Белый снег. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. (Ой, по нынешним-то временам эта лермонтовская метафора опасна. Пришьют пропаганду нетрадиционного. Поди потом оправдывайся: это ж Лермонтов! - Ах, ещё и Лермонтов...)
«Вита Нова» издала две замечательные книжки: Льюис Кэррол, «Фотограф на съёмках. Стихи и проза Льюиса Кэррола о фотографии». И еще: Льюис Кэррол, «И смысл? И рифма?».
Стихи Кэррола держатся на совете Бродского одному молодому стихотворцу. (Кэррол не мог знать этот совет, но исправно его исполнял).
«Вы идёте от смысла, от мысли к рифме, а нужно идти от рифмы к смыслу и мысли. Рифма сама выведет Вас к неожиданной для Вас мысли или к новому смыслу».
Или к бессмыслице, добавил бы англиканский священник, математик и фотограф, написавший две изумительные книжки для детей и взрослых про Алису и одну смешную и страшную поэму: «Охота на Снарка».
Я понял, что она очень страшная, прочитав и просмотрев первую книгу, больше половины которой занимают фотографии Льюиса Кэррола, среди милого викторианства которых такое порой взрывается, например: «Голова и плечевой пояс трески и череп человека» (Джек-Потрошитель курит), и ознакомившись с его стихотворными нонсенсами (абсурдистскими стихами).
Например, уморительной балладой: «Гайавата фотографирует». Кроме того, я прочёл помещённый во второй книге очень хороший перевод «Охоты на Снарка» М. Матвеева и его же девять толкований поэмы.
Нет десятого, объясняющего, кто же такой Снарк и почему он Буджум и почему его (Снарка? Буджума?) поймать невозможно.
Снарк – это безумие, абсурд, нелепица, как и разум, свойственные и человеку по отдельности, и человеческому обществу в целом.
Как поймать безумие? Как превратить кошмар в весёлую книгу для детей и взрослых? Актуальная, согласитесь, проблема...
Кэрролл Л. Фотограф на съёмках. Пер. с англ. Ю. А. Данилова, М. Л. Матвеева. – Спб., «Вита Нова», 2021 – 336 с.
Кэррол Л. И смысл? И рифма? Пер. с англ., статьи, комментарии М. Л. Матвеева. – Спб., 2022. – 384 с.