Столица Австрии с первого взгляда показалась очень похожей на Питер, и это впечатление лишь усилилось за время пребывания.
Широта улиц и площадей, холодная имперская архитектура в сочетании с ледяным воздухом, отрешённые лица прохожих, одетых в тёмные пуховики, - не от депрессии, простая практичность. Венцы обожают свою Вену, и искусно самораспределяются по её пространству: у каждого есть личное, нет соприкосновений и толпы, а столичный европейский город кажется малонаселённым, местами безлюдным.
Передвигаются, не замедляясь и не торопясь, задавая городу размеренный, чёткий ритм. Даже пары часто перемещаются молча, одиноких прохожих едва ли не большинство, и очевидно, что так им комфортно. Когда говорят - не громко и не много - речь звучит мягко и интеллигентно, возникает желание учить немецкий.
Вена - большая по площади, просторная, и осмотреть её очень помогает разветвлённый и удобный общественный транспорт: метро, трамваи, автобусы. Ровный, плоский ландшафт удобен для прогулок, тем не менее вдали видны горы, и горожане, поддерживающие тесную связь с природой, всегда слышат её зов. Взгляд венца, если не обращён в смартфон или в себя, устремлён сквозь каменные джунгли, в Венский Лес, куда он непременно отправится в выходные.
Местные экологичны, нейтрально-ироничны, улыбаются по делу, в меру отзывчивы. Например, когда мы стояли на автобусной остановке, как оказалось, не действующей, к нам подошёл австрийский господин, на немецком и на английском объяснил, что нужно пройти вперёд на следующую остановку, затем молча и серьёзно смотрел на нас, пока мы не сообразили и не двинулись в правильном направлении.
Вена чистая и спокойная, даёт ощущение безопасности, хотя полиция не заметна.
Здания частично обшарпаны, на асфальте могут быть заплатки, но всё работает или ремонтируется, всё прочно и основательно, чистота без вылизанности.
Город для себя, для жизни и жителей, не витрина для туристов, которым понравится при условии любви и почтения к таким внешне строгим и исполненным внутреннего достоинства городам.
В ноябре-декабре Вену оживляют и согревают рождественские ярмарки, где можно найти интересные и изящные вещицы ручной работы.
Чтобы попробовать оригинальный Sachertorte в одноимённом кафе и венский кофе, пришлось отстоять около часа в очереди. Пирожное - ну такое, сладкое, а вот кофе (я выбрала версию Марии-Терезы с ликёром) очень даже.
Удалось услышать «Тоску» в венской Staatsoper, спектакль и здание поистине грандиозные, волшебные.
Среди достопримечательностей Вены до сих пор называют монумент Красной Армии на Шварценбергплац - памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма. Его открыли в августе 1945-го, перед тем, как оставить Австрию союзникам.
Страна с тех пор придерживается нейтралитета, а столица ушедшей в историю империи освободилась от груза былого величия и амбиций.
Климт коммерциализирован и растиражирован как Моцарт, Сисси и… кенгуру - надпись No kangaroos in Austria, похоже, стала девизом сувенирной отрасли.
Многое осталось на потом. Хочется вернуться в Вену, весной или летом, чтобы проверить и умножить впечатления, увидеть голубой Дунай, каким, говорят, он бывает только в самые погожие дни.