Найти тему
Деревенский дед

Какие телевизионные детские программы смотрели наши дети в 1980-1990-ые годы

В начале 1980-ых в советском детском телевидении начался кризис, обусловленный появившимся утверждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а также экономическими проблемами в стране и (как следствие) последовавшим сокращением детских редакций. Тем не менее, детское телевещание в эти годы всё равно составляет почти половину эфирного времени.

Более того, в этот период появляется череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ, собирающих перед телевизором немалую детскую аудиторию. Это было, пожалуй, покруче нынешних любимых телесериалов!

Помните такую заставку? Фото из открытого доступа.
Помните такую заставку? Фото из открытого доступа.

С 1979 по 1990 год выходил телеальманах «Этот фантастический мир», содержавший несколько фантастических сюжетов на одну тему. Ведущим программы был лётчик-космонавт Георгий Гречко, а неизменными участниками - замечательные советские актёры Смоктуновский, Яковлев, Богатырёв, Каюров... В 1987 году ведущий даже был удостоен за эту телепередачу премии Европейского общества научной фантастики.

Незабываемый Иван Варежкин готов рассказать очередную сказку. Фото из открытого доступа.
Незабываемый Иван Варежкин готов рассказать очередную сказку. Фото из открытого доступа.

На Пятом (Ленинградском) канале появилась передача «Сказка за сказкой», выходившая до 1998 года не только в Ленинграде, но и в других городах СССР. В ней показывали уникальные в своём роде телевизионные постановки сказок самых разных народов мира. Сказки в передаче вылетали из волшебного ларца. Детям сразу полюбились главные персонажи - Петрушка (тот неизменно появлялся с песенкой «У нашего Петрушки бубенчик на макушке и сказок миллион»), солдат Иван Варежкин, Домовой и Чёрт.

Эта заставка напоминала сцены из американского кино и обещала что-то совсем непохожее на классические советские программы. Фото из открытого доступа.
Эта заставка напоминала сцены из американского кино и обещала что-то совсем непохожее на классические советские программы. Фото из открытого доступа.

Первой попыткой заговорить с молодёжью на равных можно считать стартовавшую на Первом канале в 1983 году передачу «До 16 и старше…», посвящённую проблемам молодёжи. Её отличало желание разбирать актуальные вопросы именно со стороны молодёжи, а главное - признать существование проблем, о которых предпочитали молчать. Передача была закрыта в 2001 году - якобы в связи с тем, что устарела и стала отставать по рейтинговым показателям от молодёжных программ на других каналах.

Зебра неуправляема (прямо как подросток), а полосы отражают постоянные перемены в жизни... Фото из открытого доступа.
Зебра неуправляема (прямо как подросток), а полосы отражают постоянные перемены в жизни... Фото из открытого доступа.

Ещё одно изобретение Ленинградского телевидения - программа «Зебра», выходившая с 1988 года в течение девяти лет и дважды признававшаяся лучшей в СССР. Она была ориентирована на подростков и состояла из сюжетов, рассказывающих о необычных увлечениях, как преодолеть трудности и жизненные проблемы. Здесь были интервью с кумирами молодёжи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки из художественных фильмов и мультиков. И, как водится, в конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.

Многие сравнивали её с программой для взрослых «Взгляд». Фото из открытого доступа.
Многие сравнивали её с программой для взрослых «Взгляд». Фото из открытого доступа.

Программа «Марафон 15» выходила с 1989 по 1998 год, была рассчитана на пятнадцатилетних подростков и состояла из 15 сюжетов (отсюда и цифра в названии). Она затрагивала многие темы, интересующие молодежь: музыку, спорт, путешествия, космос, кулинарию и другие, но главное - поднимала вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.

Вот такой он был, наш Паутиныч - дружелюбная, но жуткая на вид лесная сущность, раз в неделю вступавшая в контакт  с юными телезрителями через голубые экраны. Фото из открытого доступа.
Вот такой он был, наш Паутиныч - дружелюбная, но жуткая на вид лесная сущность, раз в неделю вступавшая в контакт с юными телезрителями через голубые экраны. Фото из открытого доступа.

Многим запомнилась детская передача петербургского телевидения «Там, где живёт Паутиныч» и её главный кукольный персонаж, который вместе с соведущим дядей Витей рассказывал детям о флоре и фауне, разговаривал с птицами, зверями и даже деревьями. Местами это напоминало психоделику, но забавную и оригинальную. Паутиныч исчез из эфира в 1999 году.

Программа «Детский час» запомнилась нам тематическими уроками иностранного языка. Фото из открытого доступа.
Программа «Детский час» запомнилась нам тематическими уроками иностранного языка. Фото из открытого доступа.

В 1989 году стала выходить развивающая передача «Детский час», с помощью которой дети в развлекательной форме изучали английский, немецкий и французский языки. Детям рассказывали о стране, обычаях местных жителей, учили вместе с героями и ведущими проговаривать слова и фразы, рассматривали рецепты несложных блюд, которые они могли бы приготовить самостоятельно. А также непременно показывали два мультика.

Эта передача была близкой родственницей популярной программы «Спокойной ночи, малыши!», но была рассчитана на детей более старшего возраста. Фото из открытого доступа.
Эта передача была близкой родственницей популярной программы «Спокойной ночи, малыши!», но была рассчитана на детей более старшего возраста. Фото из открытого доступа.

Не менее популярной детской телепередачей являлась вечерняя развлекательно-образовательная программа «Большой фестиваль», выходившая с 1989 по 2001 год на Ленинградском телевидении (до этого она называлась «Мультлото»). Главным её отличием было отсутствие в кадре людей - ведущими были только куклы: серьёзный мальчик Тото, рыжий Веснушка и шалопай Хоха. В каждой передаче обыгрывались различные жизненные ситуации, а потом демонстрировался пятиминутный мультфильм.

За эту телепрограмму отец-основатель Юрий Вяземский получил неформальное звание «Заумник». Фото из открытого доступа.
За эту телепрограмму отец-основатель Юрий Вяземский получил неформальное звание «Заумник». Фото из открытого доступа.

В 1990 году увидела свет так любимая нашими современными подростками познавательная телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники» (поначалу та называлась «Умники и умницы»), ставшая по сути всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиадой для поступления в МГИМО. С 2009 года по настоящее время программа транслируется по субботам в утреннем эфире.

За всё время существования «Утренней звезды» в отборе приняли участие около 80 тысяч детей. Фото из открытого доступа.
За всё время существования «Утренней звезды» в отборе приняли участие около 80 тысяч детей. Фото из открытого доступа.

С 1991 года каждую субботу маленькие звёзды стали раскрывать свои вокальные способности на песенном шоу-конкурсе «Утренняя звезда», явившем стране немало популярных эстрадных звёзд - Пелагею, Юлию Началову, Сергея Лазарева и многих других. Авторы программы с неизменным ведущим Юрием Николаевым давали юным талантам возможность пробиться на большую сцену. И хотя «Утреннюю звезду» часто критиковали (мол, детское творчество, которое показывали в передаче, выглядит очень консервативно), передача долгое время оставалась в числе любимых у подростков и взрослых.

Эта картинка до сих пор собирает огромную зрительскую телеаудиторию. Фото из открытого доступа.
Эта картинка до сих пор собирает огромную зрительскую телеаудиторию. Фото из открытого доступа.

Всеми любимый юмористический журнал «Ералаш» с 1991 года окончательно переходит из кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки. Ежегодно выходит 6 выпусков журнала, позднее их число увеличивается до десяти.

Авторское детище В.Листьева. Фото из открытого доступа.
Авторское детище В.Листьева. Фото из открытого доступа.

В 1992 году по понедельникам на Первом канале в эфир начинает выходить проект Владислава Листьева - интеллектуальная игра для подростков «Звёздный час». Игра состояла из трёх туров и финала, в ней принимали участие шесть команд, состоявших из школьника и одного из его родителей. Длительное время руководителем программы и ведущим был Сергей Супонев. После его трагической гибели на снегокате в 2002 году она была закрыта.

Эта замечательная передача привлекала взрослых даже больше, чем детей, перекочевав в наше столетие. Фото из открытого доступа.
Эта замечательная передача привлекала взрослых даже больше, чем детей, перекочевав в наше столетие. Фото из открытого доступа.

Интеллектуальная телеигра «Устами младенца», в которой две команды соревновались в угадывании детских объяснений и толкований каких-либо слов, вышла в эфир в 1992 году. Сам предмет дети не называли, а с детской непосредственностью пытались о нём рассказать. Какие милые и смешные описательные рассказы получались! Время от времени условия конкурсов немного менялись, но от этого интерес к передаче до сих пор не угас.

«Хищники» и «Травоядные» готовы к сражению! Фото из открытого доступа.
«Хищники» и «Травоядные» готовы к сражению! Фото из открытого доступа.

1993-1994 годы можно считать звёздным часом для выпускника МГУ Сергея Супонева. В телеэфир выходят один за другим сразу несколько его авторских проектов, одним из которых стала развлекательная передача «Зов джунглей». В ней команды школьников начальных классов («Хищники» и «Травоядные») соревновались между собой: дети отвечали на вопросы о животных, а за правильный ответ получали бутафорскую кость или банан, которые складывали в корзины - у кого их набиралось больше, тот и выигрывал.

Передача сразу же завоевала популярность из-за своей новизны, открыв эпоху  компьютерных игр на ТВ. Фото из открытого доступа.
Передача сразу же завоевала популярность из-за своей новизны, открыв эпоху компьютерных игр на ТВ. Фото из открытого доступа.

Ещё один супоневский развлекательный проект о компьютерных играх «Денди – Новая реальность», выходивший с 1994 по 1996 год, рассказывал о новинках для игровых приставок. Отсутствие похожих программ, харизма, юмор и умение ведущего общаться языком детей стали причиной необычайной популярности этой передачи.

Выходившая на канале ОРТ телевикторина «Семь бед - один ответ» была построена на принципах классической викторины - вопросах ведущего и ответах игроков. Каждая игра имела свою тематику (география, музыка, животные, спорт, и так далее) и проходила в три тура. Победители награждались призами - фонариками, видеокассетами, фотоаппаратами, настольными играми, футбольными мячами.

Передачу выгодно отличали оригинальная концепция подачи материала, остроумные комментарии и чувство юмора Бонуса и Гамовера. Фото из открытого доступа.
Передачу выгодно отличали оригинальная концепция подачи материала, остроумные комментарии и чувство юмора Бонуса и Гамовера. Фото из открытого доступа.

«От винта!» - ещё одна программа о компьютерных играх, появившаяся в эфире в 1995 году. Её бессменными авторами и ведущими были Бонус и Гамовер, появлявшиеся на экране в различных образах и комментировавшие игровой процесс. С 2014 года этот проект выходит на кабельных и региональных телеканалах в рамках рубрики в программе «Навигатор игрового мира».

«Улица Сезам» позволяла детям осваивать образовательную программу и правила поведения. Фото из открытого доступа.
«Улица Сезам» позволяла детям осваивать образовательную программу и правила поведения. Фото из открытого доступа.

В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе международная детская телевизионная образовательная программа «Улица Сезам», отечественная версия которой включала в себя как оригинальные сюжеты с куклами и документальные сюжеты на познавательную тематику, так и переведённые сюжеты с персонажами из американской версии. Живая игра актёров в ней сочеталась с комедийными скетчами, анимацией, документальными видеосюжетами и кукольным театром. До 2007 года программа выходила на нескольких телеканалах.

В передаче «Лукоморье» авторы использовали образы героев известных русских сказок. Фото из открытого доступа.
В передаче «Лукоморье» авторы использовали образы героев известных русских сказок. Фото из открытого доступа.

В это же время увидела в свет оригинальная телепостановка для детей среднего возраста «Лукоморье». Программа в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке и литературе. В центре студии была размещена огромная декорация - дуб, вокруг которого располагались герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие. Сказочные сюжеты носили универсальный характер, как и символические образы, через которые они раскрывались.

После того, как с началом 2000-ых руководство телеканалов получило возможность распоряжаться рекламным временем, содержание программ перестало быть единственной ценностью. Меняется и государственная политика в социальной сфере. Как следствие, детское телевидение вступает в эпоху упадка, хотя за два предшествующих десятилетия количество телепрограмм для детей и так сократилось более, чем в восемь раз - в сетке вещания основных шести телеканалов им отводилось чуть более 5% эфирного времени (это включая мультики).

Вот потому-то в начале нового века появляется совсем немного детских телепрограмм, которые не имеют колоссального успеха и не являются «долгожителями» эфира. Ушла эпоха, вместе с которой ушли многие талантливые режиссёры и ведущие этих программ, но доброе, мудрое, вечное, что они посеяли в детских душах, живёт до сих пор...

Или не так?

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!