Найти тему
Кот-книголюб

"И этот особенный, не всем доступный мир, назывался гимназией". Из воспоминаний С.Я. Маршака (часть 2)

Художник Г. Филипповский
Художник Г. Филипповский

Первая гимназия, в которой учился Самуил Маршак, была в городе Острогожске Воронежской губернии. Для того, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, был нанят репетитор. Им был гимназист - семиклассник. Семья Маршака жила пригородной слободе Острогожска.

Всю осень и зиму, в дождь и и снег, к нам на слободку ходил из города наш репетитор-гимназист, так успешно подготовивший в гимназию брата. Со мной занятия у него шли не совсем гладко. Я был беспечен и рассеян, не всегда готовил уроки, пропускал в диктовке буквы и целые слова, ставил в тетради кляксы. Кроткий и терпеливый Марк Наумович мне всё прощал. А я мало думал о том, что только ради меня шагает он каждый день через лужи или снежные сугробы, пробираясь на Майдан (название слободки) и обратно в город, и что родителям моим не так-то легко платить ему за уроки по десять целковых в месяц.

Конечно, это мысли уже взрослого Маршака, но всё равно так приятно читать об уважительном отношении к труду репетитора и об ответственном отношении самого "учителя"-гимназиста к своим занятиям. Юноша видя нерадивость своего маленького ученика, решил серьёзно поговорить с Самуилом. Мне очень понравилось, что он ему сказал. Даже захотелось прочитать эти слова некоторым своим сегодняшним ученикам, к которым я прихожу в качестве репетитора.

Ну, так вот что, голубчик. Пойми, что ты, в сущности, не учишься, а только играешь в занятия. Не думай, что экзамены - это тоже игра. Отвечать ты будешь не так, как отвечаешь мне. Сидеть вот эдак, развалясь на стуле, тебе не позволят. Ты будешь стоять у стола, и экзаменовать тебя будет не один, а несколько учителей. Может быть, инспектор и даже сам директор! И на каждый заданный вопрос ты должен будешь ответить коротко, чётко, без запинки. Понял?

Для меня в этом небольшом монологе ценно то, что чётко проведена грань между учёбой и игрой. Сегодня не только дети приходят в школу играть, но и многие родители ожидают, что с их детьми учитель будет играть и развлекать на уроках. Почему-то очень непопулярной сейчас стала фраза о том, что учёба - это труд. А ещё мне нравится, что эти слова прозвучали не от взрослого человека, а от ученика, который своим собственным примером показывает, что учиться хорошо возможно, если относишься к делу серьёзно.

Марк Наумович
Марк Наумович

Слова Марка Наумовича заставили Самуила задуматься и даже немного напугали. К разговору подключились родители мальчика. Интересно, что сказал отец про сына: "А я верю, что у него есть сила воли. Ведь ты не подведёшь меня, а?" Как это повлияло на Самуила? Он стал усердно заниматься.

С самого раннего утра я сидел за столом, как приклеенный. Сидел час, другой, третий, пока меня не начинало клонить ко сну.

Очень интересно читать о дне экзаменов. О чём думал, переживал мальчик во время диктанта, на контрольной работе по математике. Как не верится ему, что он первый решил трудную задачу или как после диктовки он бежит к маме, чтобы проверить слова, в которых сомневался. И мама от волнения тоже начинает сомневаться.

На устном экзамене Самуил слышит, как монотонно читает один из учеников стихотворение Н.А. Некрасова "Школьник".

Я слушал его и думал: ну разве так читают стихи? Вот я бы им показал, как надо читать!

И когда Маршака вызвали, он с воодушевлением прочитал отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" - "Полтавский бой".

С могучей помощью Пушкина я победил своих равнодушных экзаменаторов.
Экзаменационная комиссия
Экзаменационная комиссия

За устный экзамен Маршак получил пятёрку. По дороге домой купили и прицепили герб с буквами "О.Г." и прицепили на фуражку. Но несмотря на то, что все экзамены Самуил сдал на пятёрки, в гимназию его не приняли из-за "процентной нормы".

Особенно трогательно читать эпизод с фотографией. Однажды гуляя по своей слободке, Самуил видит на витрине фотоателье большую фотографию со всеми учителями гимназии. Он видит всех, кто принимал у него экзамен, и обласкавшего его директора и ему очень хочется иметь такую фотографию. Узнав, что фотография стоит рубль, мальчик искренне рассказывает отцу о своём желании.

Отец ласково потрепал меня по голове, порылся в карманах и, не говоря ни слова, высыпал мне на ладонь целую горсть монет, медных и серебряных. Я пересчитал их: ровно рубль, копеечка в копеечку.

Купив фотографию, Маршак вырезал из неё всех знакомых учителей (многих он знал по рассказам старшего брата-гимназиста) и разыгрывал целые сцены из жизни гимназии.

Однако вскоре произошло "чудо". Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. За какую-то провинность был исключён один из учеников предпоследнего класса гимназии. И освободившееся место было предоставлено Маршаку. Так не с начала учебного года Самуил начал учиться в гимназии. Он встретил здесь многих знакомых мальчиков, с которыми вместе держал экзамен. В их числе оказался Костя Зуюс, ставший хорошим товарищем Маршака. Он помог Самуилу наверстать пройденное и познакомил с гимназическими правилами.

В книге очень много рассказывается о разных учителях, уроках, о гимназистах и их проказах.

Классным наставником Самуила Маршака был преподаватель латинского и греческого языков Владимир Иванович Теплых. До поступления в гимназию Самуила, любимцем учителя был старший брат Маршака. Теперь расположение учителя перешло по наследству и к младшему. Теплых ласково называл Самуила "Маршачком". А братьев вместе именовал "триариями", то есть отборными воинами римской армии.

И до сих пор я бережно храню в своей памяти навсегда отпечатавшийся в ней облик этого особенного, не совсем понятного, но по своему необыкновенно привлекательного человека.
Владимир Иванович Теплых
Владимир Иванович Теплых

Именно Теплых заинтересовал Самуила Маршака древними языками и античной литературой. На его уроке ещё в младших классах Маршак перевёл стихами целую оду Горация "В ком спасение".

И напоследок расскажу ещё один эпизод, который меня очень заинтересовал.

В гимназию пришёл новый молодой учитель русского языка и литературы. На первых уроках казалось, что новый учитель не замечает ни подсказок, ни шпаргалок.

Понемногу самые искусные и опытные мастера подсказки и шпаргалки совершенно перестали церемониться на уроках Поповского.

Был в классе Стёпа Чердынцев, который не утруждал себя учёбой, надеясь на подсказку и умея виртуозно списывать. И вот по прошествии месяца, когда один из учеников отвечал, а Чердынцев подсказывал, глядя прямо в раскрытую на парте книгу, учитель прервал ответ и сказал: "Довольно. Вам я ставлю двойку за ответ, а Чердынцеву двойку за поведение". Никто этого не ожидал. И естественно, тут же раздался возглас: "За что?"

Как за что? И вы ещё осмеливаетесь спрашивать! Больше месяца терпел я это издевательство. Ведь я всё видел, но только мне было стыдно - понимаете ли, стыдно - ловить вас за руку, как мелких воришек. Кого вы обманываете?.. Если вы хотите остаться безграмотными, оставайтесь - воля ваша. Но в таком случае вам незачем занимать эти места за партами. Ведь на них могли сидеть честные и способные юноши, из которых бы вышел толк.
Итак, я надеюсь, вы прекратите эту нелепую комедию, и мы будем жить с вами в мире. А вас, Чердынцев, я попрошу на первой же перемене убрать подальше все ваши хитроумные изобретения. Надеюсь, они вам больше не понадобятся. Попробуйте жить честно. Я предлагаю вам такой уговор. Завтра у нас в классе письменная работа. Я освобождаю вас от неё, но зато вы тут же, при мне, выучить урок, который я вам задам. Не бойтесь - всего две-три странички, не больше! За это я поставлю вам в году тройку, а может быть, и четвёрку, и вы перейдете в следующий класс без переэкзаменовки.

Согласитесь, шикарное предложение. Вот только Стёпа настолько отвык работать честно, что не смог запомнить даже полстраницы.

Насколько трудным оказалось для Стёпы задание, видно по его лицу.
Насколько трудным оказалось для Стёпы задание, видно по его лицу.

-Но ведь вы не тупица, Чердынцев! Подумать только, сколько труда, хитрости, изобретательности тратили вы на то, чтобы несколько лет обманывать своих учителей!... А на честную работу вы не способны?
-Не способен! - едва слышным шёпотом сказал Чердынцев.

Очень сильный эпизод, который, мне кажется, тоже стоит прочитать современным ученикам.

Так случилось, что Самуил Маршак был принят в одну из лучших Петербургских гимназий. Но о ней в книге написано совсем немного, так как Маршак чувствовал себя там чужим. Тем более вскоре жизнь снова преподнесла ему сюрприз, когда он уехал жить и учиться в Ялту.

Почему Маршак оказался сначала в Петербургской, а затем в Ялтинской гимназиях расскажу в следующей статье, которая будет посвящена тому, какие книги читал Маршак в детстве и как развивался его писательский талант.

Книги
3507 интересуются