Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Черный дом" Стивена Кинга и Питера Страуба- книга, достойная занять место среди лучших книг "маэстро" ужасов.

Оглавление

Всем привет! Сегодня на обсуждение выношу обещанный роман "Черный дом", входящий в список бестселлеров по версии авторитетного Publishers Weekly и являющийся номинантом престижной премии Брэма Стокера, присуждаемой литературе в жанре "хоррор". Как тебе такой выбор книги для чтения в пору новогодних и рождественских чудес, Илан Маск? То - то же, мы, русские люди, простых решений не ищем, поэтому нас и не победить!!! Впрочем, я ушёл от темы. Роман "Чёрный дом" был написан Стивеном Кингом в знаменательном лично для меня 2001 году (именно тогда началась моя трудовая карьера) в соавторстве с коллегой по цеху, Питером Страубом, и является прямым продолжением их же совместного романа, "Талисман", написанного в ещё более далёком 1984-ом... И если о взаимоотношениях с Кингом я уже много говорил, и неоднократно упоминал о несколько изменившемся отношении к нему, как к автору, в свете его высказываний о российской спецоперации на Украине (повторяться не буду, интересно- почитайте здесь: https://dzen.ru/media/id/5ea006646766da1f3c9c28d6/kniga--6-budet-krov-stivena-kinga-chetyre-novelly-ot-mastera-6254e67f5ea9b46ac321dc62, то второй автор стал для меня, к собственному стыду, открытием, поделом, что он считается докой в жанрах ужасы, триллер и мистика, и сам "великий и ужасный" его соавтор даже назвал одну из его книг, «История с привидениями», одним из лучших хоррор-романов XX века. Так что пришло время провести небольшой "ликбез" в этой части литературных знаний.

"Великий и ужасный" маэстро ужасов Стивен Кинг.
"Великий и ужасный" маэстро ужасов Стивен Кинг.
Автор, ставший для меня открытием (открыл я его, к сожалению, посмертно- семидесятидевятилетнего Питера Страуба не стало совсем недавно, 4 сентября этого года)
Автор, ставший для меня открытием (открыл я его, к сожалению, посмертно- семидесятидевятилетнего Питера Страуба не стало совсем недавно, 4 сентября этого года)
Дженя в режиме "полный chill и расслабон", даже несмотря на то, что представляет сегодня очень страшную книгу.
Дженя в режиме "полный chill и расслабон", даже несмотря на то, что представляет сегодня очень страшную книгу.

События романа встречают нас в захолустном городке Френч-Лэндинг, округ Каули, штат Висконсин. Крошечный городок потрясает серия бесчеловечных убийств несовершеннолетних детей. А поскольку местной полиции ещё не приходилось сталкиваться с такой жутью, её начальник вынужден обратиться за помощью к Джеку Сойеру, приезжему детективу в отставке, зарекомендовавшему себя раскрытием самых сложных и запутанных преступлений. Кто же их совершает- имитатор, подражающий убийце - каннибалу, бесчинствовавшему в Чикаго семьдесят пять лет назад, уже окрещённый репортёрами Рыбаком? Или в городе появилась какая -то таинственная воронка между Добром и Злом, сводящим его жителей с ума и толкающее их на подобные злодейства? Или и то, и другое? Детективу Сойеру предстоит перебороть самого себя и воскресить прошлое, которое он изо всех сил старается забыть - ведь в детстве ему уже приходилось пересекать тонкую границу между Добром и Злом...

Пожалуй, это была первая книга Кинга, завязка которой если и не была скучной, то показалась несколько затянутой - прорисовка группового портрета очередного провинциального городка "кинговской" вселенной, где за вроде бы приличными фасадами домов прячутся жуткие человеческие пороки, и каждого из его многочисленных жителей заняла у авторов более ста пятидесяти страниц из причитавшихся пространному роману семиста пятидесяти. Зато, расставив все точки над i и набрав крейсерскую скорость, история уже безо всяких остановок несётся к своему финалу. История жуткая, причём жуткая по- фирменному, по - "кинговски", без дешёвых методов запугивания читателя, а пугающая постепенным нагнетанием липкого страха с помощью таких приёмов, как подробное, многостраничное описание умственного помешательства Джуди Маршалл или старика Чарльза Бернсайда, наглядно подтверждающее, что монстры могут поселиться в каждом из нас; или детальным прописыванием каждой детской жертвы, играющим на потаённых страхах каждого родителя( в кратком фрагменте, когда шеф полиции Дейл Гилбертсон зовёт из тумана пропавшего сынишку, сердце буквально оборвалось); или отдельных жителей городка, в которых нашли пристанище все человеческие пороки, включая жажду наживы любой ценой( будь то охочий до сенсаций журналист Уэнделл Грин, готовый за фотографию растерзанного детского тельца получить от "жёлтого" журнала несколько тысяч долларов, или "Шустрик" Макстон, устраивающий в принадлежащем ему приюте для престарелых благотворительный сбор от родственников стариков с одной единственной целью - обогатиться на несколько сотен долларов, никем и нигде неучтённых, и вообще, " с радостью продававший бы трупы своих пациентов на мыло, если б смог заработать на этом пару баксов " (с), похоть и расовую ненависть ... Одним словом, городок Френч Лэндинг страшен не столько ужасом, сколько "грязными" скелетами, томящимися в пыльных шкафах, но готовыми в любую секунду вырваться наружу. Ничего принципиально нового читавшие "Оно", "Мистер Мерседес" или "Доктор Сон", аналогии с которыми неоднократно возникают в ходе чтения, в "Черном доме" не найдут, но в том то и феномен мастерства Кинга- почему же тогда каждая его книга, даже слегка "deja vu", всё равно заставляет вашу душу то взмывать вверх, то камнем падать вниз, словно на американских горках?

На выходе мы получаем гремучую смесь детектива и мистического триллера с кратким вкраплением фэнтези (книга ведь является связующим звеном между "Талисманом" и циклом всей жизни Кинга" Темная башня", ставшим его своеобразным opus magnum). И если с детективной составляющей книги ближе к середине становится всё понятно, то мистическая выдержана авторами до самого конца. Представьте, что у меня, у меня, без месяца сорокапятилетнего мужика по телу пробегала дрожь в моментах, когда банда байкеров, помогающих Сойеру в расследовании, столкнулась на просёлочной дороге с собакоподобным исчадием Ада, или за спиной слепого Генри, пытающегося докопаться до истины, стоял наблюдающий за ним безумный старик с садовым секатором в руках, и вы поймёте, что аксиома верна- Кинг и Страуб - непререкаемые авторитеты и мастера своего дела в области нагнетания саспенса и нагоняния жути. Однако расценивать их книги исключительно с этой позиции - глупо и неправильно, ведь каждой из книг Кинга ( а похоже, и его соавтора), помимо этого присущ тонкий психологизм и проблематика нравственного выбора (как, например, в случае с "Шустриком" Макстоном- сообщи он в полицию о таинственном письме, полученном им от анонима, многих вещей, а в частности, кровавой резни в приюте для престарелых, удалось бы избежать). Да, в моём обзоре Страубу как автору было уделено слишком мало места (если читали внимательно, я всё характеризовал, как "кинговский" да "по-кинговски"), но, да простит меня мастер Питер, история действительно получилась классической "кинговской", достойной войти в золотой фонд прозы "маэстро ужасов". Может быть, когда-нибудь я и доберусь и до личного романа Страуба, "История с привидениями", чтобы по достоинству оценить его мастерство. Что до Стивена Кинга, если его угрозы о прекращении работы с российскими издательствами в действительности окажутся правдой, и "Билли Саммерс" станет последней во всех смыслах его книгой, изданной в нашей стране, кому от этого хуже? Потеря многомиллионной, годами преданной аудитории для Вас сродни русской присказке, по которой со своими санкциями живёт сегодня весь коллективный Запад - "назло бабушке отморожу уши"... Нам от ваших слов ни тепло, ни холодно- у нас и среди изданных ранее Ваших книг ещё читать непаханое поле.

А что вы думаете о романе "Черный дом"? Что из старых произведений Кинга, наиболее любимых вами, можете порекомендовать к прочтению? Делитесь мнением и рекомендациями в комментариях под этой статьёй, готов к дискуссии! И до скорых книжных встреч на моём канале!