Наливать в стране стали чаще – это признают и независимые, и государственные эксперты. «Понятно, что стрессы. Плюс прибавилось и самих потребителей – всё-таки в Россию приехало несколько миллионов человек. При этом роста алкоголизации не наблюдается, – говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Пил мужик 100 г водки, стал пить 105. Что от этого изменится? Культура потребления алкоголя всё же изменилась с советских времён и продолжает оставаться на приемлемом уровне, особенно в городах. Суррогатов тоже больше не стало».
При этом, по подсчётам Росалкогольрегулирования, потребление водки выросло всего на 6%. Причём водка росла без пива. Тут потребление даже снизилось на четыре с небольшим процента. Самый же существенный подъём продемонстрировали ликёрные вина (рост в 2,5 раза) и слабоалкогольные напитки (на 53%).
Но, справедливости ради, водка и пиво остаются самым продаваемым алкоголем в России. Водочные продажи за 10 месяцев года – 68,8 млн декалитров (1 декалитр – это 1 ящик из 20 бутылок по 0,5 л), пивные – 557,4 млн.
ЕСТЬ ЛИ ДЕФИЦИТ ИМПОРТНОГО АЛКОГОЛЯ?
Когда был запущен маховик санкций и западные поставщики алкоголя один за другим начали отваливаться от России, торговые сети бросились успокаивать любителей импортного спиртного – запасы есть, и новые поставки будут. А вот к концу года в ряде сетей заговорили иначе: запасы «элитных градусов» тают, дефицит заграничного алкоголя всё ближе. Но, похоже, таким образом они лишь разгоняют ажиотаж и рассчитывают на увеличение выручки.
«Чепуха это, конечно, никакого сокращения импортного алкоголя нет, – утверждает управляющий партнёр сети винотек Максим Лесниченко. – Есть отдельные производители известных марок, которые запретили поставки своих напитков в нашу страну. Но это несильно влияет на картину. Многие зарубежные бренды можно заменить. И это касается только крепких напитков, с иностранным вином проблем нет и не было».