Я, конечно, никогда не думал, что мне присвоят звание Героя Советского Союза. Задания давали, я всегда добросовестно относился к этому делу, старался ответственно выполнить всё, что поручено.
Однажды на вопрос генерала командиру полка «Ну, какой он командир эскадрильи?» тот ответил, что Николай Оловянников - мастер точечных ударов.
В 16 лет, когда большинство мальчишек мечтали летать, я пошел в аэроклуб. Он находился в городе Константиновка, где мы жили. Но затем был перенесен на 20 километров от нас в город Артемовск. Поэтому на занятия я немного опоздал и теорию не проходил, сразу пошел на практику. Сначала нас учили на тренажерах, а потом на учебных самолетах ПО-2. Занятия в аэроклубе закончились весной 1941 года.
На Ил-2 – штурмовике, предназначенном в основном для поддержания наземных войск, я налетал всего 13 часов из положенных по программе 150. Сказали: "Ничего страшного, на фронте доучишься".
Во время Великой Отечественной войны Николай Ефимович Оловянников совершил 212 боевых вылетов на знаменитом штурмовике Ил-2.
Немцы прозвали этот штурмовик черной смертью, а наша пехота называла его летающий танк.
Николай Ефимович участник Курской битвы, военных операций Багратион и Суворов, штурма Кенигсберга, участник Парада Победы на Красной Площади в 1945 году.
Запомнилось мне последняя Берлинская операция. Это вторая половина апреля 1945 г. 16-17 апреля началась операция.
У меня было 199 боевых вылетов. Я находился недалеко от командного пункта, чтобы командир обратил на меня внимание.
Самому напрашиваться нельзя, так как летчики люди суеверные. Прошел, может быть час, подозвал меня командир - далеко не уходи, сейчас будет поставлена задача, ты полетишь. Артиллерия противника вела огонь по нашим войскам, находящимся на плацдарме. Наши наземные войска форсировали реку Одер и заняли плацдарм, а оборона там была немецкая мощнейшая, думали, что не допустят советские войска. Но, всё же, наша пехота 65-й Армии Батова форсировали Одер, и заняли плацдарм. Ну, конечно, немцы всё оружие, огонь - всё на этот плацдарм.
Командир поставил задачу - в течение 20 минут подавлять все эти огневые точки в районе этого плацдарма. И он говорит - время очень большое находится над целью под непрерывным огнём зенитной артиллерии, могут и истребители противника быть, вот выбирай сам лётчиков из полка, ты же знаешь. Я говорю - командир, у меня есть эскадрилья, летчики меня знают, я их знаю хорошо. Ну, ладно. Тогда он позвонил в истребительный полк, а у нас там так было принято - при сопровождении, если хорошая погода, истребители нас сопровождали 1 к 2: если 8 штурмовиков, значит 4 истребителя. Командир полка сказал командиру истребительного полка: у меня Оловянников летит восьмеркой, две четверки, будет находится над целью двадцать минут. Ты подбери там летчиков более надёжных и опытных. Командир истребительного полка ответил - пускай Оловянников не беспокоится за воздух будет один к одному, восемь истребителей наших, и командир поведёт эту восьмёрку сам - не допустит немецких истребителей.
Так, 20 минут мы подавляли немецкий огонь. Потом слышу по радио команду: "соколы, соколы, можете идти домой, благодарю за отличную работу!". Там рядом, по-видимому, была станция наведения с нашей дивизии, подсказали, что Оловянников делает 200-й вылет. Меня поздравил 01 - это Командующий Армией с 200-м вылетом, пожелал успехов, я поблагодарил.
Николай Оловянников получил Ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени - за боевые действия на Орловско-Курской дуге и за освобождение Белоруссии, Орден Красного Знамени заслужил за ведение боевых действий в Пруссии - там была очень тяжелая обстановка ориентировка сложная и погода неважная, шли очень тяжелые бои.
В октябре 1944 г. после 100 боевых вылетов ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А в конце мая, после Победы, командир полка вызывает меня и говорит, что вот мы тут с замполитом посоветовались, была команда - мы хотим направить тебя в Москву для участия в Параде Победы, который состоится 24 июня 1945 г. В нашей дивизии 3 полка, из каждого полка - по два человека. Из шести человек - 5 Героев Советского Союза.
После войны Николай Оловянников продолжал службу в военно-воздушных силах СССР, в 1950 году окончил Высшие летно тактические курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1956 году - Военно воздушную Академию.
С 1962 года гвардии полковник Николай Оловянников ушёл в запас и работал в московском Институте нефтехимической и газовой промышленности, где долгие годы был бессменным Председателем Совета ветеранов.