В начале 1980-ых в советском детском телевидении начался кризис, обусловленный появившимся утверждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а также экономическими проблемами в стране и (как следствие) последовавшим сокращением детских редакций. Тем не менее, детское телевещание в эти годы всё равно составляет почти половину эфирного времени.
Более того, в этот период появляется череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ, собирающих перед телевизором немалую детскую аудиторию. Это было, пожалуй, покруче нынешних любимых телесериалов!
С 1979 по 1990 год выходил телеальманах «Этот фантастический мир», содержавший несколько фантастических сюжетов на одну тему. Ведущим программы был лётчик-космонавт Георгий Гречко, а неизменными участниками - замечательные советские актёры Смоктуновский, Яковлев, Богатырёв, Каюров... В 1987 году ведущий даже был удостоен за эту телепередачу премии Европейского общества научной фантастики.
На Пятом (Ленинградском) канале появилась передача «Сказка за сказкой», выходившая до 1998 года не только в Ленинграде, но и в других городах СССР. В ней показывали уникальные в своём роде телевизионные постановки сказок самых разных народов мира. Сказки в передаче вылетали из волшебного ларца. Детям сразу полюбились главные персонажи - Петрушка (тот неизменно появлялся с песенкой «У нашего Петрушки бубенчик на макушке и сказок миллион»), солдат Иван Варежкин, Домовой и Чёрт.
Первой попыткой заговорить с молодёжью на равных можно считать стартовавшую на Первом канале в 1983 году передачу «До 16 и старше…», посвящённую проблемам молодёжи. Её отличало желание разбирать актуальные вопросы именно со стороны молодёжи, а главное - признать существование проблем, о которых предпочитали молчать. Передача была закрыта в 2001 году - якобы в связи с тем, что устарела и стала отставать по рейтинговым показателям от молодёжных программ на других каналах.
Ещё одно изобретение Ленинградского телевидения - программа «Зебра», выходившая с 1988 года в течение девяти лет и дважды признававшаяся лучшей в СССР. Она была ориентирована на подростков и состояла из сюжетов, рассказывающих о необычных увлечениях, как преодолеть трудности и жизненные проблемы. Здесь были интервью с кумирами молодёжи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки из художественных фильмов и мультиков. И, как водится, в конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.
Программа «Марафон 15» выходила с 1989 по 1998 год, была рассчитана на пятнадцатилетних подростков и состояла из 15 сюжетов (отсюда и цифра в названии). Она затрагивала многие темы, интересующие молодежь: музыку, спорт, путешествия, космос, кулинарию и другие, но главное - поднимала вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.
Многим запомнилась детская передача петербургского телевидения «Там, где живёт Паутиныч» и её главный кукольный персонаж, который вместе с соведущим дядей Витей рассказывал детям о флоре и фауне, разговаривал с птицами, зверями и даже деревьями. Местами это напоминало психоделику, но забавную и оригинальную. Паутиныч исчез из эфира в 1999 году.
В 1989 году стала выходить развивающая передача «Детский час», с помощью которой дети в развлекательной форме изучали английский, немецкий и французский языки. Детям рассказывали о стране, обычаях местных жителей, учили вместе с героями и ведущими проговаривать слова и фразы, рассматривали рецепты несложных блюд, которые они могли бы приготовить самостоятельно. А также непременно показывали два мультика.
Не менее популярной детской телепередачей являлась вечерняя развлекательно-образовательная программа «Большой фестиваль», выходившая с 1989 по 2001 год на Ленинградском телевидении (до этого она называлась «Мультлото»). Главным её отличием было отсутствие в кадре людей - ведущими были только куклы: серьёзный мальчик Тото, рыжий Веснушка и шалопай Хоха. В каждой передаче обыгрывались различные жизненные ситуации, а потом демонстрировался пятиминутный мультфильм.
В 1990 году увидела свет так любимая нашими современными подростками познавательная телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники» (поначалу та называлась «Умники и умницы»), ставшая по сути всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиадой для поступления в МГИМО. С 2009 года по настоящее время программа транслируется по субботам в утреннем эфире.
С 1991 года каждую субботу маленькие звёзды стали раскрывать свои вокальные способности на песенном шоу-конкурсе «Утренняя звезда», явившем стране немало популярных эстрадных звёзд - Пелагею, Юлию Началову, Сергея Лазарева и многих других. Авторы программы с неизменным ведущим Юрием Николаевым давали юным талантам возможность пробиться на большую сцену. И хотя «Утреннюю звезду» часто критиковали (мол, детское творчество, которое показывали в передаче, выглядит очень консервативно), передача долгое время оставалась в числе любимых у подростков и взрослых.
Всеми любимый юмористический журнал «Ералаш» с 1991 года окончательно переходит из кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки. Ежегодно выходит 6 выпусков журнала, позднее их число увеличивается до десяти.
В 1992 году по понедельникам на Первом канале в эфир начинает выходить проект Владислава Листьева - интеллектуальная игра для подростков «Звёздный час». Игра состояла из трёх туров и финала, в ней принимали участие шесть команд, состоявших из школьника и одного из его родителей. Длительное время руководителем программы и ведущим был Сергей Супонев. После его трагической гибели на снегокате в 2002 году она была закрыта.
Интеллектуальная телеигра «Устами младенца», в которой две команды соревновались в угадывании детских объяснений и толкований каких-либо слов, вышла в эфир в 1992 году. Сам предмет дети не называли, а с детской непосредственностью пытались о нём рассказать. Какие милые и смешные описательные рассказы получались! Время от времени условия конкурсов немного менялись, но от этого интерес к передаче до сих пор не угас.
1993-1994 годы можно считать звёздным часом для выпускника МГУ Сергея Супонева. В телеэфир выходят один за другим сразу несколько его авторских проектов, одним из которых стала развлекательная передача «Зов джунглей». В ней команды школьников начальных классов («Хищники» и «Травоядные») соревновались между собой: дети отвечали на вопросы о животных, а за правильный ответ получали бутафорскую кость или банан, которые складывали в корзины - у кого их набиралось больше, тот и выигрывал.
Ещё один супоневский развлекательный проект о компьютерных играх «Денди – Новая реальность», выходивший с 1994 по 1996 год, рассказывал о новинках для игровых приставок. Отсутствие похожих программ, харизма, юмор и умение ведущего общаться языком детей стали причиной необычайной популярности этой передачи.
Выходившая на канале ОРТ телевикторина «Семь бед - один ответ» была построена на принципах классической викторины - вопросах ведущего и ответах игроков. Каждая игра имела свою тематику (география, музыка, животные, спорт, и так далее) и проходила в три тура. Победители награждались призами - фонариками, видеокассетами, фотоаппаратами, настольными играми, футбольными мячами.
«От винта!» - ещё одна программа о компьютерных играх, появившаяся в эфире в 1995 году. Её бессменными авторами и ведущими были Бонус и Гамовер, появлявшиеся на экране в различных образах и комментировавшие игровой процесс. С 2014 года этот проект выходит на кабельных и региональных телеканалах в рамках рубрики в программе «Навигатор игрового мира».
В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе международная детская телевизионная образовательная программа «Улица Сезам», отечественная версия которой включала в себя как оригинальные сюжеты с куклами и документальные сюжеты на познавательную тематику, так и переведённые сюжеты с персонажами из американской версии. Живая игра актёров в ней сочеталась с комедийными скетчами, анимацией, документальными видеосюжетами и кукольным театром. До 2007 года программа выходила на нескольких телеканалах.
В это же время увидела в свет оригинальная телепостановка для детей среднего возраста «Лукоморье». Программа в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке и литературе. В центре студии была размещена огромная декорация - дуб, вокруг которого располагались герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие. Сказочные сюжеты носили универсальный характер, как и символические образы, через которые они раскрывались.
После того, как с началом 2000-ых руководство телеканалов получило возможность распоряжаться рекламным временем, содержание программ перестало быть единственной ценностью. Меняется и государственная политика в социальной сфере. Как следствие, детское телевидение вступает в эпоху упадка, хотя за два предшествующих десятилетия количество телепрограмм для детей и так сократилось более, чем в восемь раз - в сетке вещания основных шести телеканалов им отводилось чуть более 5% эфирного времени (это включая мультики).
Вот потому-то в начале нового века появляется совсем немного детских телепрограмм, которые не имеют колоссального успеха и не являются «долгожителями» эфира. Ушла эпоха, вместе с которой ушли многие талантливые режиссёры и ведущие этих программ, но доброе, мудрое, вечное, что они посеяли в детских душах, живёт до сих пор...
Или не так?
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!