Когда-то давно, году эдак в восемнадцатом, я наткнулся на Голливудское поделие под названием «Призрак в Доспехах». Фильм мне тогда, что называется, зашел на ура. Киберпанк, красивая главная героиня, интересная история с закрученным, как я тогда думал, сюжетом, японский колорит… В общем, мне было за что зацепиться.
Так прошло несколько лет, фильм я больше не пересматривал, в памяти он у меня подстерся, и вот, пару дней назад я вспомнил, что, оказывается, у Голливудского поделия есть и оригинал! Решение посмотреть, чего же это там японцы такого наваяли, что аж американские киноделы облизываться начали, было принято сразу.
Первое впечатление, когда я только-только включил аниме — атмосфера классики. Чувство, непередаваемое словами. Я просто смотрел на кадры, слушал дублированную речь и понимание, что вот это — самая настоящая классика, меня не покидало.
Конечно, один из главных критериев моего впечатления составляет Рисовка! Именно с большой буквы. Потому что прорисовано если не все, то о-очень многое, начиная от зданий и инфраструктуры города будущего, заканчивая пистолетом в руках главной героини.
Те, кто смотрел Призрака семнадцатого года, наверняка помнят ту сцену на крыше небоскреба, с которого Майор спрыгивает вниз. Так вот, подспудно сравнивая с затершимися воспоминаниями то, что я смотрел в данный момент, я неоднократно ловил себя на мысли, что от этой гипердетализации, свойственной аниме старой школы, я получаю едва ли не оргазм. Каждое действие сопровождается звуком, да, стареньким, но все-таки подходящим, а главное колоритным, звуком. Чего только стоит пара кадров во время прыжка Майора, показывающая, что спрыгнула она не просто так, как было в Голливудском поделии, а со страховкой в виде троса! И этот трос, закрепленный на крыше, натянулся так, что погнул козырек, к которому был примотан.
В общем, детализация принесла мне то, чего я не получал еще со времен, когда смотрел оригинальный Евангелион — визуальный оргазм. Ну или состояние, близкое к нему. Тем более, что в японской анимации тех лет, особенно в случае с Призраком, не было такого параметра, как «PG-13». Нет, я не говорю, что не было детских аниме — были, чего только Наруто и Ван-Пис стоят. Но именно в категории «взрослых» аниме, к которым относятся Евангелион и Призрак, аниматоры заботятся о детской психике по минимуму.
Для тех, кто пока ничего не понял, я говорю о расчлененке, крови, внутренностях и тому подобном.
В самом начале фильма, сразу после прыжка Майора, нам показывают сцену прибытия в здание, — за которым следил «Девятый отдел», организация, в которой и работает Майор, — членов «Шестого отдела», выполняющего в мире Призрака роль Министерства Иностранных Дел. Проходит всего несколько минут, пара диалогов и вот окно разбивается. Грохот выстрелов, звон разбитого стекла. В тело задержанного чиновника впиваются несколько снарядов, он конвульсивно содрогается и, как апофеоз, патроны буквально разрывают на части его голову вместе с шеей. Голова чиновника разлетается, словно арбуз, заливая окруживших его полицейских и агентов «Шестого отдела» кровищей и содержимым головы. А тело, лишенное, хм, «компьютера», показав всем кибернетический позвоночник и несколько трубок, падает замертво.
То же самое и со сценой, когда Майор вскрывает паукообразный танк. В фильме, во время вступительных титров, нам лишь показали, что тело майора полностью синтетическое, состоит из металла, полимеров и красного геля, — забыл название за давностью лет, — в то время как в аниме нам на заставке показали, что хоть тело Майора и синтетическое, ее мышцы имеют полноценное человеческое строение. Да, в составе мышц скорее всего синтезированная органика, но даже так ее тело максимально приближено к человеческому, в отличие от Голливудского Майора. Что и сказалось на сцене со взломом люка Танка. В фильме там просто ручки потрескались, да оторвались, светя сервоприводами и проводами. В аниме же процесс куда более кровавый и интересный с точки зрения детализации и проработки. Сквозь прорвавшуюся внешнюю оболочку выступают острые части металлического каркаса, обнажаются синторганические мышцы как на руках, так и на ногах, ломается все тело Майора. Как итог — люк вскрыт, а конечности майора оторваны. Из обрубков течет кровища, свисают куски синтплоти, металлических частей и проводов. Совершенно другой уровень. И явно не для слабонервных.
Ну да закроем тему крови и мяса, перейдем к куда более… Приятной части.
При просмотре аниме, особенно заставки, я неоднократно ловил себя на мысли, что японцы порой, хех, та-аки-и-ие япо-онцы… Нет, ну вот как они могли взять и не просмаковать идеальное тело Майора со всех сторон, да еще и крупным планом? При этом медленно вращая его вокруг своей оси? Конечно, половые органы прорисованы не были, — да и зачем они киборгу-убийце, не специализирующемуся на убийствах во время секса? — но зато все выпирающие части женского тела были просмакованы, что называется, от и до. С вашего позволения, я не буду детально описывать, что и в каких ракурсах нам показывает аниме — сами посмотрите, не маленькие.
Что касается сюжета… Он, по всем законам японского сюжетостроения, закручен, запутан, непонятен и отнюдь не прямолинеен. Признаться, я сюжет не слишком понял, хотя смотрел фильм от корки до корки, не пропуская ни одной сцены. Возможно, в ближайшее время я аниме еще пересмотрю, чтобы составить картину, но не думаю, что у меня многое получится — японцы те еще мастера тень на плетень наводить.
Но уже сейчас я могу отметить, насколько тяжёлые и нетипичные поднимаются темы в аниме. Чего только стоит диалог Мотоко Кусанаги, — главной героини, — с ее другом и напарником Бато. Диалог, в котором поднимается вопрос, может ли киборг с оцифрованным сознанием человека все ещё считаться человеком? И есть ли у этого киборга... Душа?
Вообще, насколько я заметил, аниме показывает нам, что случится с человеком и человечеством, когда технологии рванут вверх. Аниме поднимает вопрос о том, чего будет стоить жизнь человека в руках транснациональных корпораций? Что смогут сделать корпорации, и не только они, с человеком, имея через Сеть полный доступ к его Призраку? И что будет, если Призрак попадет не в те руки?
В общем, это вам не Голливудское поделие, в котором все есть, все показано крупным планом, прожевано, разбавлено питательными веществами и плюнуто в рот. Не-ет, в аниме нам самим надо все анализировать. Тем более, что японская картина нам почти не дает пищи к размышлению над тем, кто такая Майор, кто такой Кукловод, какие цели он преследует и как тут замешан «Шестой отдел»?
Конечно, не малую роль тут играет и то, что фильм девяносто пятого года лишь первая часть, у которой есть продолжения, но я их пока еще не смотрел.
Подытоживая, хочу сказать, что обе картины, как Голливудская, так и Японская, по-своему хороши и по-своему являются отражением как подхода к построению и подаче сюжета, так и времени, в котором они были созданы.
Японская картина более детальна, в ней рассказывается и показывается очень много из того, чего не было в Голливудском фильме. Экшен в японской картине минимален, боевых сцен и перестрелок по минимуму — в начале и в конце. Зато в японской анимации много разговоров, пояснений, развешиваний ружей и расстановки вопросов, которые обязательно выстрелят и получат ответы...
Но я их озвучивать не буду, потому как ответы на эти вопросы, и что такое Призрак, будет уже спойлером, а потому я не буду на них отвечать, вместо этого оставив эту задачу вам. Посмотрите Аниме, составьте свое мнение.
А я тем временем перехожу к американской интерпретации Призрака в Доспехах.
Пока японское аниме задаёт глобальные вопросы, намекает на ответы на них и медленно, но верно проводит героев через сюжет, Голливудское поделие действует сразу и нахрапом, как оглоблей по голове.
Американская картина стала своеобразным отражением картины японской. В ней больше экшена, батальные сцены и перестрелки продолжительные, детальные и драйвовые. Разговоров в фильме куда меньше, и они куда более прямолинейные, чем в японской картине. Ружья почти не развешиваются — смысл вешать ружье, если оно выстрелит буквально через одну-две сцены? Да и вопросы расставляются, наверное, больше из уважения к оригиналу, и чтобы зритель не уснул, потому как история может и закручена, но лишь для детей и подростков, которые едва-ли десяток книг прочитали. Для тех же, кто хоть немного погрузился в мир штампов и клише, сюжет Голливудского поделия не станет чем-то необычным и неожиданным.
Развязка там вполне «Американская», как и смысл всего фильма, построенного на принципе: «Злой, большой дядя хочет себе убер-игрушку в личное пользование, чтобы клонировать или использовать технологию создания массово, приумножая свое богатство на страданиях других, но ему и его огромной кампании отважно мешает некий «скрытый», на которого натравливают убер-игрушку, которая в итоге, оказывается, «скрытому» какой-то там родственничек, а сам «скрытый» — это неудавшийся проект, предыдущая версия убер-игрушки, неправильно деактивированный и выброшенный на помойку». Вот и вся завязка, и развязка, разве что кульминацию пересказывать не буду — сами посмотрите. Хотя, в принципе, додуматься можно и так — американское кино последние лет двадцать, а то и больше, использует одни и те же штампы и клише, так что прожженному в американском кино зрителю все будет понятно еще в самом начале.
Хотя один смысл на обе картины всё-таки есть. Состоит он в старой, как мир, поговорке: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Что в оригинальном ГИТС-е, что в Призраке семнадцатого года, прослеживается эта поговорка. Только если в аниме это едва заметно, в фильме же это прямо в лицо бросается.
Также, хотелось бы отметить тот факт, что Фильм крайне похож на классику жанра Киберпанк — Бегущий по Лезвию, фильм, с которого жанр, как мне кажется, и стартовал.
В похожести доходит даже до того, что некоторые сюжетные повороты и некоторые же действия главзлодеев, их мотивация, схожи. Прямо так и читается между строк: "Каждая тварь, живущая под солнцем, хочет жить" и "Я вам верил, а вы меня выкинули, как игрушку!". Не считая поговорки об ответственности, конечно же.
В заключение хочу сказать, что автор высказывал свое личное, субъективное мнение, а также те, что обе картины мне понравились, обе хороши, но все-таки, перевес идет в сторону японской ленты, и не потому что я преисполнен эмоциями от просмотра, или испытываю пиетет перед японской анимацией — нет. Мне банально больше понравился сюжет, его подача и закрученность, так несвойственная американским спинномозговым фильмам последних лет.
Ну и на этом все! Всем спасибо за внимание, и до новых встреч!