Первая гимназия, в которой учился Самуил Маршак, была в городе Острогожске Воронежской губернии. Для того, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, был нанят репетитор. Им был гимназист - семиклассник. Семья Маршака жила пригородной слободе Острогожска.
Всю осень и зиму, в дождь и и снег, к нам на слободку ходил из города наш репетитор-гимназист, так успешно подготовивший в гимназию брата. Со мной занятия у него шли не совсем гладко. Я был беспечен и рассеян, не всегда готовил уроки, пропускал в диктовке буквы и целые слова, ставил в тетради кляксы. Кроткий и терпеливый Марк Наумович мне всё прощал. А я мало думал о том, что только ради меня шагает он каждый день через лужи или снежные сугробы, пробираясь на Майдан (название слободки) и обратно в город, и что родителям моим не так-то легко платить ему за уроки по десять целковых в месяц.
Конечно, это мысли уже взрослого Маршака, но всё равно так приятно читать об уважительном отношении к труду репетитора и об ответственном отношении самого "учителя"-гимназиста к своим занятиям. Юноша видя нерадивость своего маленького ученика, решил серьёзно поговорить с Самуилом. Мне очень понравилось, что он ему сказал. Даже захотелось прочитать эти слова некоторым своим сегодняшним ученикам, к которым я прихожу в качестве репетитора.
Ну, так вот что, голубчик. Пойми, что ты, в сущности, не учишься, а только играешь в занятия. Не думай, что экзамены - это тоже игра. Отвечать ты будешь не так, как отвечаешь мне. Сидеть вот эдак, развалясь на стуле, тебе не позволят. Ты будешь стоять у стола, и экзаменовать тебя будет не один, а несколько учителей. Может быть, инспектор и даже сам директор! И на каждый заданный вопрос ты должен будешь ответить коротко, чётко, без запинки. Понял?
Для меня в этом небольшом монологе ценно то, что чётко проведена грань между учёбой и игрой. Сегодня не только дети приходят в школу играть, но и многие родители ожидают, что с их детьми учитель будет играть и развлекать на уроках. Почему-то очень непопулярной сейчас стала фраза о том, что учёба - это труд. А ещё мне нравится, что эти слова прозвучали не от взрослого человека, а от ученика, который своим собственным примером показывает, что учиться хорошо возможно, если относишься к делу серьёзно.
Слова Марка Наумовича заставили Самуила задуматься и даже немного напугали. К разговору подключились родители мальчика. Интересно, что сказал отец про сына: "А я верю, что у него есть сила воли. Ведь ты не подведёшь меня, а?" Как это повлияло на Самуила? Он стал усердно заниматься.
С самого раннего утра я сидел за столом, как приклеенный. Сидел час, другой, третий, пока меня не начинало клонить ко сну.
Очень интересно читать о дне экзаменов. О чём думал, переживал мальчик во время диктанта, на контрольной работе по математике. Как не верится ему, что он первый решил трудную задачу или как после диктовки он бежит к маме, чтобы проверить слова, в которых сомневался. И мама от волнения тоже начинает сомневаться.
На устном экзамене Самуил слышит, как монотонно читает один из учеников стихотворение Н.А. Некрасова "Школьник".
Я слушал его и думал: ну разве так читают стихи? Вот я бы им показал, как надо читать!
И когда Маршака вызвали, он с воодушевлением прочитал отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" - "Полтавский бой".
С могучей помощью Пушкина я победил своих равнодушных экзаменаторов.
За устный экзамен Маршак получил пятёрку. По дороге домой купили и прицепили герб с буквами "О.Г." и прицепили на фуражку. Но несмотря на то, что все экзамены Самуил сдал на пятёрки, в гимназию его не приняли из-за "процентной нормы".
Особенно трогательно читать эпизод с фотографией. Однажды гуляя по своей слободке, Самуил видит на витрине фотоателье большую фотографию со всеми учителями гимназии. Он видит всех, кто принимал у него экзамен, и обласкавшего его директора и ему очень хочется иметь такую фотографию. Узнав, что фотография стоит рубль, мальчик искренне рассказывает отцу о своём желании.
Отец ласково потрепал меня по голове, порылся в карманах и, не говоря ни слова, высыпал мне на ладонь целую горсть монет, медных и серебряных. Я пересчитал их: ровно рубль, копеечка в копеечку.
Купив фотографию, Маршак вырезал из неё всех знакомых учителей (многих он знал по рассказам старшего брата-гимназиста) и разыгрывал целые сцены из жизни гимназии.
Однако вскоре произошло "чудо". Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. За какую-то провинность был исключён один из учеников предпоследнего класса гимназии. И освободившееся место было предоставлено Маршаку. Так не с начала учебного года Самуил начал учиться в гимназии. Он встретил здесь многих знакомых мальчиков, с которыми вместе держал экзамен. В их числе оказался Костя Зуюс, ставший хорошим товарищем Маршака. Он помог Самуилу наверстать пройденное и познакомил с гимназическими правилами.
В книге очень много рассказывается о разных учителях, уроках, о гимназистах и их проказах.
Классным наставником Самуила Маршака был преподаватель латинского и греческого языков Владимир Иванович Теплых. До поступления в гимназию Самуила, любимцем учителя был старший брат Маршака. Теперь расположение учителя перешло по наследству и к младшему. Теплых ласково называл Самуила "Маршачком". А братьев вместе именовал "триариями", то есть отборными воинами римской армии.
И до сих пор я бережно храню в своей памяти навсегда отпечатавшийся в ней облик этого особенного, не совсем понятного, но по своему необыкновенно привлекательного человека.
Именно Теплых заинтересовал Самуила Маршака древними языками и античной литературой. На его уроке ещё в младших классах Маршак перевёл стихами целую оду Горация "В ком спасение".
И напоследок расскажу ещё один эпизод, который меня очень заинтересовал.
В гимназию пришёл новый молодой учитель русского языка и литературы. На первых уроках казалось, что новый учитель не замечает ни подсказок, ни шпаргалок.
Понемногу самые искусные и опытные мастера подсказки и шпаргалки совершенно перестали церемониться на уроках Поповского.
Был в классе Стёпа Чердынцев, который не утруждал себя учёбой, надеясь на подсказку и умея виртуозно списывать. И вот по прошествии месяца, когда один из учеников отвечал, а Чердынцев подсказывал, глядя прямо в раскрытую на парте книгу, учитель прервал ответ и сказал: "Довольно. Вам я ставлю двойку за ответ, а Чердынцеву двойку за поведение". Никто этого не ожидал. И естественно, тут же раздался возглас: "За что?"
Как за что? И вы ещё осмеливаетесь спрашивать! Больше месяца терпел я это издевательство. Ведь я всё видел, но только мне было стыдно - понимаете ли, стыдно - ловить вас за руку, как мелких воришек. Кого вы обманываете?.. Если вы хотите остаться безграмотными, оставайтесь - воля ваша. Но в таком случае вам незачем занимать эти места за партами. Ведь на них могли сидеть честные и способные юноши, из которых бы вышел толк.
Итак, я надеюсь, вы прекратите эту нелепую комедию, и мы будем жить с вами в мире. А вас, Чердынцев, я попрошу на первой же перемене убрать подальше все ваши хитроумные изобретения. Надеюсь, они вам больше не понадобятся. Попробуйте жить честно. Я предлагаю вам такой уговор. Завтра у нас в классе письменная работа. Я освобождаю вас от неё, но зато вы тут же, при мне, выучить урок, который я вам задам. Не бойтесь - всего две-три странички, не больше! За это я поставлю вам в году тройку, а может быть, и четвёрку, и вы перейдете в следующий класс без переэкзаменовки.
Согласитесь, шикарное предложение. Вот только Стёпа настолько отвык работать честно, что не смог запомнить даже полстраницы.
-Но ведь вы не тупица, Чердынцев! Подумать только, сколько труда, хитрости, изобретательности тратили вы на то, чтобы несколько лет обманывать своих учителей!... А на честную работу вы не способны?
-Не способен! - едва слышным шёпотом сказал Чердынцев.
Очень сильный эпизод, который, мне кажется, тоже стоит прочитать современным ученикам.
Так случилось, что Самуил Маршак был принят в одну из лучших Петербургских гимназий. Но о ней в книге написано совсем немного, так как Маршак чувствовал себя там чужим. Тем более вскоре жизнь снова преподнесла ему сюрприз, когда он уехал жить и учиться в Ялту.
Почему Маршак оказался сначала в Петербургской, а затем в Ялтинской гимназиях расскажу в следующей статье, которая будет посвящена тому, какие книги читал Маршак в детстве и как развивался его писательский талант.