Найти тему

В июле 41-го в центре Москвы был выставлен сбитый на подступах к Столице вражеский самолет. Летчикам защитникам Московского неба посвящается

Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!

Большинство имеющихся интернет источников утверждают, что немецкий Junkers Ju 88A-5, выставленный в Москве на площади Свердлова 30 июля 1941 года за пять дней до этого был сбит летчиками 3-го истребительного авиакорпуса в окрестностях подмосковной Истры.

При этом немецкому летчику удалось совершить вынужденную посадку на лесную поляну.

Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года.                                                             Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года.                                                             Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года.                                                             Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Москва. Площадь Свердлова. 15 августа 1941 года. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

Правда сразу сделаем серьезную оговорку - 3-й ИАК (истребительный авиационный корпус) никак не мог быть причастен к воздушной победе над данным самолетом так как, согласно официальным источникам, корпус завершил свое формирование лишь 31 декабря 1942 года.

Выставленный в Москве вражеский стервятник с бортовым номером «F6+AK» принадлежал 2.(F)/122 - 2-й дальней разведывательной эскадрилье 122-й разведывательной группы. И 25 июля 1941 года совершал разведывательный вылет в районе Москва-Калуга.

Junkers Ju 88 из состава 2.(F)/122 готовится к боевому вылету.                                                               Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Junkers Ju 88 из состава 2.(F)/122 готовится к боевому вылету. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

Состав экипажа на момент вылета:

Lt. Stuckmann W., F. - пилот лейтенант Вильгельм Штукманн;

Fw. Ahders W., Bo. - штурман фельдфебель Вильфред Андерс;

Gefr. Sievert B., Bf. - стрелок - радист - ефрейтор Бруно Сильверт;

Gefr. Ludvig W., Bm. - бортстрелок ефрейтор Людвиг Вернер.

После вынужденного приземления в районе деревни Дуплёво Истринского района Подмосковья (современные координаты населенного пункта 55°57′40″ с. ш. 36°34′00″ в. д.) экипаж, видимо, полностью уцелел и смог покинуть опасный для себя район.

Иначе бы многочисленные отечественные и иностранные журналисты, организованно побывавшие на месте первоначального нахождения сбитого Юнкерса, обязательно бы запечатлели их на своих фото.

Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

По всей видимости именно для удобства работы СМИ в корпусе самолета был преднамеренно проделан специальный лаз.

Его хорошо видно на нижнем фото.

Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

Согласно имеющимся германским источникам до своих экипаж Юнкерса-разведчика так и не добрался.

На месте приземления.                                                                                                                   Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
На месте приземления. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
На месте приземления.                                                                                                                   Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
На месте приземления. Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

Помимо «F6+AK» в этот же день 25 июля 1941-го в окрестностях советской столицы Люфтваффе лишилось еще одного своего разведчика Ju 88A-5 с бортовым номером «F6+AO».

Оба самолета были успешно перехваченных и сбиты летчиками - истребителями 6-го ИАК ПВО Москвы.

К сожалению установить доподлинно кто именно "приземлил" тот самый Юнкерс - разведчик позднее выставленный на площади Свердлова в Москве сейчас не представляется возможным.

Журнал боевых действий 6 ИАК ПВО за 25 июля 1941 - го не конкретизирует фамилии летчиков сбивших за этот день три вражеских самолета.

Выдержка из ЖБД 6 ИАК ПВО.                                                                                           Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.
Выдержка из ЖБД 6 ИАК ПВО. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.

В качестве возможных претендентов на данную победу разные источники указывают летчиков 41-го ИАП старшего лейтенанта Кузьменко и младшего лейтенанта Михайлова, а также капитана Логинова и лейтенанта Васильева из 11-го ИАП.

Примечание:

Оба указанных истребительных полка входили в состав 6 ИАК ПВО защищавшего в те дни тревожное Московское небо.

Во всех имеющихся в наличии рассекреченных документах Министерства Обороны РФ по данным летчикам о воздушных боях за указанную дату ничего конкретно не говорится.

Зато доподлинно известно, что именно 25 июля 1941 года одного из указанных выше Юнкерсов успешно таранил на своем ЯК-1 заместитель командира эскадрильи 11-го ИАП лейтенант Васильев Борис Андреевич 1915 года рождения.

Летчик - истребитель 11 ИАП ПВО Васильев Борис Андреевич.                                           Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа.                                                   Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.
Летчик - истребитель 11 ИАП ПВО Васильев Борис Андреевич. Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.

В личной карточке героя имеется лаконичная запись о совершенном им подвиге.

Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.
Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память народа.

По счастью после совершенного тарана советскому летчику удалось покинуть свой поврежденный самолет и приземлиться на парашюте. Вероятнее всего речь тут идет о сбитом Юнкерсе F6+AO, а не F6+AK. Так как протараненный вражеский бомбардировщик вряд ли сумел так благополучно сесть на лесную поляну. Да и показывать журналистам и москвичам на площади Свердлова тогда было бы попросту нечего. Экземпляр же выставленный на обозрение в Москве выглядит довольно целостно.

Так что точку в этом вопросе ставить еще рановато. Но время идет. И рано или поздно Министерство Обороны рассекретит нужные нам документы и мы, наконец, узнаем истину.

И в заключении еще несколько слов о лейтенанте 11 ИАП ПВО Борисе Андреевиче Васильеве.

К сожалению он так не увидел светлого дня Великой Победы, хотя как и многие другие внес в нее свой Драгоценный Героический Вклад.

24 октября 1941 года, сражаясь с вражеским истребителем, он был сбит в районе Тучково. И похоронен в селе Михайловское Одинцовского района Московской области.

А на сегодня все.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!

Ваш Алекс Путешественник!

# великая отечественная война

# подвиг народа

# летчики - герои

# битва за Москву

# герои войны