Развитие цифровых технологий привело к созданию альтернативной цифровой реальности, в которой сегодня люди играют, общаются и работают. И хотя на данном этапе еще не существует единого понимания, что это, цифровая среда развивается и скоро начнет конкурировать и, возможно, вытеснять реальный физический мир.
Первой ранней метавселенной стала социальная сеть IMVU (Instant Messaging Virtual Universe), созданная в 2004 году. 3D-аватары могли общаться, играть в игры, создавать контент, а также приобретать виртуальную одежду, недвижимость, мебель, домашних питомцев и прочее за внутреннюю валюту. Два года спустя была запущена игровая онлайн-платформа Roblox, ориентированная на детей и подростков, где пользователи могут создавать собственные игры и участвовать в играх, созданных другими. В последствие развитие компьютерных технологий позволило создать программное обеспечение, позволяющее аватарам перемещаться между независимыми виртуальными пространствами и существовать в альтернативной цифровой реальности.
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
Сегодня метавселенная переходит из разряда научной фантастики в реалии нашей повседневной жизни. Метавселенная – это общее виртуальное пространство, где люди представлены цифровыми аватарами. Виртуальный мир постоянно растет и развивается в зависимости от решений и действий общества в нем. Вполне вероятно, что через несколько лет мы сможем обзавестись собственным виртуальным двойником и вести параллельную жизнь в метавселенной, взаимодействуя с ее частями в своем физическом пространстве с помощью дополненной (Augmented reality) или виртуальной реальности (Virtual reality).
Расширение мета вселенной будет затрагивать три основных направления развития: экономику, культуру и сферу развлечений.
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Потенциальная аудитория метавселенной – держатели криптовалют, в электронных кошельках которых находится 2.6 триллионов долларов США, что превышает ВВП всех стран Африки, вместе взятых. Для них метавселенная предлагает новые финансовые инструменты и новые возможности развития бизнеса. По большому счету, метавселенные – это следующий этап развития блокчейн-культуры. Давно стало модным следить за новинками в мире компьютерных технологий, заводить аккаунты во всевозможных социальных сетях, быть активным пользователем, вести свой блог и прочее. А сегодня помимо имиджевых бонусов и лайков, следование IT тенденциям предоставляет хорошую возможность для заработка.
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Интернет-магазины — это данность в метавселенной. Но это больше, чем просто примерка одежды, которую люди могут купить в реальной жизни. Виртуальная мода, «скины» аватаров и виртуальная недвижимость (жилье, автомобили и т. д.) будут иметь свою ценность в метавселенной.
Мода - важная часть создания персонажа или аватара. Если в соцсети любая картинка могла использоваться в качестве аватарки, то в метавселенной аватар может менять одежду, аксессуары, прическу и макияж, следуя модным тенденциям и подчеркивая социальным и финансовый статус своего владельца.
Как и в реальном мире, компаниям, занимающимся маркетингом, необходимо иметь представление о культуре метавселенной. Цифровая одежда, построение мира или маркетинг могут иметь реальное влияние на бренды.
Также важно помнить, что метавселенные создаются для виртуального общения. В метавселенной люди не будут блуждать по отдельности.
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Изначально мета вселенные создавались как расширение игрового поля, предоставление игрокам возможности физического присутствия. Но постепенно коммуникация игроков во время игры стала выходить на другой уровень и теперь метавселенные сочетают функции коммуникации, типичные для социальных сетей, и развлечения, характерные для игровой индустрии. Более того, такие популярные игры как Fortnite и Roblox расширяют спектр своих услуг, предоставляя площадки для неигровых мероприятий, таких как концерты и тусовки.
Decentraland как пример успешного развития метавселенной
В 2020 году возник Decentraland, децентрализованный виртуальный мир, основанный на блокчейне Ethereum, которым полностью управляет сообщество пользователей. В Decentraland можно попасть с помощью VR- шлема и погрузиться в виртуальный мир, в котором все объекты (земельные участки, недвижимость, одежда и прочие) и услуги имеют реальную стоимость. Капитализация Decentraland составляет $4,8 миллиардов. За последние месяцы эта метавселенная привлекла такие бренды, как Coca-Cola, Sotheby’s, NASA и Playboy, а также множество знаменитостей, не говоря уже о десятках крупнейших криптокомпаний и NFT-художниках.
Decentraland 2020
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Основным преимуществом метавселенной является идентификация и реализация новых приложений, которые революционизируют способы использования людьми Интернета и других связанных с ним цифровых коммуникационных технологий, позволит им получить более захватывающий опыт, вызывая ощущение присутствия.
Пандемия Covid-19 является основной причиной, по которой платформы видеоконференцсвязи, такие как Zoom Video Communications, Google Meet и Microsoft Teams, стали более популярными. Однако, взаимодействие ограничивается передачей аудио и видео в реальном времени с экрана на экран. Платформа, основанная на метавселенной, позволит более увлекательно осуществлять взаимодействие между участниками за счет иммерсивной и графически насыщенной виртуальной среды.
Еще одним заметным преимуществом метавселенной является то, что она дополняет приложения технологии блокчейн. Но блокчейн — это больше, чем просто технология для внедрения и поддержки крипто-валют и крипто-токенов. Это, в частности, децентрализованная или распределенная база данных, используемая в качестве записи или реестра транзакций.
Учитывая будущее расширение социальных сетей, развитие цифровых коммуникаций, преимущества для бизнеса и маркетологов, а также дополнительное влияние на приложения блокчейна, еще одним преимуществом метавселенной является то, что она может полностью поддерживать создание виртуальной экономики, которая функционирует аналогично реальная мировая экономика.
НЕДОСТАТКИ МЕТАВСЕЛЕННОЙ
Крупные технологические компании, продвигающие его создание, по сути, стремятся к тому, чтобы люди жили в этом цифровом мире. Однако эта идея не нравится другим игрокам отрасли и критикам. Это также вызвало ряд вопросов и опасений из-за постоянных и все еще нерешенных проблем, с которыми сталкивается текущее киберпространство.
Одним из недостатков метавселенной является то, что для ее реализации потребуется внедрение передовых технологий.
Участие в общем виртуальном пространстве потребует надежной скорости передачи данных, поскольку это требует значительных графических ресурсов.
Но факт остается фактом: надежные услуги по-прежнему недоступны для многих людей во всем мире. Кроме того, для привлечения людей к участию в метавселенной, а также к использованию ее преимуществ и приложений потребуется широкомасштабное развертывание более совершенных или передовых технологий цифровой связи поставщиками услуг и соответствующими государственными учреждениями.
Концепция также потребует цифровых средств связи следующего поколения или устройств. Эти предметы недоступны для отдельных лиц и сообществ по той простой причине, что они либо до сих пор недоступны на рынке, либо остаются дорогими. Неспособность сделать их доступными оттолкнет некоторых людей от обещанных преимуществ метавселенной.
Конечно, если текущая цифровая сфера все еще страдает от этих опасений или проблем, можно с уверенностью сказать, что они будут унаследованы в будущих итерациях онлайн-платформам и приложениям, включая метавселенную. Кроме того, идея общего виртуального пространства откроет новые проблемы, касающиеся безопасности и конфиденциальности не только отдельных лиц, но и организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока еще метавселенная - это термин, который по сути представляет собой иммерсивный онлайн-опыт, который сочетает в себе несколько аспектов социальных сетей, дополненной реальности, виртуальной реальности, онлайн-игр и искусственного интеллекта, чтобы позволить отдельным лицам или участникам создать виртуальное присутствие, которое позволит им взаимодействовать друг с другом.
Основываясь на этом определении, его преимущества заключаются в улучшении существующего опыта социальных сетей и цифровых коммуникаций, открытии новых возможностей для бизнеса, создании ценной виртуальной экономики и дополнении приложений технологии блокчейн.
Недостатки метавселенной, а также проблемы и критика в ее адрес в первую очередь связаны с тем фактом, что текущие онлайн-платформы или продукты и услуги остаются проблематичными. Эти проблемы включают риски для безопасности и конфиденциальности, социальные и культурные последствия современных цифровых коммуникаций и ограниченную доступность технологий.