресу, куда приходили все уведомления о штрафах (указанному в базе ГАИ), поскольку сменил место жительства и перерегистрировался («сменил прописку»), однако в ГАИ об этом не сообщил
Однако суды с ним не согласились и указали, что подача соответствующего заявления в ГАИ - прямая обязанность собственника при изменении каких-либо данных о нем. Если же этого не было сделано - постановления о штрафе совершенно законно направляются по прежнему адресу, указанному в базе ГАИ (откуда их и берут все органы, назначающие штрафы - как сама Госавтоинспекция, так и её «смежники» вроде АМПП, МАДИ и пр.), и через десять дней после возвращения писем обратно постановление считается вступившим в силу, наступает обязанность оплаты штрафа. Далее - как говорится, дело техники: штраф не уплачен - составляется протокол и судом назначается новый, в удвоенном размере. А также возможен административный арест до 15 суток (что тоже иногда случается) либо обязательные работы (общественно полезный труд, так сказать).
Конечно, довольно странно, что в наше столь продвинутое информационно-технологическое время, когда вся информация о нас есть у многих государственных органах в их серверах, почему-то нельзя наладить своевременный обмен между ними корректной и актуальной информацией (тем более что регистрацией граждан по месту жительства занимается МВД в лице управлений по вопросам миграции, а регистрацией автомобилей - то же МВД в лице ГАИ, то есть два подразделения одного ведомства). К слову, из той же серии и проблемы с транспортным налогом, когда ГАИ сообщает налоговикам неверные данные не только о давно снятых и перерегистрированных автомобилях, но и порой при каждом новом обмене информации вдруг всплывают автомобили, которых нет и никогда не было у того или иного автовладельца…
В общем, пока мы видим, что информационные технологии «немного» хромают на все свои ноги, а потому вынуждены самостоятельно доносить до государства информацию о себе, которую оно и так прекрасно знает, но в нужные моменты ловко «забывает» (вспоминая именно тогда, когда необходимо назначить штраф)…