Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Порой от мамочек часто можно слышать о том, какой у нее трудный или непутевый ребенок. Какой он невнимательный или неуклюжий (часто спотыкается или что-то роняет, проносит еду мимо рта), что у него проблемы с концентрацией внимания, с усидчивостью, с частой импульсивностью, присутствует игнорирование правил поведения, что-то постоянно забывает или теряет вещи, затрудняется самостоятельно делать уроки или, вообще, организовать своё свободное время.

В некоторых случаях, это могут быть признаки СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности – определяет врач), но в основном это признаки нарушения сенсорной интеграции. А маме кажется, что какой у нее проблемный ребенок.

Сенсорная система человека включает: зрение, осязание, обоняние, слух, ощущения, так же вестибулярный аппарат, пропреацептивные ощущения – идут от мышц и суставов (отвечают за движения) и висцеральные ощущения - идущие от внутренних органов.

Т.е. в сенсорную интеграцию задействованы вестибулярный аппарат, пропреацептивные ощущения и висцеральные ощущения. Интеграция – собирание этих ощущений в единую систему.

Причины сенсорных нарушений: 1) пренатальные – недоразвитие органов вследствие приема матерью алкоголя во время беременности, нарушение мозговой деятельности;

2) родовые травмы;

3) депривация (отказники или дети лишенные первые месяцы жизни присутствия мамы);

4) жестокое обращение (сексуальное насилие, эмоциональное или физическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка;

5) органические поражения ЦНС;

6) не создается, соответствующая возрасту ребенка, окружающая среда.

Сенсорная целостность у ребенка нарушается вследствие его перезагруженности, когда его водят в большое количество кружков, секций, занятий и т.д., когда ребенок не имеет возможности спокойно играть и отдыхать.

Нарушения со стороны вестибулярного аппарата проявляются:

1) в гиперсензитивности (сензитивность - чувствительность) к движению, когда ребенок избегает детской площадки (горок, лесенок и др.), старается медленно двигаться или осторожно. Боится лифтов и эскалаторов, его может там укачать, боится падений, даже если нет риска. Боится высоты или подняться на ступеньку или бордюр. Избегает хождения по неровной поверхности, подыматься или опускаться по лестнице. Боится переворачиваться вверх тормашками, подбрасывания вверх, мытья головы вниз, не играет ни в какие прыгунки, боится велосипеда, даже 4-х колесного. Не может стоять на одной ноге даже с открытыми глазами, легко теряет равновесие.

2) в гипосензитивности – ребенок постоянно в движении, стремится ко всему, что дает быстрое движение, любит подбрасывания вверх, может кружиться часами, в парках на аттракционах любит все пугающее и т.д. постоянно бежит – подскакивает, когда сидит, то раскачивается всем телом, любит быстрые и опасные развлечения.

3) в низком мышечном тонусе и координации – астенический тип тела, легко устает, часто кладет под голову руку или ложится на стол. При падении не может сгруппироваться, трудности с открыванием или закрыванием чего-либо, поворотами ручек. Сложности с одеванием, плохо прыгает, плохая крупная моторика в целом, плохо чувствует свое тело, натыкается на косяки, не развита мелкая моторика, сложно даются музыкальные движения и т.д.

Одним словом, родителям есть необходимость уделять пристальное внимание к развитию сенсорной интеграции, с помощью которой выравнивается и эмоциональное состояние ребенка, и его трудное поведение, убираются его нервные привычки и ребенок выводится на новый интеллектуальный уровень.

Дорога к интеллекту лежит через мелкую моторику и сенсорную интеграцию.

В работе с вестибулярным аппаратом используется комплекс тренировочных упражнений, которые может подсказать детский психолог, либо есть возможность данную информацию найти на просторах интернета.

Далее продолжение следует про проприоцептивные ощущения и висцеральные нарушения.

Записаться на консультацию можно по WA 8-918-075-25-08

Автор: Заборовская Эверита Борисовна
Психолог, Наставник

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru