Найти тему

"Гнетущая правда" о положении человека? Клифф Лазарус о решении экзистенциальных вопросов со светской перспективы

Многие сейчас (и давно уже так) под конец года разделяют продаваемую массой инфо-бизнесменов одержимость подведением итогов уходящих 365 дней. Само по себе это, конечно, ни зло и ни добро; но далеко не всем очевиден уровень действительных мотивов, стоящий за этим милым праздничным ритуалом. А в основном люди просто хотят нелишний раз убедиться, что живут свою жизнь не зря.
И у многих получается; для тех же, кто уже столкнулся именно с этим "экзистенциальным" слоем сознательно, не лишь под внушением популярной психологии - материал ниже может прийтись куда как более кстати, нежели заурядные советы по отбору и структурированию воспоминаний.
Кроме того, Клиффорд Лазарус изложил по сути компактное, пусть местами и не вполне последовательное, но всё же введение в материалистическую философию жизни, азы которой для кого-то станут свежим откровением, для кого-то пройденным этапом, ну а для кого-то - совершенно неприемлемой версией реальности, о которой и размышлять нечего. Ну, впрочем, это уже не наши с Лазарусом-младшим заботы, наше дело предложить, а далее - думайте сами, решайте сами, как нам скоро снова напомнят из телевизора.

Будучи клиническим психологом, я время от времени консультирую людей, которые сталкиваются с "всего лишь" реалиями существования. Большинство из них определяют себя или как агностиков, или же как беззастенчивых атеистов.

То есть, они не страдают от клинической тревоги или депрессии, как таковых, но скорее замечают, что постоянно натыкаются на "колючую проволоку" простого бытия.

Очевидно, что с моей стороны вовсе неуместно навязывать таким людям своё мировоззрение, так что я пытаюсь помочь им лучше разобраться с собственными взглядами и уладить конфликты внутри них. Хотя это в основном включает в себя усилия, направленные на улучшение и расширение их эмоционального опыта, чаще всего мы обсуждаем и некоторые интересные философские, интеллектуальные и когнитивные факторы.

Я, конечно, должен полностью признать, что не являюсь экспертом в областях физики, химии, биологии или теологии - но мне думается, что я развил довольно неплохое понимание фундаментальных наук и человеческого сознания.

Кроме того, куда более эрудированные и академически продвинутые люди, чем я, уже написали массу интересного по этому и родственным предметам (напр., Кристофер Хитченс, Ричард Докинз, Сэм Харрис, Фридрих Ницше, Альбер Камю, Сёрен Кьеркегор и Карл Саган - это лишь те, кого я навскидку вспомнил).

Тем не менее, в качестве психолога я считаю себя квалифицированным, чтобы выражать определённое мнение - так как я изучал и физические аспекты человеческого мозга, и неосязаемые измерения человеческого ума. И этот ум, похоже, ничто больше, чем эмерджентное свойство головного мозга; загадочная "функция" высшей нервной деятельности, которая с очевидностью предоставляет существенную пользу в адаптации и эволюции.

Ниже - образец того, что часто оказывается предметом беседы на моих сеансах с упомянутыми агностиками и атеистами, которые пришли в терапию по поводу "экзистенциального ангста"; проще говоря, как нам справляться с существованием, если мы придерживаемся чисто светского мировоззрения.

Для начинающих, я немного пройдусь по "азам" экзистенциализма, ради ясности изложения. Это так называемые данности (сведённые воедино Ирвином Яломом) - изоляция, ответственность, бессмысленность и смертность.

Изоляция - означает, что по большому счёту мы в своём существовании тотально одиноки. Никогда не может действительно "знать" то, что происходит в нашем сознании, или ощущать нашу боль, независимо от степени близости наших отношений. К сожалению, "вулканского слияния умов" не существует (см. Star Trek) - по крайней мере в настоящее время.

Мы совершенно изолированы от других людей в том, что наш опыт бытия во вселенной существует для нас только в нашему мозгу и уме. Так же, как опыт других людей существует только в их мозгах и умах. Однако эта реальность не означает, что мы вынуждены быть одинокими. Мы можем устанавливать значимые связи с другими, равно изолированными "душами", и таким образом уберечь себя, в некоторой степени, от сокрушительного веса экзистенциальной обособленности.

Далее - ответственность. Эта идея состоит в том, что для того, чтобы "договориться с жизнью", необходимо принять факт, что многие вещи случаются безо всякой "причины", то есть не являются частью некого "высшего замысла". Они происходят потому, что необходимые факторы сочетаются случайным образом в силу вероятности, и это - основные движущие силы, определяющие большую часть того, что случается с нами.

Но хотя у нас может быть очень немного контроля над "великим сюжетом" своей жизни, мы всё ещё отвечаем за последствия, и положительные, и отрицательные, большей части наших решений и поступков - потому что единственная вещь, которую мы действительно можем контролировать, и то не безупречно, это наше собственное поведение.

Это даёт нам определённое ощущение самостоятельной активности, нежели переживание полного бессилия и немощи - так как альтернативная позиция, приписывание всего происходящего только внешним силам и факторам, просто-напросто обескураживает.

Мы не подобны листьям, которые падают в бурную реку, пассивно уносимые прочь потоками и водоворотами. Скорее, мы напоминаем существ в небольших лодочках, которые могут грести и рулить в некоторой мере, несмотря на то, что поток реки неумолимо продолжает двигать нас во времени и пространстве в неизвестность будущего.

Следующей идёт бессмысленность. Как сказано выше, и о чём будет подробнее ниже - это тезис о том, что какого-то предопределённого смысла, предназначения или же просто особой значимости у человеческой жизни нет. Смысл рассматривается в качестве исключительно человеческого творчества, не чего-то, что изначально присуще вселенной или её обитателям.

Таким образом, в имманентно бессмысленной вселенной - людям остаётся решать сами, какой смысл они себе изобретут. Некоторые находят его в рождении детей, продуктивном труде, любящих отношениях, творческом досуге и самовыражении, приобретении власти и богатства или в любом ином методе и манере, которая может помочь культивировать какой-то "raison d'etre" (смысл бытия).

Наконец, мы сталкиваемся со смертью. Возвращение к забытью до начала существования. Полный и необратимый конец нашего бытия в качестве сознательных и сознающих организмов. Полнейшая утрата всего, чем мы являемся, что мы знаем и что имеем, включая самих себя. Всё, что остаётся от нас после смерти - физическая материя наших разлагающихся или, скажем, кремированных тел, а также, иногда, присутствие в памяти оставшихся.

Если некто признаёт эти экзистенциальные данности "безбожного" положения человека - что вообще можно сделать, чтобы с ними примириться? Каковы чисто светские ответы на извечные вопросы о том, как это всё получилось? В чём наше предназначение? Разве это всё, что существует? Что всё это значит, и что будет дальше?

Прежде всего, следует принять, что физика (как классическая, так и теория относительности с квантовой механикой) - лучшая из объяснительных и предсказательных систем, что люди сумели изобрести и развить. С её помощью мы смогли расколоть атом, отправить человека в космос, заглянуть на край наблюдаемой вселенной и начали раскрывать множество наиболее сложных тайн насчёт самой природы пространства и времени, материи и энергии и самой жизни. И действительно, предсказания, сделанные теорией Эйнштейна более чем 100 лет назад, подтверждаются в настоящее время (напр., о гравитационных волнах и чёрных дырах).

Следовательно, похоже на то, что физика - это двигатель, который производит вселенную и управляет ей. С неизбежностью она порождает химию, которая в свою очередь создаёт биологию, которая развивается и меняется на протяжении времени.

С этой точки зрения, человеческая жизнь возникла на этой плане в связи ни с чем иным, как со случайным, но неизбежным поведением материи, производящие атомные, физические и химические процессы, приводящие к появлению жизни. Не существует никакого "создателя", нет разумного замысла или чего-то ещё над этим. Просто неизбежные процессы материи и энергии, которые бездумно и бессмысленно повинуются законам физики.

Всегда, когда вполне специфичные, но случайные обстоятельства преобладают, результатом всегда будет спонтанное возникновение и происхождение жизни - временное упорядочивание молекул, которое на какой-то период видимо сопротивляется энтропии.

Некоторые из этих случайных факторов, кажущиеся необходимыми для "продвинутых" или разумных форм жизни, включают в себя стабильную звезду в обитаемой зоне галактики; каменистую планету в обитаемой области этой стабильной звёздной системы с оберегающей магнитосферой (которая предохраняет хрупкие биомолекулы от массивных доз солнечного и космического излучения); жидкую воду на этой планете; стабилизирующий спутник (луна предотвращает мощные и несовместимые с жизнью климатические изменения); и также расположенный по соседству газовый гигант вроде Юпитера, который действует в качестве мощного "пылесоса" и отражателя, защищая Землю от столкновений с потенциальными снарядами, которые могли бы уничтожить зарождающуюся и существующую жизнь.

Существует невообразимое число звёзд с планетарными системами в пределах обозримой галактики. По примерным оценкам, скорее всего существуют миллионы планет, благоприятных для зарождения жизни только в одной нашей галактике. Так как в известной нам вселенной, похоже, существуют миллиарды галактик, космическое число возможных "землеподобных" планет с высокоразвитой разумной жизнью потрясает воображение. Иными словами, конкретные обстоятельства, неизбежно приводящие к появлению жизни, могут быть довольно распространены.

Как следствие, в великой схеме всего, положение человека - точно такое же, что и у прочих организмов. Существование, управляемое биологическими императивами выживания и размножения.

Тем не менее, люди могут создавать, извлекать и производить "смыслы" и "предназначения", даже если осознают, что и смысл, и предназначение - исключительно творческие построения человеческого ума.

Без ощущения какого-либо смысла жизнь может быть совершенно невыносимой для многих людей, что отклоняют "гипотезу божества" и размышляют об экзистенциальных реалиях. Они понимают, что с космологической перспективы нет никакой разницы между жизнью человека и бактерии. Вселенная, по всей видимости, абсолютно безразлична к счастью человека.

Это вполне объясняет, почему множество людей выбирают "гипотезу бога" в качестве способа как вселить в себя надежду на "жизнь вечную", высшее предназначение, чувство великого смысла, так и чтобы охранить себя от бездны экзистенциального ужаса и отчаяния, которым "неверующие" могут быть более подвержены.

"Лекарство" для такого, тотально рационального и основанного на реальных фактах, но всё же психологически затруднительного взгляда на мир - иногда его называют "депрессивный реализм" - похоже, состоит в рациональном, долгосрочном гедонизме.

Не в гедонизме в его обыденном понимании большинства людей, но в качестве смысла существования и способа жизни, который управляется намерением получать как можно больше радостей как можно дольше, при этом не причиняя вреда и неудобств другим разумным существам. Крайне индивидуалистское предприятие.

Но для большинства - оно подразумевает успешную работу, приятные игры, осмысленные отношения, может быть, любовь и создание семьи. Пожалуй, даже переживания высшего смысла и духовной связи с миром.

Итак, чтобы бронировать себя против экзистенциальной "колючей проволоки" простого существования - если вы сможете совладать с фундаментальной изоляцией; признать ответственность за собственные действия и их естественные последствия; создать приемлемую концепцию смысла и цели жизни; и принять непредсказуемую и непознаваемую неизбежность и необратимость смерти - тогда вы сумеете достичь умиротворения, даже ведя сугубо "безбожную" жизнь.

Или же - у вас всегда остаётся в запасе "Гипотеза Бога", которую никто не запрещает допустить и принять.